Удивительный инструмент – скрипка! Удивительный и сложнейший! Расположить ее к себе способен только истинно тонкий музыкант и Большой мастер, коим и является скрипач, выступавший на 24 апреля сцене Большого Зала Новосибирской государственной консерватории – Захар Брон.
Сольный концерт народного артиста России, профессора Захара Брона проходил в рамках XI Международного фестиваля скрипичной музыки. Программа маэстро охватила три следующих друг за другом направления: классицизм, представленный произведениями Бетховена, романтизм – Мендельсона, импрессионизм – Равеля. В исполнении маэстро прозвучали как крупные циклические произведения, такие как трехчастные сонаты A-dur («Крейцерова») Бетховена и F-dur Мендельсона, так и одночастные миниатюры вышеупомянутых авторов – Романс G-dur и «На крыльях песни» в обработке И. Ахрона, а также Рапсодия «Цыганка» Равеля.
Что можно сказать об исполнении, когда играет сам Захар Брон... Только самое хорошее! Присутствующие в зале внимали яркой эмоциональности и образным контрастам между стремительной напористостью и лирикой в Сонате Бетховена, виртуозности скрипача в воплощении цыганско-венгерского духа «Цыганки» Равеля. Тандем скрипки и фортепиано, Захара Брона и Ирины Виноградовой, уже давно работающих вместе, был безупречен. Особо пленяла мимика маэстро, по лицу которого даже не знакомые с исполняемыми сочинениями слушатели могли «читать» драматургию: перед лирическими моментами его лицо за несколько мгновений озарялось мягкой светлой улыбкой, и от него невозможно было отвести глаз...
Во втором отделении концерта слушателей захватила лирическая сфера: Захар Брон мастерски показал разнообразие ее оттенков – светлая и проникновенная, психологическая и драматическая во второй части Сонаты Мендельсона, проникновенная и пульсирующая, словно человеческий голос в его же Песне. Динамически-виртуозная сфера в исполнении маэстро столь стремительна – в крайних частях Сонаты и Рапсодии Равеля, что слушая ее, кажется, что скрипач еще немного, и воспарит ввысь! Безукоризненно были исполнены эпизоды с применением щипковой техники.
После исполнения объявленной программы маэстро порадовал слушателей еще тремя произведениями, первое из которых удивило необычностью тембра, как будто подражающего щебетанию птиц, а третье, баркаролльного склада, заворожило проникновенными лирическими интонациями инструмента.
Отрадно осознавать, что внушительную часть своей творческой и педагогической деятельности Брон посвятил Новосибирску... И, как сказал перед его выступлением ведущий, Борис Робинсон, оставив Новосибирск, Захар Брон делает все, чтобы Новосибирская скрипичная школа славилась во всем мире. За это, а также за его вдохновенную игру на сегодняшнем концерте, за самоотдачу на мастер-классах с нашими студентами хочется выразить ему самую глубокую и искреннюю благодарность!
|