В один из конкурсных дней, насыщенных прослушиваниями и репетициями мне удалось задать несколько вопросов профессору НГК (академии) им. М.И. Глинки Виктору Меликовичу Минасяну – дирижеру, заслуженному деятелю искусств России, – об участии в конкурсе Студенческого оркестра им. И. И. Соллертинского1, руководителем которого он является, и о самом конкурсе юных скрипачей.
– Виктор Меликович, в первую очередь хотелось бы узнать Ваше мнение о значениии роли Захара Нухимовича Брона в жизни Новосибирской консерватории, а также о конкурсе, который носит имя З. Н. Брона.
– Безусловно, здесь двух мнений быть не может. Захар Нухимович очень стимулирует кафедру, стимулирует скрипачей, которые занимаются у нас. Конкурс, который он проводит, несмотря на большую занятость, и уделяет ему много времени, приезжая сюда – это очень большое событие, это мощный всплеск для струнной кафедры Новосибирской консерватории и наших скрипачей в первую очередь. Этот конкурс очень значим для консерватории, даже если не говорить о том, что это опыт и стимул. Ведь, дело в том, что любой конкурс, тем более такой значимый, придает, конечно, большую весомость педагогическому труду моих коллег, всему скрипичному исполнительству Сибири. Очень жаль, что вдруг переместили Международный конкурс пианистов им. В. Лотар-Шевченко, который проходил в нашей консерватории. Все-таки международный конкурс – это показатель вуза, это показатель его деятельности, работоспособности и, конечно же, престиж.
– Скажите, пожалуйста, насколько сложна была подготовка к участию в конкурсе Студенческого оркестра, руководителем которого Вы являетесь?
– Если говорить о пяти концертах, которые мы будем исполнять, то их подготовка действительно представила определенные трудности, но только во временном плане, если учесть, что в этом учебном году в октябре мы сыграли Девятую симфонию Д. Шостаковича, Второй концерт Л. Бетховена, потом отмечали 110 лет со дня рождения И. И. Соллертинского. Правда, «Казнь Степана Разина» и Девятую симфонию мы повторяли, но все равно, программа была очень сложная и объемная, поэтому программу для конкурса мы начали готовить только в феврале. Конечно, времени было мало на то, чтобы все сделать детально, но концерты не очень сложны по тексту…, не сложнее, чем, например, Пятая или Девятая симфонии.
– Все же для студентов, которые играют в вашем оркестре, подготовка и участие в конкурсе – это большой опыт?
– Безусловно, это очень большой опыт, потому что, когда играешь, например, симфонию, то сталкиваешься с определенными сложностями, здесь же необходимо играть и под дирижера, и под солиста. Однако любое преодоление трудностей – это ценный опыт для ребят.
–Виктор Меликович, как Вы относитесь к конкурсам, каково их значение для профессионального становления музыканта?
– Конкурс – это дело хорошее, но с другой стороны, спешка подготовки к конкурсам порой мешает гармоничному развитию музыканта. Как скрипач я могу сказать, что все, кто готовятся к конкурсам, в какой–то период времени не играют всех тех упражнений, этюдов, которые должны дать основу скрипачу. Конечно, конкурс – это тоже стимул для занятий, в частности, для детей, но мое мнение такое, что не должно быть «конкурсомании», иначе может пострадать качество.
– Как профессиональный скрипач, скажите, по каким критериям обычно жюри оценивает уровень скрипичного исполнительства?
– Я не берусь предугадывать мнение жюри, каждый член жюри, каждый музыкант для себя оценивает выступление конкурсанта по-своему. Лично мне импонирует интересный музыкант. Я оцениваю, прежде всего, музыканта, несмотря на какие-то детали, шероховатости, и даже… ошибки. Понимаете, все-таки ценнее музыкант, чем «техническая машина».
Большое спасибо Вам, Виктор Меликович, за интересную беседу!
Надеюсь, что этот конкурс станет не только приобретением ценного опыта, но и новой ступенью в профессиональном росте каждого его участника.
|