Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Конкурсная весна" №3 (20), Июль 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_20/?page=search

     
    Новосибирск музыкальный

    Соколова Л.

    Музыка польского барокко в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Dawnamuzyka Polski»

    Соколова Людмила

    магистрант I курса НГК

     


    27 апреля 2013 г. в Кафедральном католическом соборе Преображения Господня в Новосибирске по случаю проведения Международной научной конференции «Проблемы российско-польской истории и культурный диалог» состоялся благотворительный концерт инструментального ансамбля старинной польской музыки «Dawnamuzyka Polski». Концерт был подготовлен силами членов общественной культурно-просветительской организации и студентов Новосибирской консерватории для участников конференции, в числе которых были российские и польские ученые. Концерт не предполагал присутствие широкой аудитории, поэтому слушателями были члены «Дома Польского», а также прихожане церкви.

    Ансамбль «Dawnamuzyka Polski» сложился недавно внутри общественной культурно-просветительской организации «Дом Польский» в Новосибирске по инициативе ее председателя Людмилы Дуплинской. В настоящее время состав ансамбля находится еще на стадии формирования, однако все его участники – студенты Новосибирской консерватории, некоторые из них являются членами «Дома Польского».

    Премьерное выступление ансамбля состоялось 18 сентября 2012 г. на сцене Новосибирской филармонии в рамках фестиваля польской культуры в Новосибирске, где совместно с музыкантами ансамбля ранней музыки «Insula Magiсa» было исполнено сочинение польского композитора Миколая Зеленьского «Domus Mea»,песни из хоральных нотных тетрадей XVI в., а также «Osiemtancowpolskich» неизвестного польского автора при участии танцевальных пар клуба исторического танца «Медиваль». По мнению руководителя ансамбля – студентки НГК им. М.И. Глинки Юлии Вербицкой, 18 сентября можно считать датой рождения ансамбля.

    Поскольку концерт «Dawnamuzyka Polski» был частью культурных мероприятий, приуроченных к российско-польской конференции, в его программе прозвучали произведения польских композиторов эпохи барокко. Безусловно, барокко является важным этапом в истории польской классической музыки, так как именно в это время появилась плеяда талантливых мастеров, главным образом, в области инструментальной музыки, таких, как Марцин Мельчевский, Миколай Зеленьский, Адам Яжембский, Бартоломей Пенкель, Дамиан Стахович, Станислав Силивестр Шажиньский. Я думаю, не многим, в том числе и профессиональным музыкантам, известны эти имена. Однако польскими композиторами барокко создано немало замечательных музыкальных образцов.

    По словам Юлии Вербицкой, партитуры произведений польских авторов были привезены из Кракова пани Людмилой Дуплинской, а репертуар концерта определялся исходя из возможностей ансамбля. В отличие от первого выступления ансамбля, где были задействованы духовые и ударные инструменты, на этот раз в его составе струнные инструменты (2 скрипки, виолончель), орган и вокал (2 сопрано, тенор, бас).

    Программа концерта была разнообразна по жанрам и тематике произведений. Открыла концерт Соната для двух скрипок и органа Станислава Силивестра Шажиньского – одного из наиболее известнейших композиторов в музыке польского барокко. Настоящим украшением концерта были два вокально-инструментальных произведения, необыкновенно точно воссоздающих атмосферу барокко «Jesus pesmea» («Иисус моя надежда») и «Veni Sancte Spiritus» («Дух святой приди») Станислава Шажиньского, прозвучавшие в исполнении сопрано, струнных и органа. В продолжение религиозной тематики польской барочной музыки были исполнены «концерт костёльный» «Veni Consolator» («Приди утешитель») Дамиана Стаховича для сопрано, органа и виолончели и 2 скрипок и сольный концерт Марчина Мельческого «Deus Nomine Tuo» для баса, органа и струнных, который на сегодняшний день является одним из известнейших сольных концертов композитора.

    Яркий контраст своей музыкой внесла миниатюра Адама Яжембского «Tamburetta» для 5 инструментов, имитирующая своеобразную картину сельского танца. Именно в этом небольшом произведении в наибольшей мере композитором претворены ладовые и интонационные особенности польской народной музыки.

    В завершении концерта прозвучало весьма оригинальное сочинение польского композитора Миколая из Кракова "Otoz moja powolno sttakmisie placi" («Моя медлительность меня сгубила») для вокального ансамбля, органа, виолончели, 2 скрипок, полифоническое многоголосие которого во многом напоминает барочный мотет.

    По окончании концерта бурными аплодисментами восторженные слушатели отблагодарили музыкантов. Гости из Польши явно не ожидали столь красивого музыкального подарка в завершении научной конференции. В свою очередь участникам ансамбля было приятно услышать в ответ теплые слова благодарности, которые выразил от лица польской делегации к.и.н. Пётр Глушковский: «Прежде всего, мы хотим сказать вам спасибо! Мы не ожидали такого приема, мы не ожидали, что сможем сегодня услышать такой прекрасный концерт. Многие польские коллеги в разных частях мира слышали разные концерты, и я вижу по их лицам, что они в восторге. Большое спасибо! Мы очень благодарны вам за то, что вы так прекрасно выступили!».

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки