27 апреля 2013 г. в Кафедральном католическом соборе Преображения Господня в Новосибирске по случаю проведения Международной научной конференции «Проблемы российско-польской истории и культурный диалог» состоялся благотворительный концерт инструментального ансамбля старинной польской музыки «Dawnamuzyka Polski». Концерт был подготовлен силами членов общественной культурно-просветительской организации и студентов Новосибирской консерватории для участников конференции, в числе которых были российские и польские ученые. Концерт не предполагал присутствие широкой аудитории, поэтому слушателями были члены «Дома Польского», а также прихожане церкви.
Ансамбль «Dawnamuzyka Polski» сложился недавно внутри общественной культурно-просветительской организации «Дом Польский» в Новосибирске по инициативе ее председателя Людмилы Дуплинской. В настоящее время состав ансамбля находится еще на стадии формирования, однако все его участники – студенты Новосибирской консерватории, некоторые из них являются членами «Дома Польского».
Премьерное выступление ансамбля состоялось 18 сентября 2012 г. на сцене Новосибирской филармонии в рамках фестиваля польской культуры в Новосибирске, где совместно с музыкантами ансамбля ранней музыки «Insula Magiсa» было исполнено сочинение польского композитора Миколая Зеленьского «Domus Mea»,песни из хоральных нотных тетрадей XVI в., а также «Osiemtancowpolskich» неизвестного польского автора при участии танцевальных пар клуба исторического танца «Медиваль». По мнению руководителя ансамбля – студентки НГК им. М.И. Глинки Юлии Вербицкой, 18 сентября можно считать датой рождения ансамбля.
Поскольку концерт «Dawnamuzyka Polski» был частью культурных мероприятий, приуроченных к российско-польской конференции, в его программе прозвучали произведения польских композиторов эпохи барокко. Безусловно, барокко является важным этапом в истории польской классической музыки, так как именно в это время появилась плеяда талантливых мастеров, главным образом, в области инструментальной музыки, таких, как Марцин Мельчевский, Миколай Зеленьский, Адам Яжембский, Бартоломей Пенкель, Дамиан Стахович, Станислав Силивестр Шажиньский. Я думаю, не многим, в том числе и профессиональным музыкантам, известны эти имена. Однако польскими композиторами барокко создано немало замечательных музыкальных образцов.
По словам Юлии Вербицкой, партитуры произведений польских авторов были привезены из Кракова пани Людмилой Дуплинской, а репертуар концерта определялся исходя из возможностей ансамбля. В отличие от первого выступления ансамбля, где были задействованы духовые и ударные инструменты, на этот раз в его составе струнные инструменты (2 скрипки, виолончель), орган и вокал (2 сопрано, тенор, бас).
Программа концерта была разнообразна по жанрам и тематике произведений. Открыла концерт Соната для двух скрипок и органа Станислава Силивестра Шажиньского – одного из наиболее известнейших композиторов в музыке польского барокко. Настоящим украшением концерта были два вокально-инструментальных произведения, необыкновенно точно воссоздающих атмосферу барокко «Jesus pesmea» («Иисус моя надежда») и «Veni Sancte Spiritus» («Дух святой приди») Станислава Шажиньского, прозвучавшие в исполнении сопрано, струнных и органа. В продолжение религиозной тематики польской барочной музыки были исполнены «концерт костёльный» «Veni Consolator» («Приди утешитель») Дамиана Стаховича для сопрано, органа и виолончели и 2 скрипок и сольный концерт Марчина Мельческого «Deus Nomine Tuo» для баса, органа и струнных, который на сегодняшний день является одним из известнейших сольных концертов композитора.
Яркий контраст своей музыкой внесла миниатюра Адама Яжембского «Tamburetta» для 5 инструментов, имитирующая своеобразную картину сельского танца. Именно в этом небольшом произведении в наибольшей мере композитором претворены ладовые и интонационные особенности польской народной музыки.
В завершении концерта прозвучало весьма оригинальное сочинение польского композитора Миколая из Кракова "Otoz moja powolno sttakmisie placi" («Моя медлительность меня сгубила») для вокального ансамбля, органа, виолончели, 2 скрипок, полифоническое многоголосие которого во многом напоминает барочный мотет.
По окончании концерта бурными аплодисментами восторженные слушатели отблагодарили музыкантов. Гости из Польши явно не ожидали столь красивого музыкального подарка в завершении научной конференции. В свою очередь участникам ансамбля было приятно услышать в ответ теплые слова благодарности, которые выразил от лица польской делегации к.и.н. Пётр Глушковский: «Прежде всего, мы хотим сказать вам спасибо! Мы не ожидали такого приема, мы не ожидали, что сможем сегодня услышать такой прекрасный концерт. Многие польские коллеги в разных частях мира слышали разные концерты, и я вижу по их лицам, что они в восторге. Большое спасибо! Мы очень благодарны вам за то, что вы так прекрасно выступили!».
|