Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Год Культуры" №4 (25), Октябрь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_25/?page=search

     
    Фестивали

    Новокрещенова А.

    «Сибирский органный форум»:
    состояние современной органной культуры

    Новокрещенова Анна

    студентка IV курса ТКФ

     


    Конец октября 2014 года ознаменовался проведением значительного в музыкальной жизни Новосибирска события: с 28 по 30 октября в стенах Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки прошел Международный творческий проект «Сибирский органный форум», проводящийся при информационной поддержке Министерства культуры Новосибирской области. В рамках форума планировалось провести ряд разных и всесторонне насыщенных мероприятий: мастер-классы приглашенного специального гостя, органиста, профессора класса органа Университета музыки и драматического искусства г. Грац Гюнтера Роста (Австрия), научно-практическая конференция «Западноевропейская доклассическая музыка: вопросы истории, теории и практики» с участием кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории им. П. И. Чайковского Романа Александровича Насонова, а также три интереснейших концерта.

    По случаю открытия «Сибирского органного форума» 28 октября в конференц-зале НГК им. М. И. Глинки состоялась пресс-конференция, центральной фигурой которой стал Гюнтер Рост – всемирно известный органист, профессор класса органа и глава органного факультета в Университете музыки и драматического искусства г. Грац (Австрия), победитель многочисленных международных конкурсов, в том числе – таких авторитетных, как баховский конкурс в Лейпциге, органные конкурсы в Шпайере, Эрфурте, Далласе. Нашу сибирскую органную школу на пресс-конференции представила доцент НГК им. М. И. Глинки, Наталья Викторовна Багинская. Также на этом мероприятии присутствовала член организаторской части проекта, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной и творческой работе НГК, Ольга Александровна Светлова.

    Общение осуществлялось при помощи преподавателя кафедры иностранных языков Д. В. Коротеева.

    В первую очередь на пресс-конференции предстояло обсудить цели и задачи проведения данного мероприятия, а также рассмотреть ряд важных вопросов, охватывающих широкий, как оказалось, круг проблем. Помимо собственно организационных вопросов, к ее участникам поступали вопросы, связанные с состоянием органного исполнительства на сегодняшний день, с развитием органного исполнительства в Сибири, а также вопросы, касающиеся специфики преподавания органной музыки и другие, открывшие некоторые проблемные зоны в области органного исполнительства.

    По словам О. А. Светловой, в основе организации и проведения форума стоят, прежде всего, образовательные задачи, объединяющиеся по нескольким направлениям: практическая (мастер-классы) и собственно научная составляющая (научно-практическая конференция), так как сибирская органная школа в настоящее время также входит в область научного рассмотрения. Эти составляющие образуют комплексный подход к современной органной культуре в целом и, конкретно, органной культуре Сибири, и, соответственно, образуют цель проведения форума.

    Что касается именно вопроса избрания в качестве главного предмета сегодняшнего мероприятия доклассической музыки, то в настоящее время в истории музыки обнаруживается много «белых пятен», поэтому ее изучение является одним из направлений, активно возрождающихся сейчас в Новосибирской консерватории. Более того, в связи с появлением возможности доступа к архивным документам и источникам, появилась потребность переосмысления многих вопросов, касающихся западноевропейской доклассической музыки. В последнем и заключается основной вопрос, определяющий направленность тематики научно-практической конференции, которая посвящена вопросам ее истории, теории и практики.

    В связи с тем, что центральной фигурой пресс-конференции стал известный австрийский органист, то журналистов интересовали вопросы, касающиеся, прежде всего, состояния современной зарубежной органной культуры и выяснения некоторых параллелей с состоянием российской, и, конкретно, сибирской органной музыки.

    На вопрос о степени актуальности общественного интереса к органной музыке в России и в Западной Европе Г. Рост ответил, что в этом отношении имеется некая двойственная ситуация. С одной стороны, в Австрии и, шире, в Западной Европе существует давняя традиция органного исполнительства в контексте богатой традиции бытования органа в религиозном контексте, и, соответственно, большой массив музыкальных сочинений для исполнения на этом инструменте.

    С другой же стороны, просматривается не очень позитивная сторона ситуации: положение органа в современной исполнительской практике является достаточно проблематичным, так как в восприятии общества этот инструмент не является достаточно востребованным и распространенным, в отличие от других, например, скрипки или фортепиано. Эта причина связана и со сложностью техники исполнения и сложностью конструкции органа. Во многом такое отношение зависит и от устоявшегося взгляда на орган как на инструмент с многовековой традицией исполнения в рамках серьезной, церковной традиции, запретной для каких-либо «новшеств», что во многом ограничивает возможности интерпретации и восприятия музыки, и, в свою очередь, развитие органной культуры в целом. Нужно сказать, что по всем этим причинам современные композиторы «опасаются» писать музыку для органа, что также ограничивает органный репертуар в своем развитии.

    В связи с этим, на сегодняшний день становится актуальной проблема популяризации органа, необходимость увеличения интереса к нему среди публики. Одним из немногих способов популяризации органа среди слушателей в рамках академической музыки является возможность изменения подхода к интерпретации музыки, что было отмечено Г. Ростом. Кроме того, в век развития электронных технологий появляется возможность усовершенствования конструкции органа, например, в сторону уменьшения масштабов и облегчения техники исполнения, но нельзя сказать, что этот подход изменит сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.

    К сожалению, по-настоящему большого интереса к органу не наблюдается сейчас ни в России, ни в Европе. Но, как было отмечено Г. Ростом, российская музыкальная культура имеет в этом отношении достаточно большой потенциал, т. к. является открытой к восприятию традиций западного органного исполнительства, на которые во многом ориентируется. Европейская органная школа, по сравнению с российской, несомненно, имеет гораздо большую историю развития и крепкие традиции исполнительства, и выступает ориентиром для российской органной школы. Г. Рост с благодарностью отметил, что сейчас в России возрождается интерес к органной культуре и обозначил положительную ситуацию в плане восприятия органа в России, как инструмента, нисколько не уступающего по значимости другим.

    На пресс-конференции был поднят вопрос, касающийся специфики обучения игре на органе. Не секрет, что некоторые исполнители-органисты «приходят» в профессию, имея за плечами «фортепианное» прошлое. К тому же, например, в Новосибирске просто отсутствуют первые ступени обучения на органе (в Новосибирском музыкальном колледже им. А. Ф. Мурова и Новосибирской Специальной Музыкальной Школе сегодня закрыт прием студентов на специальность «орган») и на сегодняшний день обучение доступно лишь в консерватории. Тем не менее, для профессионального становления органиста требуется начинать обучение игре непосредственно на органе.

    Однако, вместе с трудностями в ситуации образования, по словам Натальи Викторовны Багинской, в последнее время в России и, в частности, в Новосибирске наблюдается появление интереса к этому инструменту. Поэтому европейские методы преподавания, однозначно, находят благодатную почву для восприятия нашими российскими органистами. Соответственно, на пользу развитию сибирской органной школы идут различные конкурсы органного исполнительства, проводящиеся в России и за рубежом, стажировки, мастер-классы. Некоторые молодые органисты, благодаря таким конкурсам, имеют возможность обучения за рубежом (например, Алексей Вылегжанин, успешно показавший себя на одном из органных конкурсов несколько лет назад, сейчас проходит обучение в г. Грац у Гюнтера Роста, который самым восхищенным образом отозвался о его потенциале).

    Обсуждение ряда поднятых на пресс-конференции вопросов вскрыло много дискуссионных общих мест в области органной культуры, и проблем, далеко не все из которых представляется возможным на сегодняшний день разрешить.

    Теперь же все многочисленые поклонники органной музыки с нетерпением будут ожидать следующих мероприятий в рамках проведения «Сибирского органного форума».

    фото М. Мурин

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки