Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Год Культуры" №4 (25), Октябрь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_25/?page=search

     
    Фестивали

    Новокрещенова А.

    Концерт знаменитого органиста в Новосибирске

    Новокрещенова Анна

    студентка IV курса ТКФ

     


    30 октября 2014 года в рамках Международного творческого проекта «Сибирский органный форум», на протяжении трех дней проводившегося в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, состоялся сольный концерт приглашенного гостя, всемирно известного органиста Гюнтера Роста (Австрия). Концерт знаменитого исполнителя стал не только важным этапом всего творческого проекта и одновременно его завершением, но и значимым событием для Новосибирска и его культурной жизни в целом.

    Гюнтер Рост является профессором класса органа в Университете музыки и драматического искусства г. Грац (Австрия). Его творческая деятельность отличается разносторонностью и необычайной плодотворностью. Продолжатель традиций органного исполнительства знаменитой французской органистки Мари-Клер Ален, он уже в юном возрасте заявил о себе как о блестящем исполнителе, исполнив в 16-летнем возрасте все органные сочинения И. С. Баха. Г. Рост является действующим органистом, концертирующим по всему миру. К его деятельности относится сотрудничество со многими известными музыкальными коллективами, такими, как Симфонический оркестр Далласа, лейпцигский Гевандхаус-оркестр, Симфонический оркестр Бамберга. Знаменитый органист является победителем многочисленных международных органных конкурсов, таких, как баховский конкурс в Лейпциге, органные конкурсы в Шпайере, Эрфурте, Далласе.

    Помимо широкой исполнительской деятельности, в его репертуаре есть собственные обработки и транскрипции различных произведений, в частности, запись «Гольдберг-вариаций» И. С. Баха и цикла Прелюдий Ф. Шопена.

    Г. Рост является первым исполнителем всех органных сочинений чешского композитора Петра Эбена, в сотрудничестве с которым они были записаны (в 5 CD). Известно, что П. Эбен выбрал Гюнтера Роста в качестве лучшего, по его мнению, органиста для исполнения своей музыки.

    Также нельзя не упомянуть особый вклад Г. Роста в развитие современного органного строительства, направленного на усовершенствование инструмента (известно, что Г. Рост является создателем проекта цифрового концертного органа).

    Широкая преподавательская деятельность Г. Роста включает проведение мастер-классов по всему миру. Несомненно, его нынешний приезд стал важным этапом развития органного исполнительства в Новосибирске.

    Концертная программа, прозвучавшая в его сольном концерте, состоявшемся в Новосибирской консерватории, была составлена из сочинений композиторов разных эпох, являвшихся в свое время также превосходными органистами – И. С. Баха, Ф. Мендельсона и Л. Вьерна.

    Из сочинений И. С. Баха была исполнена «Большая» Прелюдия и фуга для органа ми минор BWV 548, поразившая необычайно «свободным» ее прочтением, и Французская сюита № 6 (в транскрипции Г. Роста), в которой путем смены и комбинирования регистров органа была представлена богатая тембровая палитра звучания.

    Также в концерте были исполнены Сонаты для органа № 3 и № 5 из широко известного цикла «Шесть органных сонат» op. 65 Ф. Мендельсона, написанные в середине XIX века и принадлежащие к позднему периоду творчества композитора, которые иногда называют «романтическими». В исполненных Сонатах стилистические черты романтизма выступили в сочетании с чертами сложной полифонической работы и использованием хоральных мелодий, обращение к которым свидетельствует о глубокой связи с традициями И. С. Баха (в первой части Третьей Сонаты расположена двойная фуга на хорал «Aus tiefer Noth schrei ich za dir» («Из глубины взываю к Тебе»), а в первой части Пятой Сонаты – стилизованный вариант хоральной мелодии).

    Во втором отделении концерта было исполнено крупное сочинение композитора XX века Луи Вьерна, завершающего эпоху романтизма – последняя из его органных симфоний, технически и образно сложнейшая Симфония № 6 op. 59, в пяти частях.

    Основное качество, свойственное манере исполнения Гюнтера Роста, которое хочется отметить, – это большая внутренняя творческая энергия, глубинно преображающая каждое сочинение, интерпретируемое органистом как индивидуальное музыкальное целое.

    Г. Рост, не выходя за рамки «академического» органного исполнительства, обладает индивидуальным исполнительским стилем, отличающимся особой, несколько «романтизированной» и одухотворенной «подачей» музыки. Особенно это было заметно в произведении, прозвучавшем первым – Прелюдии и фуге Баха. Трактовка сочинения отличилась настолько необычной для восприятия, большой степенью агогической свободы, что иногда это казалось непривычным, идущим «вразрез» с устоявшимися слушательскими представлениями о том, как следует исполнять музыку Баха. Во многом это связано с традиционной склонностью трактовать инструмент, как предполагающий исполнение в рамках церковной традиции. Но Г. Рост неоднократно, еще в ходе пресс-конференции и мастер-классов, отметил, что при подобном исполнении музыки существует опасность эмоционального «отдаления» от слушателя.

    Эмоционально раскрываясь за инструментом, Г. Рост стремится к наполнению музыки новым смыслом, оживляя ее и выводя на новую ступень выразительности, тем самым делая ее ближе и доступнее широкому кругу слушателей, обращаясь к чувственно-осязаемому восприятию ими звуков музыки.

    Публика приняла выступление органиста великолепно. Об этом говорил полный зал и всеобщий ажиотаж в преддверии самого концерта и на всем его протяжении. Очевидно, отметив благодарность публики в виде нескончаемых аплодисментов и, к большому ее удовольствию, Гюнтер Рост исполнил еще два сочинения – одну из частей скрипичного концерта А. Вивальди (в переложении для органа И. С. Баха) и Прелюдию М. Дюпре ми минор.

    «Сибирский органный форум» подошел к завершению. Надеемся на дальнейшее продолжение сотрудничества Г. Роста и представителями сибирской музыкальной культуры в будущем.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки