Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Музыка и ее интерпретация" №1 (26), Январь 2015 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК
  • Наши друзья

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_26/?page=search

     
    Концерты

    Шилов С.

    «Цель творчества – самоотдача»

    Шилов Сергей

    студент IV курса ТКФ

     


    16 декабря 2014 года в Большом зале консерватории с большим успехом прошел вечер фортепианной музыки. Сольный концерт давал профессор НГК имени И. М. Глинки, доктор искусствоведения Михаил Георгиевич Карпычев. В программе были представлены произведения западноевропейских композиторов XIX-XX веков и собственные сочинения М.Г. Карпычева.

    Под впечатлением от великолепного концерта мне удалось получить интервью у исполнителя.

    С.Ш.: Михаил Георгиевич, у вас было множество концертных выступлений. Какие эмоции вы испытываете на сцене?

    М.Г.: Если найдется ученый-искусствовед или физиолог, которому удастся проанализировать мысли и чувства исполнителя на сцене, ему тут же будет вручена Нобелевская премия. Основное – это антогонизм и переплетенность порыва, спонтанности и ни на секунду не исчезающего контроля за этими эмоциональными крыльями. Играть неэмоционально – нельзя, играть без контроля – тем более: тебя ждет провал текста, сценическая катастрофа срыва.

    С.Ш.: Какое выступление для Вас было самым необычным, запоминающимся, ярким?

    М.Г.: Для любого исполнителя самое запоминающееся выступление – конечно, последнее, то есть, в данном случае, сегодняшнее. Не могу не вспомнить и выступление 18 апреля этого года в Томске в Хрустальном зале в рамках Международного фестиваля современной музыки им. Э.В. Денисова.

    С.Ш.: Михаил Георгиевич, в вашей программе представлены сочинения Шуберта, Мендельсона-Бартольди, Альбениса. Почему ваш выбор пал на произведения именно этих композиторов?

    М.Г.: В первую очередь – это прекрасные и в своем большинстве малоисполняемые опусы. Во вторую очередь – я стоял у могилы Шуберта в Вене, входил в любимый номер Мендельсона в гостинице Интерлакена, гулял по Кордове и Севилье, любуясь, как шумит, бежит Гвадалквивир….

    С.Ш.:В программе также присутствуют и Ваши сочинения. Можете немного рассказать о них? Есть ли предыстория создания этих произведений?

    М.Г.: Конечно, есть, но это большой разговор. Если говорить очень кратко: в Рондо за основу взята моя старая студенческая «простая мелодия» (такой подзаголовок носит Рондо); в «Сказке» хотелось рассказать о чувствах ребенка, которому рассказывают сказку, часы бьют двенадцать, и сказка заканчивается… Хоральная прелюдия – это мини-реквием; в «Концертной фантазии» на темы Андерссона и Ульвеуса хотелось создать нечто подобное оперным парафразам парижских виртуозов девятнадцатого века, но на материале прекрасных мелодий музыкантов из группы ABBA; в «Сицилиане» в едином танцевальном порыве объединяются Восток и Запад – вопреки пророчеству Киплинга…

    С.Ш.: Известно, что вы являетесь автором многочисленных сборников стихов. Влияет ли ваше поэтическое творчество на музыкальное?

    М.Г.: Все очень просто: в стихах могут находить и находят выражение музыкальные впечатления. В то же время и музыка, и стихи питаются жизненным опытом в его самых разнообразных воплощениях. Но в стихах этот процесс, разумеется, непосредственнее, вследствие вербально-понятийных оснований.

    С.Ш.: Вы ведете насыщенный образ жизни: педагога, исполнителя, ученого, композитора. Все ли творческие замыслы вы успеваете реализовать?

    М.Г.: Творческие замыслы – это серьезные комплексные проекты, а не маниловская идея провести подземный ход через пруд. Творческий замысел – это всегда компромисс между желаемым и возможным. Именно поэтому мне удается выполнить большинство планов. Большинство, но не все, конечно: в сегодняшним концерте хотелось поделиться своими творческими идеями с консерваторскими педагогами фортепиано, но большинству из них эти идеи оказались неинтересными, и на концерт они не пришли. Но в этом нет ничего страшного или необычного: «если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло».

    С.Ш.: Как возник замысел концерта? С чем он связан?

    М.Г.: Замысел концерта возник как творческий отчет о моей двадцатипятилетней работе в Новосибирской консерватории именно в фортепианно-исполнительской ипостаси.

    С.Ш.: Ваше восприятие одних и тех же произведений меняется с годами?

    М.Г.: Меняется с годами не только мое восприятие одних и тех же произведений, но и количество волос на голове, уже не говоря о возможностях употребления вовнутрь некоторых тонизирующих напитков …

    С.Ш.: Что бы вы хотели донести музыкой, которую исполняете, до нас, слушателей?

    М.Г.: Любой исполнитель доносит публике, кроме послания композитора, только одно – свое восприятие макромира и микромира исполняемого опуса. «Цель творчества – самоотдача». Теперь вы, читатели, ответьте на мой вопрос: кто это сказал? Тот, кто первый ответит на мой вопрос, получит от меня приз – книгу моих стихов и нот (мой тел. 8-913-775-12-84)

    С.Ш.: Спасибо вам, Михаил Георгиевич, за предоставленное удовольствие от концерта и за интересную беседу.

    М.Г.: Всего доброго.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки