Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Музыка и ее интерпретация" №1 (26), Январь 2015 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК
  • Наши друзья

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_26/?page=search

     
    Новосибирск музыкальный

    Халтурина Е.

    «Академическая музыка и молодые люди в XXI веке
    (к постановке проблемы)»

    Халтурина Екатерина

    студентка III курса ТКФ

     


    Как приятно ходить в оперный театр и встречать стильных, образованных мужчин и их спутниц: они вальяжно расхаживают в фойе здания и при этом ведут великосветскую беседу, в которой ты становишься невольным свидетелем. Прекрасная половина учтиво и торжественно демонстрирует свои лучшие наряды, купленные в престижных бутиках города, а мужской пол гордо и величественно следует за своими дамами. Но, как ни странно, периодически незаметные взгляды иногда соприкасаются между светскими персонами: ведь каждая женщина, глядя на другую, должна убедиться, что ее наряд («лук») сегодня на высоте! Что же до мужчин, то наблюдения показывают: за мужскими взглядами в опере часто таится какая-то непонятная грусть, а у некоторых индивидуумов даже и безысходность.

    И мне стало любопытно: почему мужчины с такой неохотой влекутся в оперный театр и придумывают тысячи отговорок, лишь бы пойти в другие развлекательные места, например, на хоккейный, футбольный матч или провести время с друзьями. Давайте, читатель, попробуем разобраться в том, как воспринимают классическую музыку в XXI веке молодые люди, попытаемся осмыслить причину их трудностей.

    Нас, музыкантов, всегда интересует этот вопрос: насколько хорошо и правильно поймет современный слушатель-дилетант задумку автора, хореографа, постановщика. Насколько ему будет интересно быть в этом творческом пространстве и откликаться на него. Ведь во все времена композиторы пишут, а исполнители играют музыку для людей и о людях.

    Именно поэтому я провела небольшой эксперимент. 21 февраля в НГАТОиБ состоялась постановка оперы «Евгений Онегин» под руководством дирижера Петра Белякина. Вместе со мной были приглашены молодые люди в возрасте с 21 до 26 лет, не обладающие музыкальным образованием. Прежде чем войти в живое искусство они предварительно подготовились. Первое действие парни смотрели с большим интересом и даже удивились, как быстро и неожиданно оно закончилось прямо на самом интересном месте, когда Татьяна (в роли Ирины Новиковой) отправляет письмо Онегину (в роли Павла Янковского), - очень волнительный и трепетный момент в опере. Наступил антракт и теперь главная роль отводится буфету: толпы голодных слушателей скупают все на своем пути, не забывая при этом сфотографировать еду, себя и еще раз себя на фоне еды (как известно, селфи - одна из модных тенденций XXI века). И теперь сытые и довольные слушатели начинают проводить уже фотосессии…

    Но вот подают третий звонок, а значит нужно поскорее усаживаться на свои места и желательно при этом не сбить ни кого с ног. На втором действии парни значительно приуныли, кто-то уже стал нервно дрыгать ногой и разглядывать люстру на потолке. Другие тихо болтали между собой (по крайней мере, они думали, что тихо), при этом создавая третий гудящий «музыкальный» пласт, и нужно отметить, что в этом зале они были такие не одни. Любопытно было наблюдать замужние пары, в которых представители мужского пола тихо начинали засыпать, да так, что бы дама сердца не заметила подобного преступления, а то не вовремя задремавший кавалер сразу получит локтем в бок… Однако на кульминационных и драматических моментах мужчины будто встрепенувшись подавались вперед и с неослабеваемым интересом начинали следить за действом. Особенно их тронула сцена дуэли Онегина и Ленского, пылким молодым людям даже приходилось изредка намекать, что это всего лишь спектакль.

    Можно было заметить, как в продолжении оперы чувствительная партия Татьяны постепенно убаюкивала мужской пол, а женщины с трепетом наблюдали и пропускали все ее переживания через себя. И вот финальная развязка: осознавший свою ошибку Онегин падает на колени перед великосветской Татьяной, обезумевший от любви! В этот момент, не в силах сдержать эмоции, некоторые представительницы слабого пола утирали катившиеся слезы: они настолько перевоплотились в главную героиню, что переживали как собственное горе эту финальную драму. А тем временем мужчины сидели с весьма скептическим выражением на лицах и в конце происходивших событий даже были готовы проявить к Онегину жалость, сочувствие и мужскую солидарность.

    После просмотра оперы мне удалось пообщаться с некоторыми из слушателей-мужчин. Я попыталась выяснить, в чем же собственно кроется причина трудностей их восприятия классической оперы. И получила весьма любопытные ответы, с которыми сейчас охотно поделюсь. Как можно судить, первая проблема слушателей заключалась в непонимания слов оперных арий. Соответственно респондентам не всегда оказывался понятен смысл текста в произведениях. По их мнению, долгие и длинные «монотонные» арии вводят в скуку и вследствие этого отключают внимание. Вторая проблема достаточно серьезная и касается интерпретации самой идеи оперы. А именно, если у молодых людей не совпадает вербальное представление (составившееся после прочтения источника) с драматургическим замыслом постановки, то интерес к просмотру падает.

    Давно известно, что в случае незнания сюжета и смысла оперного произведения зритель-слушатель не в состоянии осмыслить происходящее на сцене, но в таком случае нужно винить лишь собственную леность. Администрация оперного театра делает все возможное, чтобы просветить гостей, распространяя доступную информацию в красочных буклетах.

    Конечно, следует сказать слова благодарности за блестящую игру на сцене, профессионализм исполнения сложных партий главным действующим героям оперы (Татьяна — Ирина Новикова, Ленский — Иван Гынгазов, Онегин — Павел Янковский, Ольга — Мария Белосурская). Но более всего меня тронула тонкая и глубокая работа солистов в передаче тончайших душевных коллизий своих персонажей! Не будем также забывать, что по жанру «Евгений Онегин» - это лирико-психологическая опера, в которой важно не только мастерство певцов, но и их актерская игра, без чего не воссоздать целостный образ и драматургию оперы. С этой задачей исполнители справились замечательно.

    Возвращаясь к поставленной мною проблеме, выскажу мнение, что учитывая мужскую импульсивную природу, представителям сильного пола, наверное, весьма сложно усидеть на месте столь длительное время. И все же, достаточное количество молодых людей посещают оперный театр и при этом с весьма старательным видом пытаются вникнуть в непростой музыкальный процесс. Что собственно заслуживает отдельной похвалы. Поэтому, на мой взгляд, именно нам нужно потрудиться, чтобы поднять и сконцентрировать внимание молодых людей в опере! Например, рекомендую более детально обговаривать все подробности оперного спектакля, который вы собираетесь посетить вместе с ними и посоветовать внимательно ознакомиться с оперным либретто в буклете. Возможно, порекомендовать своим спутникам выбрать более близкого для себя персонажа и попытаться проследить за его развитием в контексте событий… Поверьте, что здесь есть немало возможностей для маневра!

    И, конечно же, стоит по возможности как можно чаще вместе посещать оперный театр.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки