Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Новые имена" №2 (27), Апрель 2015 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_27/?page=search

     
    Лауреаты и дипломанты II ОТКРЫТОГО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА РАБОТ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ ИМЕНИ И.И. СОЛЛЕРТИНСКОГО октябрь 2014 г. - апрель 2015 г.

    Кардаш А.

    MUZ-ONLINE: от сайта до фестиваля

    Кардаш Анна

    студентка Томского музыкального колледжа имени Э. В. Денисова (г. Томск)

     


    Если вы живете в Томске и вас вдруг появилось желание посвятить свою жизнь музыке, или же у вас просто есть потребность в самовыражении для удовольствия публики, то путь у вас только один: попасть на музонлайн. Вот вы уже научились играть музыку, писать музыку, возможно даже обнаружили к этому талант, собрали группу и вас уже посещают неприличные мысли о том, где и как найти публику, обрести популярность, почет и уважение. Ваш тернистый путь музыканта оказывается не таким уж дремучим, ведь вы живете в Томске, где каждый год проходит известный фестиваль Muz-online. Конечно, вы можете остаться надменным и сделать вид, что принципиально игнорируете все эти мейнстримные концерты, и что ваше искусство не способна оценить толпа неразумных школьников. Но такая позиция останется по умолчанию проигрышной для вас.

    Мы пообщались с Натальей Ремарчук, одной из основателей фестиваля. В городе ее трогательно зовут «мамой музонлайна». Она рассказала нам историю фестиваля и многое другое.

    «Появление фестиваля активизировало томских музыкантов. Для многих стало целью попасть к нам на фестиваль»

    – «Был сайт muz.tomsk.ru. Я стала с ними сотрудничать. От их имени завязала контакты с площадками. Постепенно получилось так, что тем сайтом стало некому заниматься. А мне было это интересно, хотелось большего, чем было на этом сайте. Хотелось сделать сайт, где будет собрана томская музыка. Как актуальная, так и та, что ушла в историю. Чтоб музыканты могли сами создавать страницы о своих группах, выкладывать новости групп, фотографии с концертов. Это все было до появления вконтакте. Еще мне хотелось, чтоб на сайте была реализована другая основная функция: афиша томских концертов. Тогда не было ни одного такого сайта, откуда можно было узнать информацию, где и когда будут концерты. О концертах люди узнавали из афиш на улице. И третья функция: фотогалерея концертов.

    К сайту прикрепили форум, на котором собралась томская музыкальная тусовка. Можно сказать это и было моей целью. Фестиваль сделали одноименным сайту, потому что оттуда он и появился.

    Сайт развивался. Группы регистрировались, выкладывали музыку, общались на форуме. Так незаметно прошло полгода, и мы решили отметить это небольшим концертом: полгода сайту Muz-online. Концертов становилось больше. Кроме фото, еще писали отчеты о концертах, брали интервью у томских групп.

    Я в то время работала в ДК КТО на должности замдиректора по организационно творческой деятельности. И как-то, изучая должностную инструкцию, увидела там пункт "организация фестивалей". Пришла с предложением к директору - давайте делать фестиваль. И началась подготовка к первому фестивалю, который состоялся весной 2007 года. Он проходил в факеле 6 дней подряд. На первый фестиваль было подано около 100 заявок. Сильно не было необходимости в поисках групп: они все посещали форум, сайт.

    Цели фестиваля состояли в том, чтобы помочь молодым коллективам выступить на хорошей аппаратуре, на большой сцене. Показать себя. Молодым коллективам тяжело было организовать свой концерт: затраты на аренду аппарата, площадки, рекламы... И нет никаких гарантий, что окупятся затраты, что будут проданы билеты. Сейчас немного проще с этим. Некоторые площадки уже с аппаратурой. И предлагают условия для организации концертов без затрат. И даже, бывает, предлагают процент с проданных билетов. А раньше было сложнее. И как привлечь публику на концерт, если они тебя не знают? У тебя нет записей. А фестиваль дает возможность услышать всех. Появление фестиваля активизировало томских музыкантов. Для многих стало целью попасть к нам на фестиваль».

    Так или иначе, любая музыкальная группа Томска, находящаяся вне академического круга, имеет отношение к фестивалю Muz-online. Это участники фестиваля, победители, или те, кто стремится туда попасть. Выступление на фестивале становится индикатором престижа музыкальной группы – ведь пройти все отборочные этапы конкурса не так просто. Первый этап – так называемый виртуальный фестиваль, где каждый желающий может выложить одну песню своей группы. Затем следует выступление перед жюри, в которое входят сами организаторы, а также эксперты, авторитетные деятели местной шоу-бизнес индустрии, включая победителей фестиваля прошлых лет, и представители спонсоров.

    Все отборочные испытания длятся около двух месяцев. И затем, если группа действительно достойная, она проходит на фестиваль.

    Перед жюри стоит непростая задача – среди 80-100 групп из Томска и других сибирских городов, подавших заявки, нужно отобрать всего 24, по-настоящему любопытные. Ведь именно им предстоит определить облик концертов. Работа жюри непроста. Но, тем не менее, каждый год, увы, на фестиваль попадает и немало скучной, однообразной «альтернативы» и клишированного метала. Хотя общий уровень фестиваля от этого не падает – группы самых разнообразных направлений, прошедшие в финал, как правило, блистают на последнем, итоговом концерте.

    Специфика фестиваля – в его абсолютной стилевой неограниченности. Здесь различные слои современной музыкальной культуры встречаются в одной точке. Они не чувствуют принадлежности к сфере академической музыкальной жизни, поэтому художественная ценность их музыки определяется по иным критериям. «Мы стараемся, чтобы было разнообразно, чтобы публику познакомить с разными направлениями. Может, кто-то откроет для себя что-то новое» - комментирует Наталья Ремарчук.

    Но, тем не менее, все это разнородное музыкальное множество необходимо разделить. Ведь даже самый непредвзятый слушатель будет немного обескуражен, если после легкого медитативного фолка он услышит агрессивный скоростной хардкор-панк. Критерии стилевого разделения в первые годы колебались. В 2007 году организаторы распределяли группы по двум категориям: Mainstream и Alternative, в которых выступали группы Junior («пионеры») и Old («олдовые»). Затем было решено принять новое стилевое разделение и появилось уже 3 категории: Metal, Mainstream и Punk/hardcore. В 2012 деление упростилось: упразднилось разделение на начинающих и на опытных, поэтому категории остались только стилистические - Softline и Hardline, то есть «легкая музыка» и «тяжелая музыка».

    Каждую неделю проходит два концерта по каждой категории. Слушатели и жюри отбирают 2 группы, которые проходят в финал. Важным моментом является активное участие публики – именно ей решать, какая из групп должна пройти. И никак не получится схитрить, пригласив множество своих друзей, которые проголосуют за твою группу – слишком уж много других посетителей концерта. Такое интерактивное голосование и создает особую атмосферу фестиваля, объединяет публику. В финальную неделю также идет два концерта. Группы, прошедшие в финал, получают заслуженный почет.

    Музыка и перемены.

    Глобальные изменения мировой музыкальной индустрии не могут не касаться локальной сцены. Музыкальная жизнь Томска включена во всеобщие культурные процессы. Еще 10 лет назад любое музыкальное событие было уникальным, живые выступления пользовались куда большим интересом. Сегодня меняются формы организации культуры, растет потребление различного контента, и эти и другие причины оказывают любопытный эффект – потребление музыкального продукта растет, но залы при этом не наполняются. Отличается ли в этом плане Томск, и как эти проблемы решают организаторы фестиваля Muz-online мы узнали у них самих.

    – «Да, концерты стали посещать меньше. Из-за того, что все можно послушать в интернете, просмотреть видео. И там все бесплатно. А за концерты надо платить деньги, находить время, совершать какие-то телодвижения. Но не все так думают. Есть люди, которые ценят живое общение, живые эмоции, которые они могут получить на концерте. Поэтому один из этих барьеров мы постарались устранить. Большую часть наших билетов мы раздаем зрителям бесплатно», - говорит Наталья Ремарчук.

    – «В целом, конечно, почти любое действие в данном направлении будет лучше бездействия. Muz-online предоставляет возможность музыкантам выступать на хороших площадках, хорошей аппаратуре и при большом количестве публики - все это может дать относительно мощный пинок молодым командам, по крайней мере, добавить им энтузиазма. С другой стороны, это, конечно, капля в море, и сильно подвинуть с местами сложившуюся достаточно печальную ситуацию одному фестивалю не под силу», - считает Никита Ротекер, лидер известной группы «Сломанный Воздух», дважды победившей на фестивале, член отборочного жюри этого года.

    «Если это день города Томска, то почему бы не представить жителям Томска томскую музыку?»

    Каждый музыкант решает проблемы по-своему. Конечно, всем хочется вызывать ажиотаж публики и заставлять ее пускаться в танцы и веселье. Но многих одолевает острое ощущение бесперспективности и неоправданности трудностей в достижении этой цели. Так, они находят для себя удобный вариант – исполнять не свою музыку, а песни всеми любимых кумиров. Они собирают группу, их приглашают выступать на свадьбы, банкеты, в кафе и даже на более крупные мероприятия. Здесь сложно говорить о вековых музыкальных традициях, о сложившихся школах исполнительского мастерства, ведь чтобы играть музыку эстрадную, большого мастерства не требуется – достаточно играть «прилично». Аранжировки уже прописаны, ноты придуманы, осталось только взять в руки инструмент. Этот вопрос очень близко воспринимают люди, имеющие отношение к музыкальному искусству.

    «Есть такие люди, которые вообще не ходят на концерты, и даже не знают о существовании томской музыки. Мы их можем познакомить с томской музыкой только на каких-то больших концертах на открытых, городских площадках: День города. День молодежи. Но и тут не всегда мое мнение совпадает с мнением организаторов таких концертов. В последнее время они приглашают группы, которые исполняют чужие песни, оплачивают им гонорар, хотя наши музыканты могут сыграть свои, авторские произведения, не хуже и не за такие огромные деньги. Конечно, организаторам этих праздников хочется, чтоб для публики были продаваемые песни. Но, к примеру, если это день города Томска, то почему бы не представить жителям Томска томскую музыку? Пусть даже в качестве разогрева перед приглашенной звездой. Поэтому мы по возможности организуем и на открытых площадках концерты томских групп.

    Многие музыканты увидели, что музыкой можно зарабатывать. Только не своей, а играя чужую музыку по кабакам. И это убивает творчество. Зачем тратить силы, писать песни, вкладываться в записи? Поймет ли народ, оценит ли? Зачем тратить деньги на организацию своих концертов, если можно играть чужие песни?», - говорит Наталья Ремарчук.

    «Волна интереса к року и оригинальному творчеству прошла. Сейчас в тренде каверы. Это все, конечно, опять поменяется - играть каверы скоро, думаю, снова будет сродни моветону, как это было лет 5 назад, но пока все так, как есть.

    Многочисленные кавер-шоу пока еще пользуются повышенным спросом публики. Лично я вижу в этом кризис сцены. С другой стороны, в городе полно серьезных музыкантов. Музыкантов с большой буквы. Сейчас им интересно исполнять каверы, завтра они снова будут объединяться и давать концерты с собственными композициями. Собственные композиции есть и сейчас, пока я б назвал этот этап накоплением критической массы. Затем, по мере появления собственных музыкальных легенд, как в начале тех же 00-ых, в эту сферу подтянется и «молодняк», который в свою очередь, и даст нам новые имена. Ну и, плюс ко всему этому, на каждый из этапов накладывается отпечаток эпохи. Будь это мода на медную духовую группу в составе или на элементы классической гармонии. Думаю, это будет примерно так. Хотя могу, конечно, и ошибаться», - рассуждает Евгений Сулогубов, звукорежиссер фестиваля, член отборочного жюри.

    «Куда двигаться?»

    – «Куда двигаться? Это мне сложно ответить. Территориально? Ну, мы сотрудничаем с другим фестивалем. Мы принимаем группу победителя от них на наш фестиваль и отправляем им группу финалиста нашего фестиваля. Мы принимаем заявки от групп из других городов, но не все могут доехать за свои счет. Мы стараемся отправить наших победителей и на другие фестивали, не только те, с которыми мы уже сотрудничаем», - говорит Наталья Ремарчук.

    – «Образно говоря, я считаю, что маятник сейчас отклонился в одну сторону, и когда он неизбежно возвратится в другую, мы снова увидим ажиотаж и новые лица. Правда, я не думаю, что это будет Muz-online. Я думаю, это будет новый фестиваль, необязательно рок или метал, пусть и с теми же людьми в руководстве и на местах. Публика же, учуяв что-то новое, интересное, думаю, с радостью будет ставить рекорды посещаемости, как это было на втором фестивале.

    С одной стороны, наблюдаем рост потребления, а с другой, я снова считаю, что рост этот конечен и через какое-то время маятник качнется в другую сторону, когда альбомы будут снова заслушиваться до дыр. Произойти это даже может даже из-за банальной борьбы с пиратством, когда качать по 50 песен в день будет весьма накладно» - полагает Евгений Сулогубов.

    Томская сцена сегодня.

    В этом году проходит восьмой фестиваль Muz-online. Для участия было подано 85 заявок. Около 20 из них были присланы из других городов - Московской, Ленинградской и Кемеровской областей, Улан-Уде, Екатеринбурга, Барнаула, Новосибирска, даже из Казахстана. Постоянные посетители фестиваля расскажут об особенностях концертов этого года.

    – «Тенденции наблюдаются разные: с одной стороны это постоянство, которое признак мастерства, а с другой – отсутствие ажиотажа, некая привычность. Я просто помню шум вокруг первых двух фестивалей, когда, по крайней мере, вся т.н. «тусовка» стояла на ушах.

    А, еще могу добавить, что в последнее время наблюдаю уклон в область расширения состава. Все чаще группы применяют в своих аранжировках акустические инструменты: саксофоны, баяны, аккордеоны, скрипки, флейты.

    Именно в этом году я отметил и такую тенденцию: группы с духовыми инструментами были и раньше, но в этом году таких уже несколько, включая ту, в составе которой только барабаны, туба, тромбон, саксофон и вокал. Разный уровень. Есть как совсем середнячки, так и интересные ребята.

    Музыканты меня если удивляют, то скорее развитым музыкальным языком, грамотными аранжировками, интересными композициями. К сожалению, удивление я испытываю крайне редко.

    Куча интересных групп за очень короткий промежуток времени. Но это было в пределах 2-3 первых фестивалей, потом же лица были те же, в лучшем случае просто менялись составы и названия. У меня нет желания преуменьшать заслуги фестиваля, но последние годы "все это уже было". Это мое мнение.

    Те, кто в силу возраста впервые попал на рок-концерт, на музонлайн, могут иметь полярные моим ощущения. Я это понимаю, поэтому мы и стараемся всей командой не халтурить, а делать людям праздник. Другое дело, что нового для нас там пока мало. Речь идет больше об оттачивании каких-то своих навыков. Как слушателю, мне не очень интересно пока. Я и мои коллеги это понимаем, поэтому...» - говорит Евгений Сулогубов.

    – «Конечно, большинство местных артистов либо копируют своих кумиров, либо копируют кумиров широкой общественности (за второе платят), но некоторые проблески все же проскакивают.

    От Москвы Томск отстает мало, разве что в плане танцевальной электронной сцены, но в целом тенденции схожи. Отставание от условного Запада тоже значительно сократилось, причем тут все наоборот - многие передовые тренды мировой электронной музыки даже в Томске становятся актуальными почти без опоздания, а вот как раз до рок (в широком смысле) сцены некоторые веяния доходят до сих пор с опозданием в пятилетку.

    По сути, сцена фестиваля Muz-online в среднем это бесконечная череда студенческих коллективов с песнями про любовь, дождь и несправедливость, под аккомпанемент стратокастера с босовской педалью. Такие коллективы постоянно создаются и постоянно распадаются», - делится мнением Никита Ротекер.

    Все характерные тренды поп-культуры можно наблюдать на фестивале. Он является таким вертикальным срезом музыкального сообщества, и его неоднородные слои дают немало любопытного материала для анализа. Универсальную позицию фестиваля по отношению к музыкальной стилистике также можно считать отражением более масштабной тенденции – распад музыкального целого на локальные ниши, стирание стилистических рамок и тотальный симбиоз жанров.

    – «Я, честно говоря, не знаю аналогичных фестивалей, организованных на столь высоком уровне. Я не берусь оценивать современное влияние фестиваля, и уж тем более как он будет влиять на сцену в будущем, но оглядываясь на 9 лет существования Muz-onlina можно смело сказать, что он оказал значительное положительное воздействие» - резюмирует Никита Ротекер.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки