Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Новые имена" №2 (27), Апрель 2015 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_27/?page=search

     
    Лауреаты и дипломанты II ОТКРЫТОГО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА РАБОТ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ ИМЕНИ И.И. СОЛЛЕРТИНСКОГО октябрь 2014 г. - апрель 2015 г.

    Пахомова Е.

    Самое главное - не результат, а процесс!

    Пахомова Елена

    студентка Кемеровского государственного университета культуры и искусств (г. Кемерово)

     


    Интервью с Инной Вячеславовной Шороховой, художественным руководителем коллектива «Академия», лауреатом международных конкурсов, профессором, директором института музыки Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

    1. Инна Вячеславовна, почему Вы выбрали именно эту профессию?

    Мне кажется, что именно эта профессия – дирижёр хора - тем и уникальна, что её не выбирают. Эта профессия сама выбирает нас. Как правило, на дирижерско-хоровые отделения музыкальных училищ поступают те, кто очень любит петь. И мало кто представляет, чем будет заниматься дальше. Самые «восхитительные» минуты начинаются, когда ты в первый раз выходишь к коллективу на хоровой практике, чтобы разучить небольшое произведение по программе. И… вот тут ты понимаешь, что ничего не понимаешь. Такое завораживающее, упоительное совместное музыцирование, такое единение в полёте фантазий музыкального воплощения вдруг начинает зависеть, как оказывается, только от тебя. За что хвататься? Как это – управлять хором? Сначала так было все просто и замечательно… Постепенно любовь к пению хором перерастает в сложнейшую Профессию, в которой ты должен уметь делать и знать всё. Или не перерастает, если она тебя не выберет. Кто-то так и остается певцом или просто уходит в другую сферу. Профессия дирижёра уникальна! Ты не только должен создать свой инструмент - хор и уметь его настраивать. Годам к тридцати-сорока, этому научатся многие. Самое сложное, на мой взгляд, научиться на этом инструменте играть! Почему я осталась в этой профессии? Меня она выбрала, стала моей спутницей и моим призванием.

    2. Кого Вы считаете своими наставниками в профессии?

    Мне всегда очень везло с учителями! Начиная с музыкальной школы. Затем в училище я всегда попадала в классы к самым лучшим преподавателям – профессиональным, преданно служащим своему делу. Они то меня и «заразили» хором. А дальше появился самый мудрый, самый надежный и требовательный наставник – Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. Затем коллеги по работе в КемГУКИ. Ведь учат не только педагоги, к которым ты попадаешь в класс по специальности. Моими наставники становились все те, кто способствовал развитию моей души, интеллекта, менял представление о профессии, раскрывал иные грани жизни. В конце концов, те, чей талант просто удивлял и вдохновлял! Я безмерно благодарна всем им.

    3. Существует ли девиз, с которым Вы идёте по жизни?

    Да, и не один. Они есть, и, конечно, разные в зависимости от жизненных ситуаций. Правда, скорее это крылатые выражения, афоризмы, даже шутки. Они и думать заставляют, и подбадривают, и утешают, и направляют. Я очень люблю высказывание «Делай, что должно, и будь, что будет». Цитат, сопровождающих нашу жизнь, могу привести много. Но! Если говорить о девизе, который характеризует суть деятельности Хорового театра «Академия» и мою, то это короткое слов: «Прорвёмся»!

    4. Сложилось так, что музыка в Вашей профессии звучит всюду и всегда. Были ли моменты, когда хотелось отдохнуть от музыки?

    Музыка - это образ жизни. Она не только звучит. Чем бы ты ни занимался – репетиция, организационная работа, планирование, общение с друзьями, забота о семье и близких, все это, как правило, связано с музыкой. Отдохнуть от музыки не хотелось никогда. От людей можешь устать. Вот чего я абсолютно не приемлю, это музыку, как фон. Навязчивый, глупый, гламурный или грубый... Поэтому, как только сажусь в машину или прихожу домой, я отключаю абсолютно всё «около музыкальное». Тишина вдохновляет гораздо больше.

    5. Насколько важны традиции и новаторство в Вашей работе?

    Однозначно - важны. Они не могут существовать друг без друга. Традиция погибает, если внутри неё не зарождается новое. Что-то новое, в свою очередь, не возникнет вне традиций. Поэтому я очень благодарна за то традиционное классическое образование, которое получила в Новосибирской консерватории. Там научили не только понимать, знать и чтить традицию, но и думать, искать свой путь.

    7. Как у Вас появился замысел Хорового Театра?

    Идея не моя. Я заразилась этой идеей, желанием быть причастной к этому явлению во время обучения в Новосибирской государственной консерватории, работая в Камерном хоре Новосибирской филармонии под руководством профессора Бориса Певзнера. Первый мой опыт, приобщение к этому жанру как раз и случился в то время. Потом были увиденные работы Игоря Викторовича Юдина. Я поняла, что это именно то явление, которое мне очень нужно, очень важно, как дирижеру. В любом случае, всегда, даже когда ещё не работала в жанре хорового театра, в музыке виделась внутренняя, может быть, скрытая ее драматургическая сторона. Это театральность, событийность присуща изначально хоровому искусству. Поэтому, когда появилась возможность в Кемеровском государственном университете культуры и искусств создать подобный творческий коллектив, то, можно считать, что воплотилась мечта. Потому, что именно в этом вузе органично сосуществуют и театральное направление, и режиссёрское, и актёрское, и хореографическое, и другие виды искусств. А Хоровой театр - это жанр синкретический. Естественно, мне всё время хотелось иметь свой коллектив. Вернее, чтобы мой коллектив имел своё особенное лицо. И хотя сегодня очень многие исполнительские коллективы занимаются театрализацией, я подчёркиваю - хоровой театрализацией, но, хоровой театр - это всё же что-то совершенно другое. Только в настоящем театре существуют и маленькие спектакли – миниатюры, и более большие – многоактные спектакли. Может быть, их в репертуаре не так много, но они существуют.

    8. Что вдохновляло Вас на начальном этапе работы с коллективом?

    Вдохновляет всегда - и десять лет назад, и сейчас - некая идея, которая не дает покоя. Наверное, это мечта. Собственно идея театрализации витала в нашей атмосфере всегда. Мы включали в наши выступления элементы театрализации. Но театр настоящий возник только с появлением профессионалов – режиссера и хореографа. Тогда сразу появились очень яркие номера, своеобразные спектакли. А мечта… Самое яркое событие моей студенческой жизни - это гастроли с камерным хором филармонии. Столько профессиональных впечатлений, разные города, концерты! Сегодня я мечтаю о том, чтобы мои девочки - студентки, выросшие в маленьких городах и шахтерских поселках, а зачастую, и не в самых обеспеченных семьях, побывали в разных странах. Чтобы они выступили на разных сценических площадках, получили опыт сотрудничества с замечательными, известными всему миру музыкантами. Благодаря Кемеровскому государственному университету культуры и искусств мечта сбылась. Однако успокоенности в душе нет!

    9. В настоящее время коллектив является успешным, его знают и любят слушатели, он является дипломантом и лауреатом многих конкурсов и фестивалей. И, все же, - какой момент, фактор является главным в постижении успеха?

    А что такое «успешный коллектив»? Участие и победы в 18 международных конкурсах? Пять премий Гран-при и Высшая награда Всемирной ассоциации международных фестивалей и конкурсов? Так это предельно просто - огромный труд руководителей и артистов хора. Есть только одно условие. Победил? А теперь забудь и начинай все заново. Нет, помнить, конечно, надо, чтобы сохранить весь приобретенный опыт. Сколько труда вложено, что испытывал на сцене… А если все же согласиться, что «Академия» - коллектив успешный, то главный фактор – человеческий. Нам просто хорошо всем вместе, потому что главное - не результат, а процесс! Просто очень хорошие люди подобрались! Высокий уровень взаимопонимания внутри коллектива, уважение к личности. Умеют прощать и смириться. Наверное, успех в том, что «Академия», прежде всего, союз единомышленников. Мы смотрим не только друг на друга, а еще и в одну сторону. Потому что достижение цели - это определённый стиль поведения, кропотливая работа и коллективное лидерство. Каждый из артистов воспитывается как солист и как лидер, который в любой момент умеет взять на себя ответственность. Это тоже фактор успеха.

    10. Хоровой театр «Академия» побывал в разных странах. Где Вам в профессиональном плане комфортнее всего?

    Нам везде было комфортно. И в Чехии, и в Китае, и в Германии, и в Македонии, и во Франции, и в других странах! Никогда со «своим уставом» не приезжали. Нам всегда было очень интересно: другая страна, а значит, другой менталитет, иная культура... На всех фестивалях и конкурсах очень много раз выступали с различными концертными и конкурсными программами. И везде наш необычный коллектив принимали с большим интересом. Ведь в жанре хорового театра в полном смысле этого термина в мире работает не так много коллективов.

    11. Каковы ваши будущие проекты?

    Давайте пока о будущих проектах умолчим. Главное - идей много!

    12. Хоровым Театром был показан спектакль «Контрапункты» – фантазия на темы картин Иеронима Босха и Казимира Малевича с использованием музыки кантаты «Adiemus» К. Дженкинса». Имеет ли он перспективу в будущем? Сохранится ли в репертуаре?

    По многочисленным просьбам зрителей и артистов хора мы планируем восстановить этот спектакль. В свое время он потребовал чрезвычайно много сил и особенного оформления.

    13. И последний вопрос. Какие исторические личности Вам наиболее интересны и почему?

    Отвечу, не задумываясь - Екатерина Вторая. Почему? За 34 года ее правления в России страна в культурном отношении окончательно вошла в число великих европейских держав. Очень интересна судьба и личность этой в полном смысле Великой женщины. Она всегда всем управляла сама – своей судьбой, подчиненными, страной. Не имела ни капли русской крови, «забыла племя и свой род» и стала «своей» для русских людей.

    Спасибо за содержательную беседу.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки