24-27 марта 2015 года в Высшей школе музыки Республики Саха (Якутия) (далее ВШМ РС(Я)) состоялась II Республиканская научно–методическая творческая школа пианистов «Фортепианное образование: методика, педагогика, исполнительство». Программа этой школы включала в себя исполнительский конкурс по номинациям: «Сольное фортепиано», «Фортепианный ансамбль» и конкурс научно-методических работ среди педагогов ДМШ и ДШИ нашей республики.
Председателем жюри пригласили Сергея Абрамовича Айзенштадта, кандидата искусствоведения, заслуженного артиста РФ, профессора Дальневосточной академии искусств. Члены жюри представители ВШМ РС(Я) - Юнона Михайловна Упхолова, заведующая кафедрой специального фортепиано, профессор, заслуженная артистка РФ и РС (Я) и Альбина Ильинична Герасимова, заведующая отделением фортепиано, доцент, заслуженный работник образования РС (Я).
Если заглянуть в прошлое, то хотелось бы отметить, что инициатором творческой школы стал Первый президент Якутии Михаил Ефимович Николаев. Причиной возникновения стало выяснить количество и качество педагогов-пианистов во всей республике. Это событие было решено проводить раз в два года.
Разумеется творческая школа не может называться творческой без мастер-классов. В этом году с ребятами занимался С.А. Айзенштадт. В ходе встреч профессор прочел лекции по вопросам педагогического репертуара в ДМШ, в частности о «Детском альбоме» П.И. Чайковского, и рассказал о фортепианном образовании в странах Азиатско-Тихоокеанского региона - Япония, Китай, Корея.
График работы творческой школы был довольно плотный. Но все-таки нам удалось встреться с нашим гостем и задать несколько вопросов.
- Сергей Абрамович, скажите, доводилось ли Вам до этого побывать в Якутии?
- Да, я же был на конгрессе в августе два года назад.
- Значит Вы имеете представление о республиканском проекте «Музыка для всех»?
- Да. Этот проект задуман, чтобы дать детям образование скорее не профессиональное, а более широкое. Если сравнивать в целом по стране, то здесь в республике эта работа находится на более высокой ступени. Знаете, я больше верю в естественный ход вещей, чем в какие-либо проекты.
Но главное, что есть у вас – это тяга, стремление к музыкальному образованию. А музыкальное образование понимается как Символ, знак духовности.
- Вы занимались с нашими учениками. Можете поделиться впечатлениями?
- Много детей талантливых. Уровень разный, как и везде, но ближе к нормальному.
- А что можете сказать о творческой школе?
- Исполнительский конкурс педагогов малочисленный. Надо поощрять педагогов в желании исполнять на фортепиано. Методические, научные работы - нормально. Нужно все развивать. Остались хорошие впечатления.
- Ваши основные направления научных интересов связаны с историей и теорией фортепианного искусства, современной фортепианной культурой стран Дальневосточного региона. Откуда появился интерес к этой теме? Не связано ли это с местом работы?
- Владивосток – место встречи двух миров: Европы и Азии. Интерес появился в работе со своими учениками, их игрой. Есть у дальневосточных пианистов какое-то оригинальное чувство, которое привносит некое обновление фортепианного искусства.
- А на Ваш взгляд, чем обусловлен такой оглушительный успех пианистов стран азиатско-тихоокеанского региона? Они ведь относительно недавно приобщились к западной культуре.
- Понимаете, это все миф, что у них все появилось недавно. Исполнительское фортепианное образование там началось больше ста лет назад. Первая консерватория в Японии появилась в 1883 году и преподавателями были музыканты из США, Европы и России. И первым педагогом из США был вовсе не пианист, а сольфеджист Лютер Мейсон.
В 30-х годах ХХ века сложилась профессиональная система фортепианного образования благодаря эмигрантам из России. Из Германии евреи искали убежище. Так что нельзя говорить, что у них все появилось недавно.
- Может у них какая-то особая методика преподавания разработана?
- Про особую методику – это тоже миф. В Китае трехступенчатая система обучения основывается на традиции СССР. Там девять консерваторий, музыкальные факультеты в институтах – высшая ступень. В музыкальных школах работают на частной основе за деньги несколько педагогов-инструменталистов. Это все связано с родителями, которые не хотят оплачивать за какое-то там непонятное сольфеджио.
- А какой репертуар в таких школах, западный и традиционный или есть какие-то еще варианты?
- Программные требования скопированы из России и Европы. В Японии – это школа Судзуки, рассчитанная на непрофессионалов. В Китае – школа Томпсона на европейском материале.
- А китайскую музыку охотно исполняют?
- Китайскую музыку играют по необходимости. Особо не пользуются. Родителям нравится, когда их ребенок играет Моцарта. Хотя, дети на китайском материале развиваются лучше. Но все-таки не пользуются из-за родителей. Пробовали с китайцами выучить Чайковского. Оказался самым сложным для них композитором. Моцарт больше нравится.
- Так все-таки в чем секрет успеха?
- Этого европейцу никогда не понять, так как он не знает Конфуцианство. На протяжении двух тысяч лет главным для восточного человека – это образование. Ему надо сдать экзамен по конфуцианству. И образование должно быть непременно гуманитарным, где музыке отведено огромное значение. Сочетание конфуцианства и образования – вот это приводит к взлету.
Сергей Абрамович, благодарим Вас за беседу. Желаем Вам талантливых учеников и покорения новых творческих горизонтов.
|