Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Герой номера - А.И. Бороздин" №3 (28), Июль 2015 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:


    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_28/?page=search

     
    Герой номера - А.И. Бороздин

    Ванчугов А.

    «А.И. Бороздин: семь граней жизни как семь нот в духе си-бемоль-мажора»
    (Творческий портрет в двух рассказах)

    Ванчугов Антон

    студент III курса ТКФ

     


    Жизнь и творчество.


    78 лет. Много это или мало? Часто люди в таком возрасте не помышляют ни о чём другом как о тихой размеренной жизни… Однако натурам оптимистическим и творческим стремление радостно нести свои знания всем окружающим не позволяет остановиться ни на минуту. Так живёт и мыслит герой моего рассказа – Алексей Иванович Бороздин – выдающийся российский педагог-новатор, живущий в Новосибирском Академгородке. Заслуженный работник культуры РФ (1993), член Союза журналистов России.

    Творческий портрет знаменитого современника я решил представить в форме двух глав-рассказов. Почему рассказов? – спросите вы. Довольно просто ответить на такой вопрос. О человеке масштаба А. И. Бороздина впору писать не только литературные зарисовки, но и книги! Это лишь будет соответствовать одной из ипостасей многообразных дарований Алексея Ивановича – его явным литературным склонностям, которые расцвели в автобиографической книге «В контексте жизни» и сейчас продолжают сверкать новыми гранями в пьесе для театра Олега Табакова.

    Литературное творчествоседьмая грань личности А. И. Бороздина, проявившаяся совсем недавно, с 2007 года. Дальнейшее мое повествование призвано раскрыть путь А. И. Бороздина к самому главному его предназначению – МУЗЫКАНТА.

    Давайте перенесёмся на много десятилетий назад и заглянем в старинный, весьма значительный для русской культуры, город Курск, а точнее, в его пригород: Казацкую слободу. Здесь в большой весёлой семье родился и вырос мальчик Алёша, переживая все радости и горести военного и послевоенного времени. Отец, шофёр по профессии, прошёл, а вернее проехал всю Европу и завершил войну в Праге. Мать всю жизнь вела хозяйство и заботилась о воспитании четырёх сыновей. Впитывая заботу и внимание, прислушиваясь к окружающей природе, нравам, культуре, дети с самых малых лет постигали главные общечеловеческие ценности.

    Желание музицировать возникло у Алеши неожиданно. В 1949 его двоюродный брат привез из Германии множество инструментов со службы в военном оркестре. Мальчик сразу влюбился в звуки музыки. Сначала мандолина, а потом скрипка захватили его внимание. Уже через год в слободе появился маленький ансамбль, состоящий из баяна, гитары, скрипки и барабана с тарелкой. Первые любительские опыты не остались не замеченными публикой, и вскоре, по советам окружающих, Алексей пошёл поступать в музыкальное училище.

    Как может подумать читатель: наш герой поступил в класс скрипки… Однако, как часто бывает в жизни, планы человека никогда нельзя загадывать далеко. На вступительных экзаменах произошло событие, определившее большую часть жизни Бороздина. Выбор между виолончелью и профессией жестянщика был безукоризненно решён в пользу музыки. Так с 1 сентября 1953 года началась первая сторона творческой жизни музыканта Бороздина – исполнителя-виолончелиста.

    Пребывая в училище ежедневно с 8 утра до 23 часов, Алексей быстро научился играть не хуже студентов, прошедших обучение в музыкальной школе, и вскоре уже выступал в трио. После четырёх лет обучения у Михаила Моисеевича Бронштейна и Ивана Степановича Слабакова молодой виолончелист получил направление в консерваторию.

    Отправившись во Львов и сдав экзамены, Бороздин испытывал полнейшее ощущение счастья. Присутствие, а тем более обучение в «самой прекрасной консерватории мира» вдохновляли на оживление волшебной музыки, чарующих звуков, которые заполняли всё вокруг. Здесь проявилась перспективность Алексея Бороздина в качестве исполнителя-ансамблиста.

    Его тяготение к камерной ансамблевой музыке получило во Львове новые импульсы. Чтобы догнать по программе ровесников и скорее развиваться как ансамблист, Алексей играет в трёх квартетах и двух, а иногда и трех трио. Выступления в составе оркестров консерватории и Львовского театра драмы уже с первого года обучения подарили множество эмоций и привнесли значительный опыт в копилку молодого музыканта. Руководителем и духовным воспитателем, крёстным отцом, как сейчас, спустя много лет, называет его Алексей Иванович, явился удивительный человек. Это был никто иной, как Арсений Николаевич Котляревский, выдающийся творец и исследователь искусства, органист, преподаватель камерного ансамбля, музыкальный организатор, на тот момент проректор Львовской консерватории. Благодаря встрече, учёбе и общению с «такой глыбой музыкальной науки», Бороздин приобретает неоценимый опыт. Вскоре он оказывается вместе с группой студентов, возглавляемой Котляревским, в Сибири, в Новосибирской консерватории.

    Новосибирск потряс своими масштабами и стал совершенно новой главой жизни Алексея. «Мы, четверо львовских студентов, перевелись в Новосибирскую консерваторию на курс ниже, чтобы подольше поучиться у хороших учителей», – так начинает одну из глав уже упомянутой мною книги Алексей Иванович. Новый город приносит впечатления противоречивые, но радость и юношеский задор не позволяют грустить и скучать. Отмечу один интересный урок из студенческой жизни Бороздина в Сибири. Событие, случившееся во время концертной поездки в Ордынский район, во многом определило представление музыканта о профессионализме. Необходимо играть на сто процентов, никогда не врать, при любых обстоятельствах оставаться самим собой, «… и не потому, что в зале может оказаться доцент из института Гнесиных. Но и потому тоже».

    Интересно, что Новосибирск стал для уроженца Курска всего лишь ступенькой к его новой родине. Формально не выезжая за границы города, наш герой перебрался в августе 1962 года в Академгородок, привлекший его не только первозданной природой, но прежде всего, мощнейшим интеллектуальным сообществом.

    С 1962 года начинается самая главная стезя Алексея Ивановича – педагогика: вторая и основная грань его жизни, продолжающая раскрываться с различных сторон и в наши дни. Обосновавшись в только что открывшейся музыкальной школе №10, он работает в ней на протяжении 46 лет! По классу виолончели мастер выпускает множество исполнителей, которые становятся лауреатами всевозможных конкурсов (79). А. И. Бороздин создал ансамбль виолончелистов и многократно выступал с ним в Новосибирске. Отличительной чертой педагогики Бороздина становится стремление не к зацикленному обязательному обучению музыканта, а к воспитанию самостоятельности личности, возможности выбора дальнейшей судьбы, самоопределения в жизни и уверенности в себе.

    Творчество никогда не останавливается! И эту истину Алексей Иванович доказывает всей своей жизнью. Перебравшись в Академгородок, Бороздин открывает для себя и окружающих целый мир возможностей. Любительский симфонический оркестр на базе ДК «Академия» становится любимым местом музицирования академгородковцев, общения и погружения в историю старинной музыки. Удивительно, что коллектив, состоящий всего из трёх музыкантов профессионалов и множества учёных-любителей, на протяжении 30 лет выступал с гастролями по многим городам и странам. Дирижёром изначально выступил тогда начинающий Евгений Вартанович Иоанесян. Благодаря его активной деятельности коллектив посещает Москву, Ленинград, Вильнюс. Не случайно многие годы Бороздин принимал активное участие в деятельности оркестра. Как говорит сам маэстро: «я здоровался через музыку с друзьями»… – и добавляет, что делал так, «чтобы не погрузиться в сухой профессионализм». К портрету исполнителя как солиста стоит прибавить целый мир виолончельной музыки, который включает в себя и барочного Г. Генделя, и неоклассицистского Б. Бартока (12 пьес для виолончели).

    Как отвлечение от работы и обращение к родным и близким возникает новая, третья грань – композиция. Изначально, 37 лет назад, в процессе сочинения для своих детей (4-х летней дочери и 7-ми летнего сына), музыкант раскрыл свое дарование в жанре детских песенок. И с тех пор Алексей Иванович не перестаёт сочинять. Например, когда-то, ещё в Курске, молодой музыкант заинтересовался стихотворениями Р. Бёрнса в переводе С. Я. Маршака. Он прочувствовал близость переживаний с героями этой поэзии, совпавших с его воспоминаниями о Центральной России, Казацкой слободе. Поэт 18 века и музыкант 20 сконструировали духовный мост сквозь века и страны, который привёл к созданию целого сборника из 24 разнообразных песен. На протяжении прошедших лет А. И. Бороздин «сотрудничал» с Есениным, Федоровым, Греховой, Гамзатовым, Татьяничевой, Шукрулло, Красниковым и другими поэтами прошлого и современности, создав на их стихи свыше 80 песен.


    Концерт хоровой музыки из произведений А.И. Бороздина


    Четвёртая, очень крупная грань таланта и жизни. А. И. Бороздин – выдающийся музыкант-исследователь. Круг исследовательских его интересов оказался направлен в глубину веков. Алексей Иванович одним из первых активно занимался изучением русской музыкальной культуры 18 века. Погружался в судьбы творцов, материалы их биографий, писем, рукописей нот таких важных композиторов, как И. Е. Фомин, М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский. Изучал исторический контекст эпохи в целом. Сейчас уже доказано, что они стали предтечей Глинки, прежние же представления об этих великих фигурах оказались крайне недостоверными и малыми.

    Открытие всему миру творческого облика великого современника Моцарта, чешского гения, композитора и дирижёра Йозефа Мысливечека (1737-1781) следует, безусловно, считать главным трудом и научным достижением А.И. Бороздина. Общаясь с замечательной советской писательницей Мариэттой Шагинян (первым исследователем фигуры Й. Мысливечека в России), Алексей Иванович написал ряд статей, нашёл портрет в камне Й. Мысливечека в Третьяковской галерее работы Шубина, и восстановил партитуры композитора. За семилетний период ему удалось перевести в современную нотацию свыше 7500 страниц партитур безвременно забытого композитора! Это четыре оперы, шесть квартетов, девять симфоний, семь дивертисментов для струнных, концерт для фортепиано, концертные арии…

    На сценах Новосибирской консерватории вследствие подвижнической деятельности А. И. Бороздина прозвучали 40 произведений Й. Мысливечека различных жанров! Примечательно, что Алексей Иванович первым исполнил виолончельный концерт «божественного чеха», еще когда выпускался из alma mater. Также в большом зале НГК прозвучала (1992) первая оперная кантата композитора «Сконфуженный Парнас» на либретто Метастазио и Бороздина. Можно говорить о значении этой постановки как о мировой премьере возрождённого сочинения, поскольку созданная рукопись от 1765 года считалась утерянной.

    А. И. Бороздин провёл концерты из произведений Мысливечека в Москве, Казани, Омске и Ташкенте. Все они имели большой успех у музыкальной общественности этих городов. В 1981 году, будучи в Праге гостем Чехословацкого правительства, Алексей Иванович на протяжении месяца работал в архивах и библиотеках. Устроил выставку афиш, которые привёз с собой с прошедших в СССР концертов. Принимающая сторона была потрясена таким интересом и знаниями об их соотечественнике в далёкой Сибири.

    Помимо этих академических штудий, Бороздин занимался более 20 лет лекторской практикой, печатая статьи и просвещая аудиторию музыкального салона Дома учёных. Таким образом, раскрылась пятая грань его таланта – журналиста и лектора. Много лет он был директором НИИ-юмора в академической газете «Наука в Сибири».

    Манера общения, свободная эмоциональная выразительность раскрывают в Алексее Ивановиче неплохого актёра. Это впечатление оказалось не случайным. Шестой стороной его личности явились актёрские работы в кино. Всего на протяжении 1970-х –1980-х годов он снялся в пяти кинолентах. На базе киностудии «Поиск» (Академгородок) были сняты фильмы, в которых главные роли играл Бороздин. Здесь есть образы дирижёра симфонического оркестра, врача, ночного сторожа. Фильмы снимались для всесоюзных конкурсов любительского кино и получали различные награды. Также Алексей Иванович оказался на площадке при съёмке рекламы и прочувствовал все тягости, радости и особенности актёрской жизни, а документальная передача о семье А. И. Бороздина стала замечательным эпизодом его творческой биографии.

    Распространенное сейчас хобби – фотографирование – привлекло Алексея Ивановича ещё в 1960-е годы. «Мой Академгородок» – главная тема его фототворчества. Он не выбирает сюжеты, а просто снимает то, что интересно, чувствительно, необычно и может передать настроение. Фотовыставки А. И. Бороздина проходили и проходят на многих площадках и насчитывают около 1000 кадров. Дом ученых Академгородка, Муниципальный Культурный Центр «Сибирь – Хоккайдо», Союз журналистов, областная администрация и филармония города Новосибирска радостно встречали его работы, а выставки, прошедшие в Звенигороде, Кемерово и Москве, были высоко оценены специалистами. Фото стало любимым отвлечением Бороздина, поскольку главнейшее достижение жизни, связанное с педагогикой, требует, по его словам, чистоты и равновесия души. О нём я и расскажу далее, в главе второй своего повествования.


    Фототворчество А.И. Бороздина



    Школа.


    1 декабря 1991 года. Знаменательная дата для биографии Алексея Ивановича. Именно в этот день пришли его первые ученики в новую Школу, уникальную во всех отношениях. Расположенная в стареньком бараке, но несущая новый свет оздоровления, она стала на долгие годы последней надеждой сотен родителей и их детей.

    Начиналось всё постепенно, складывалось из личного опыта на протяжении 20 лет. Частные занятия с дошкольниками проходили занимательно, поскольку очень часто приходилось работать с совершенно разными по дарованию детьми. У них встречались серьезные заболевания, с нарушениями психических процессов, двигательных реакций, речи. «Тридцать лет назад я пошёл в указанный дом, и то, что я увидел, и напугало, и сильно удивило меня. На полу, на коврике, сидела худенькая девочка, существо не говорящее, плохо ходящее… Первая реакция – убежать и забыть, но я остался». В жизни Алексея Ивановича не было случая, чтобы он отступил перед трудностями, потому что заинтересованность была выше всех страхов. После продолжительного времени и многократных занятий девочка выздоровела, окончила обыкновенную школу, университет, аспирантуру, сейчас она живет в Париже и у неё двое детей. Первый успешный опыт, продолжавшийся в течение двух лет, привёл к появлению новых воспитанников.

    Всего Бороздин за годы до открытия Школы лично привёл к полноценной жизни 6, как признавала медицина, необучаемых и неизлечимых детей. Уважение к ребёнку, доброжелательность, готовность к любому состоянию, нивелирование негатива, поиск общих интересов в сотрудничестве стали основополагающими тезисами педагога-новатора.

    Постепенно прорабатывая методику, собирая опыт воспитания музыканта, Алексей Иванович создаёт уникальный курс музыкотерапии. Он обращает внимание на то, что дети лучше всего реагируют на простые звуки фортепиано. Они бессознательно стремятся повторить услышанную ноту, пропеть звук, простучать ритм. Интересно, что такие качества восприятия близки всем детям в возрасте 4-х, 5-ти лет.

    Понимая масштабность проблемы, Бороздин решает систематизировать цикл занятий. Необходимым становится привлечение педагогов новых специальностей. Он сразу обращается к своему другу Владимиру Баранову, который берётся за секцию ИЗО и очень быстро адаптировавшись, проникается любовью и пониманием учеников. Третьим предметом должна была стать кинезиотерапия, проще говоря, лечебная гимнастика, но в сочетании с психологическими установками. Однако, такого специалиста оказалось найти не просто (до сих пор), поэтому Алексей Иванович приглашает друга-физика Владимира Алексеевича Лебедева для ведения урока общего развития.

    Особое внимание в школе стали обращать внимание на личность, как ученика, так и педагога. Каждый учащийся уникален, к нему нужен свой подход, порой такой, какой диктует особенность его развития. Педагог как бы следует за воспитанником, «опускается» или «поднимается» до его уровня. Подбирает ключики к его душе, разуму и восприятию.

    Личность педагога – главнейшая характеристика в школе. «Он должен быть красивым, мудрым, доброжелательным, хорошо владеть русским языком, и в любую минуту урока быть готовым к любому повороту событий», – говорит Бороздин на страницах своей книги.

    Ключевой целью всех занятий школы становится принцип осмысления. Ребёнок с помощью множества вспомогательных действий и собственных мыслительных процессов осознаёт себя в мире. Поиск способов раскрытия сознания очень разнообразен. На уроках музыкальной терапии достигается состояние, когда проявляются первые реакции на отдельный звук, слог песни. Многими часами ведётся работа на подсознательном уровне для сознательного воспроизведения сначала за учителем, потом самостоятельно песни, танца. Кстати, первоначальное название школы: «Школа музыкальной терапии для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта», получено благодаря этому предмету, что подчёркивает музыкальную основу методики.

    Изобразительное искусство проверяет реакцию воспитанника на цветовую палитру, умение различать поверхности и материалы. Формирует образное и абстрактное восприятие. Помогает достичь понимания временных и смысловых связей между событиями и предметами.

    Выполняя функцию дополнения к основным занятиям, общее развитие или психология, создаёт формат доброжелательной беседы, прослушивания музыкальных записей, рассматривания альбомов с репродукциями. Позволяет развивать координацию движений и многие другие вещи, которые предложит ученику чуткий учитель.

    Работа с каждым ребёнком ведётся на протяжении неограниченного количества времени. Дети приходят в Школу в возрасте от 3 до 12 лет. По мере развития всех необходимых навыков, происходит усложнение заданий. Для социализации в общество применяется объединение воспитанников в группы по двое. Одной из самых творческих форм развития являются театральные представления, проводящиеся на утренниках. Праздничные мероприятия проходят в весёлой атмосфере сценок и спектаклей, что объединяет и раскрепощает детей.

    Также большое внимание уделяется родителям, с которым как говорит Алексей Иванович, проводится врачевание души. «Иным мамам, чаще из неполных семей, самим требуется психологическая помощь. Приводит к нам ребенка, а у самой лицо цвета солдатской шинели и возраст сразу не определишь. Проходит время, меняется ребенок, другой становится и мама. Оказывается, что она еще очень молода и умеет улыбаться».

    Школа Бороздина получила положительную оценку и у профессиональных медиков, которые разбирали применяемые методики и программы. Вот так отзывалась об увиденных уроках главный генетик Новосибирской области: «Дорогие мои. Дорогие мои коллеги, да-да, именно коллеги! Я увидела сегодня чудо, о котором мечтала всю свою жизнь. Воспитанники Бороздина подтвердили догадку о том, что могучий, древний, как мир, музыкальный инстинкт жив даже в том случае, когда кажется, что сознание мертво. Безнадежные дети не теряют чувства ритма, музыкального слуха. Музыка – ритм – часть биологической основы организма. Известна способность всего живого реагировать на музыку на уровне биологии. Для больных детей, у которых отсутствует абстрактное мышление, музыка – особый может быть, единственный способ связи с миром».

    Джек Росберг, американский психиатр, президент Всемирной ассоциации психиатров, посетил в 1994 году занятия Школы и написал ее коллективу следующие послание: «Я глубоко восхищен вашими успехами. То, что я увидел сегодня, обновило и укрепило мой оптимизм и веру в то, что всякого человека можно изменить. Очевидно, что в атмосфере доверия к человеческому потенциалу никто не остается без надежды на изменение, способное улучшить качество его жизни. Я желаю вам дальнейших успехов и прогресса».

    Как сообщает Алексей Иванович, Росберг по возвращению сказал своим коллегам: «Бороздин на три шага впереди меня».  

    В 1997 году Алексей Иванович Бороздин стал лауреатом премии «Подвижник России». Его пригласили в Колонный зал Дома Союзов и, в присутствии двух тысяч человек, вручили первому эту награду. После такого признания частыми стали семинарские занятия по всем регионам России. Множество специалистов заинтересовались новаторской методикой и с нетерпением хотели познать её. Стоит сказать, что и до 1997 года Алексей Иванович со своими коллегами блестяще выступал с семинарами в разных городах страны.

    Уникальным событием для детей, а точнее для двух воспитанниц стало выступление в благотворительном концерте «Звезды – детям» на соборной площади в Москве. Участие Монтсеррат Кабалье, трёх хоров, в том числе и гигантского 120-тиголосого хора детей-инвалидов в сопровождении Государственного симфонического оркестра радио и телевидения осталось в памяти всех присутствующих, как двух часовая музыкальная сказка.

    21 января 1998 года Школа стала Муниципальным оздоровительно-образовательным учреждением городским Центром А. И. Бороздина. В 2001 году уникальность и необходимость Школы признали академики Российской Академии Наук. Они, выступая в Томске, заявили о том, что работа Бороздина сняла синдром страха со специалистов всей страны, и что теперь повсеместно возможны занятия с особенными детьми.

    В марте 2004 году на базе Центра А. И. Бороздина был создан Областной методический центр абилитационной педагогики1 под руководством Алексея Ивановича, основная задача которого – распространение опыта абилитационной педагогической практики Школы Бороздина. Сотрудники Областного центра проводят семинары и научно-практические конференции в Новосибирске и других городах России, организуют летние коррекционные школы в рамках федеральной программы «Дети России».

    За 10 лет активных странствий по России Алексей Иванович с педагогами Центра посетил 18 раз Москву, 13 Красноярск, 9 Томск, 6 Алтай, 5 Кемерово, 2 Петербург, Пензу и множество других крупных городов. Таким образом, сегодня у Центра появились единомышленники по всей стране: в Красноярске, Москве, Кемерово, Пензе, Перми, Миассе. Постоянно идёт работа по открытию новых региональных центров. В них перенимаются методы обучения педагогов и социализации воспитанников.

    Замечательнейшими достижениями богата работа с Новосибирской медицинской академией и Новосибирским педагогическим университетом. С 2005 года Алексей Иванович встречает молодых специалистов и студентов этих вузов, которые приходит на практику. Несколько ребят решили после окончания учёбы работать в Центре. Это не может не радовать, поскольку теперь огромный наработанный опыт есть кому передать. Я, как и все специалисты, да и все наши сограждане, искренне надеюсь, что Школа А. И. Бороздина будет продолжать жить, развиваться и совершенствоваться.

    И ещё немного статистики. 75 детей, страдающих тяжёлыми формами умственной отсталости, с 1999 по 2007 годы прошли курс абилитации в Центре. 59 из них поступили в общеобразовательные учреждения разных типов. На нынешний год в Школе обучаются 56 воспитанников. Как много и как мало…

    Помните название моего повествования? Вся суть философии жизни Алексея Ивановича Бороздина заключена в нём. Си-бемоль-мажор. Что это за тональность? Пусть на этот вопрос ответит сам герой. «Жить, быть, радоваться по жизни. Бурлить внутренними и внешними эмоциями. Учить преодолевать трудности с улыбкой, никогда не гнуться под прессом обстоятельств и всегда добиваться своей цели…»

    фото Н. Михеевой (1), А. Ванчугова (2,7), личные архивы А.И. Бороздина (3,4,5,6,8)

     


    1Абилитационная педагогика – создание способности. Восстановление физических и умственных способностей детей-инвалидов, официально признанных неизлечимыми и необучаемыми.


    Видеозаписи педагогического процесса абилитационной педагогики




     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки