Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Герой номера - А.И. Бороздин" №3 (28), Июль 2015 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:


    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_28/?page=search

     
    Концерты

    Халтурина Е.

    «Концерт памяти Е.М. Зингера»

    Халтурина Екатерина

    студентка IV курса ТКФ

     


    Прекрасным вечером 18 марта в Большом зале Новосибирской Государственной консерватории имени М.И. Глинки состоялся уникальный концерт, посвящённый памяти профессора консерватории Е.М. Зингера (1911-1977), преподававшего в НГК около 30 лет.

    Слушатель мог насладиться фортепианным творчеством А.Н. Скрябина, прослушав все его сонаты: они были исполнены в двух концертных вечерах, выпускниками класса Заслуженного деятеля искусств России, профессора Дины Леонидовны Шевчук. В свое время Д.Л. Шевчук была выпускницей класса профессора Е.В. Зингера. Она является хранительницей традиций фортепианной школы своего преподавателя, а также сама с радостью и огромным трудолюбием передаёт свои знания последователям. Дина Леонидовна – один из ведущих профессоров НГК, подготовила более 70 пианистов – исполнителей и преподавателей музыкальных учебных заведений региона и России. В их числе более 20 лауреатов различных международных конкурсов, выступающих с сольными программами и с симфоническими оркестрами в РФ и за рубежом.

    Великолепную оправу скрябинских программ двух концертных вечеров сделало вступительное слово авторитетного музыковеда Сергея Савельевича Коробейникова, который создал нужную атмосферу для полного погружения в музыку Скрябина.

    И сейчас мне бы хотелось поделиться с Вами дорогой читатель,незабываемыми впечатлениями о посещении второго вечера скрябинских сонат.

    Открыла концерт лауреат всероссийских и международных конкурсов Инна Петерс с 6 сонатой ор. 62. Эта хрупкая миниатюрная девушка будто парила над инструментом и погружала слушателей в глубину небытия, открывая безграничную звуковую бездну. При этом исполнение было достаточно сдержанным и академичным, в стиле ее строго классического черного платья.

    Продолжила программу лауреат всероссийских и международных конкурсов Татьяна Шевченко, исполнившая 7 сонату ор.64. Игра этой замечательной исполнительницы поражала яркостью и сочностью звука, в сочетании с ее струящимся зеленым платьем. В музыке витало дыхание жизни и надежды. Солнечная сфера музыкального языка излучала энергию света. А в кульминационной фазе произведения А.Н. Скрябина слышались колокольные звоны которые как-будто способствовали выходу в другие измерения.

    Тихая, таинственная звучность окутала зал с первых нот 8 сонаты ор. 66. Лауреат всероссийских и международных конкурсов Елизавета Романовская будто завораживала слушателя, создавая тонкую паутинку кружевного плетения звука, напоминавшую гипюровую вставку на ее вечернем наряде. Звучание, извлекаемое ее пальцами, было невероятно легким и полетным. Бережное и трепетное внимание к каждому звуку производило эффект остановившегося мгновения. Каждый раз, когда музыка доходила до всевозможных градаций «p – ppp» а за тем следовала многозначительная пауза, можно было заметить, как у некоторых слушателей на мгновение замирало дыхание. В такие поистине магические моменты публика могла погрузиться в небытие.

    Великий новатор музыкального искусства Александр Николаевич Скрябин как все мы знаем, стал первым композитором, раскрывшим космическую тему в современном ее понимании (американский музыковед Ф.Бауэр просто назвал Скрябина «первым космонавтом в музыке»). Исполнительница всех фортепиянных сочинений композитора, М. Федорова, рассказывала, как во время полета первого спутника, находясь в Праге, она вместе со всей планетой слушала его сигналы с орбиты. По словам пианистки, ее поразило звуковое предвидение великого композитора, который в своих последних сонатах использует похожие космические сигналы.

    Как известно, Скрябин обладал необыкновенным даром – «цветным слухом». Сонату № 9 ор. 68, часто обозначают «Черной мессой», хотя сам автор не давал ей такого названия (но и не отказывался от этого наименования, когда оно вошло в обиход). По-видимому, такое впечатление сложилось в ассоциативном восприятии сонаты. Как многие его последние произведения музыка целиком хроматизирована и атональна. «Чёрная месса» диссонантна отчасти потому, что многие из её тем построены на интервале малой ноны, одном из самых нестабильных звукосочетаний.

    Неким визуальным контрастом образному содержанию этой сонаты стал облик замечательной пианистки лауреату всероссийских и международных конкурсов Елены Садчиковой, представшей перед нами в блистательно белом костюме. Кристально чистая тема побочной партии олицетворяет трепещущий огонь надежды и добра, который тщетно борется с силами зла. Но, постепенно, в музыке начинает доминировать зловещая гротесковая тема, переходящая в мистический марш. Этот невероятно сложный музыкально-психологический перелом вечно борющихся мировых сил и проиллюстрировала Е. Садчикова.

    Завершала концертную программу Елизавета Романовская, исполнившая 10 сонату ор. 70: последнее произведение в этом жанре, которое оставил миру композитор. Удивительно контрастное и особняком стоящее сочинение в контексте всех его сонат. В произведении все озарено светом, радостью, ощущением воздуха и пространства. Пасторальные образы отображают всю красоту русской природы. Соната считается самой одухотворённой из всего цикла, она вбирает в себя гармонию и слияние личности с природой. Такая трактовка произведения прослеживалась у Е. Романовской.

    В концертном зале присутствовали поистине искушённые слушатели. Такие личности известны как и в Новосибирске, так и за его пределами. Музыкальную элиту города составили профессора НГК. И конечно зал заполнили, талантливые, харизматичные представители интеллектуальной молодежи – студенты консерватории.

    Слушатели, аналитически наблюдая за творческим процессом, происходившим на сцене, порой своим углублённым вниманием невольно напоминали древнегреческие величественные скульптуры. При этом приятно было отметить, что такой погруженностью в исполнение отличались не только преподаватели, но и студенты.

    И все же на фоне присутствующих особенно выделялась своим эмоциональным восприятием и откликом душа этого музыкального приношения – профессор Д. Л. Шевчук. После посещения концерта мне посчастливилось взять интервью у Дины Леонидовны, как идеолога всего творческого проекта. Как оказалось очевидным и естественным, сама Дина Леонидовна давала многочисленные концерты, посвященные скрябиновскому фортепианному творчеству и, соответственно, замысел такого рода проекта принадлежит исключительно ей. Вследствие этого возникал серьёзный вопрос о выборе исполнителей на столь сложную идею потому, что « … есть такая музыка, которую не каждый играет и прежде всего я думала о том, кто сможет хорошо сыграть Скрябина, следовательно, этим и был мотивирован такой подбор исполнителей...», – поведала Д.Л. Шевчук. Интересно было узнать и тайны исполнительской трактовки, которая продемонстрировала высокую культуру интерпретации. Как говорит сама Дина Леонидовна: «... каждый человек индивидуален и каждое исполнение индивидуально. Существует много исполнителей, а это соответственно предполагает и множество интерпретаций исполнения, прежде всего большое количество вариантов. Каждый пианист продемонстрировал свой вариант трактовки произведения. Я всегда нахожу особенности в каждом ученике-исполнителе и стараюсь развить именно то, что у него получается лучше, чем у кого- либо другого...».

    В заключении хотелось бы поблагодарить всех участников столь масштабного проекта за приложенный невероятный труд и вдохновение. События такого размаха и уровня заслуживают самой широкой огласки на мировом уровне!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки