Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Новосибирская консерватория и музыка Азии" №4 (29), Октябрь 2015 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_29/?page=search

     
    Концерты

    Данилова Е.

    Шесть органных сонат Феликса Мендельсона

    Данилова Екатерина

    магистрант I курса

     


    1 октября в Большом зале консерватории состоялся органный концерт, посвященный Международному дню музыки. Этим концертом студенты класса доцента Натальи Викторовны Багинской открыли цикл под названием «Портреты композиторов». Центром внимания в этот вечер стала персона представителя немецкого романтизма, композитора и исполнителя-виртуоза Феликса Мендельсона. Несмотря на то, что «6 органных сонат» Феликса Мендельсона входят в «золотой репертуар органиста» и часто являются обязательными произведениями на конкурсах, в Новосибирской консерватории в рамках одного концерта они исполнялись впервые.

    Мендельсон известен миру как автор симфоний, концертов для различных инструментов и, конечно же, «Свадебного марша». Но многообразное, по-настоящему яркое, новаторское для своего времени органное творчество Мендельсона не столь известно широкому кругу слушателей. С органом и органной музыкой Мендельсон был связан на протяжении всей своей жизни. Он видел, слышал, собственноручно тестировал различные инструменты в процессе своей концертной деятельности по Германии, Англии, Швейцарии и Италии.

    В XIX веке Феликс Мендельсон был известен также как интерпретатор органных произведений Баха. И это не случайно, ведь с Иоганном Себастьяном Мендельсона связывает очень многое: начиная с того, что он постигал органное мастерство от ученика Баха и завершая тем, что в 1840 году Мендельсону была предложена должность Кантора церкви Святого Фомы в Лейпциге – такую должность долгое время в этой же церкви занимал И.С. Бах.

    «Шесть органных сонат» были изданы 230 лет назад в Лондоне, 15 октября 1845 года. Сонаты стремительно обретали популярность по всей Европе, после чего последовало их издание в Германии, Италии и Франции. Следует отметить, что Мендельсон был первым композитором-романтиком, кто возобновил забытые барочные полифонические формы и жанры, и применил их в своих сонатах. Так, например, почти во всех сонатах используется жанр фуги, хорала и хоральных вариаций, сюиты. В духе барочных композиторов Мендельсон цитирует мелодии Протестантских хоралов (1,3,6 соната). А в сонате №4 выстраивается романтическая сюита, состоящая из прелюдии, песни-хорала, баркаролы и фуги. О чертах сюитности можно сказать и в сонате №3,которая складывается из двойной фуги в обрамлении свадебного марша и финальной «песни без слов».

    В органных сонатах Мендельсона представлены двух, трех и четырехчастные циклы в очень свободной трактовке, так как сонаты прежде всего романтические. Их новаторство заключается в новой эстетике звучания, ведь в XIX веке орган стал олицетворением большого симфонического оркестра. Применение новых оркестровых тембров придали сонатам небывалую виртуозность, создание масштабных нарастаний и спадов, динамичность и контрастность.

    Благодаря тому, что орган в Большом зале консерватории сделан по модели романтического органа, на нем отлично звучит как музыка Барокко, так и музыка композиторов-романтиков, особенно ранних романтиков. Все сонаты были исполнены ярко и эмоционально, публика слушала произведения с должным почтением и вниманием, а между сонатами сопровождала исполнителей бурными аплодисментами.

    Отдельные слова благодарности хочется выразить Наталье Викторовне Багинской за идею создания концерта, за его организацию, подготовку, и конечно же за огромный педагогический вклад в воспитание «подрастающего» поколения исполнителей на органе среди которых: юные, но уже завоевавшие призовые места в различных всероссийских и международных конкурсах не только в России, но и в Европе, студенты колледжа – Пелагея Костина, Дениз Онал и Артем Егоров, студенты и магистранты консерватории, также лауреаты международных конкурсов Ольга Колесникова, Екатерина Данилова и Елена Короткова.

    Благодарим Наталью Викторовну за бесценные знания, которыми она с любовью делится с нами!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки