Часто ли мы задумываемся о времени? В сегодняшней суетливой жизни разве что в минуту тишины или спокойствия. Но ведь есть целые культуры, основанные на медитативном отношении ко всему сущему. К такому типу душевного равновесия, несомненно, относится музыка Индии.
Интерес к восточному искусству в Новосибирской консерватории чрезвычайно высок. Ещё в начале 1990-х годов были включены в учебный процесс факультативные курсы китайской, японской, корейской и других культур Азии. К сожалению, сегодня, в условиях новых учебных планов, такое разнообразие оказалось невозможным и сократилось до обзорных экскурсов в рамках других дисциплин…
Подобным факультативом может сегодня похвастаться Московская консерватория, ведь в её стенах творит и передаёт своё искусство удивительный гость. Разрешите представить: Устад Гульфам Сабри – младший сын великого мастера игры на саранги Устада Сабри Хана. Выдающийся современный вокалист и исполнитель всевозможной индийской аутентичной музыки побывал в НГК 17 октября 2015 года. Он мастерски владеет искусством игры на табла, замечательно преподносит и раскрывает секреты звучания раги и очень доходчиво раскрывает суть родной музыкальной культуры. Помимо всего прочего, он сегодня является преподавателем класса музыки в Культурном Центре имени Джавахарлала Неру при Посольстве Республики Индии в Москве.
Концерт – творческая встреча, названная ещё и как мастер-класс, стал неординарным событием. В стенах Новосибирской консерватории впервые встречали посланника загадочной и древней страны. Интерес, вызванный таким событием, отразился в количестве слушателей, которые представляли чуть ли не все направления жизни консерватории и не только нашего вуза. Примечательно, что Малый зал НГК далеко не часто оказывается полным и так вдохновенно внимает происходящему действу. А действо того стоило.
Немного рассказав о музыкальной истории Индии, наш гость, сняв обувь, принялся в форме свободного варьирования исполнять рагу и аккомпанировать себе на адаптированной в традицию фисгармонии. Весь зал погрузился в состояние лёгкого парения, оцепенения и переживания. У каждого слушателя рождались новые ощущения и чувства, вызываемые звучащими созвучиями.
В рассказах и в живом диалоге быстро подошло время ко второй части концерта. Гульфам Сабри представил публике табла, объяснил устройство инструмента, раскрыл секреты извлечения звука и, что ещё более у всех вызвало восторг, привлёк к сотворчеству четверых активных зрителей. Мастер преподнёс уникальную возможность прочувствовать подлинное звучание и попытаться повторить хотя бы элементы удивительного искусства.
Индийская музыка, царившая в зале, никого не оставила равнодушным. Надо заметить, что за пролетевшие два часа все наполнились эмоциональной бодростью и не заметили, как быстро пролетают счастливые мгновенья. Может быть впредь, обращаясь к искусству, мы будем останавливаться, слушать музыку души и думать о времени…
|