Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Новосибирская консерватория: на перекрестье культур" №1 (30), Январь 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_30/?page=search

     
    Из дальних странствий воротясь…

    Холодкова М.

    «Секрет молодости»

    Холодкова Маргарита

    студентка III курса ТКФ

     


    Морозным зимним вечером, 3 декабря 2015 года, когда чудесный город Томск становился таинственным и загадочным, на сцене Хрустального зала Томского государственного колледжа им. Э. Денисова прошла премьера концерта «Её величество Оперетта»: перед переполненным залом выступили актёры Северского музыкального театра.

    Концерт стал поистине замечательным событием, ведь Северск – город закрытый, и, следовательно, мне посчастливилось присутствовать на уникальном мероприятии. Здесь были исполнены различные арии и дуэты из самых знаменитых оперетт композиторов Ж. Оффенбаха, Ф. Легара, И. Кальмана (история европейской оперетты!), а также знаменитых российских авторов – А. Журбина и Е. Птичкина. При этом данное действо происходило, по сути, в формате спектакля. И это стало его главной особенностью, поскольку всё разнообразие номеров было целостно выстроено на драматургическом уровне. Таким образом, можно сказать, что на сцене была представлена самая настоящая «оперетта из оперетт».

    При входе в зрительный зал обратил на себя внимание антураж к концерту, а именно: старинные зонтики, цветы, веер, бокалы. Конечно, для самой оперетты, таких декораций показалось бы недостаточно, но в нашем концерте они безусловно настроили зрительскую аудиторию на стилистику предстоящего действа. Первыми на сцене появились концертмейстер – К. Антонова и струнный квинтет, в составе: О. Шульга, Е. Артамонова, В. Пигуль, Н. Шибанов, Т. Ямпольская. Стоит отметить, что музыканты исполняли свои партии чрезвычайно слаженно и отрепетировано, что не всегда можно было сказать о чистоте интонации. Тем не менее, аккомпанируя вокальным номерам, именно струнный квинтет строго держал звуковой баланс, отвечая динамическим оттенкам голоса, что, несомненно, отразилось на качестве музыки.

    Интересной находкой явилось и «стирание» четвертой стены между актерами и музыкантами. Уже при первом появлении инструменталистов на сцене стало очевидным, что они являются непосредственными участниками сценического представления. Этот приём был использован и в общении со зрителями в некоторых номерах концерта.

    Как уже отмечалось ранее, «оперетта из оперетт» была выстроена четко и логически в драматическом плане. Несомненно, основой всех композиций явилась любовная тематика. Однако отражена она была по-разному. В этой связи в последовательности номеров выделялись две основные образно-эмоциональные сферы: лирико-психологическая, иногда с элементами драматизма и яркая, зажигательная, комического плана.

    К сфере лирико-психологического плана, конечно, можно отнести второй номер (Ф. Легар, «Веселая вдова»; дуэт Ганны и Данилио), в котором принимали участие Л. Травкина и Н. Капусткин. Здесь проявились самые тонкие грани чувств талантливых певцов. Конечно, немалую роль сыграли большой опыт и профессионализм артистов. Л. Травкина исполняла свою партию с исключительной обаятельностью и чуткостью музыкальных интонаций. Несмотря на возраст, певцы передали все грани любовных переживаний героев оперетты. С потрясающей силой им удалось это сделать в дуэте Пенелопы и Клеонта из «Пенелопы» А. Журбина. Этот, и без того красивейший дуэт, певцы расцветили своими мягкими, лирическими тембрами, которые гармонично перетекали друг в друга. Эмоциональный отклик зала вызвали многие фразы из дуэта, к примеру: «Я только женщина и любить мне природой завещано…». Кроме того, данный номер идеально подошел для середины действия, явившись кульминацией лирической сферы.

    В противовес этой сцене, был исполнен следующий номер программы, который также располагался в середине представления (И. Кальман «Принцесса цирка»; дуэт Драготина и Илоны), став кульминацией комической сферы. И это была поистине интересная идея – идея контрастного противопоставления двух номеров в кульминации. Невозможно не отметить замечательную игру В. Ланцетти, который полно и ярко передал комическую ситуацию влюбленного старого больного человека. Это выразилось и в движениях, и в мимике, и в подражании старческому голосу.

    К еще одному замечательному образцу этой сферы стоит отнести десятый номер (Е. Птичкин «Бабий бунт»; дуэт Семеновны и Захара) в исполнении Т. Шемяковой и В. Ланцетти. Дуэт уже с самого начала вызвал восторг у публики. При чрезвычайно наполненном юмором тексте, что проявилось в таких явно полюбившихся зрителям фразах, как «Голубь мой ощипанный» и «Любовь моя беззубая», музыка этого номера носит благородный, танцевальный характер. Певцы исполнили дуэт из оперетты русского композитора, который отличался от остальных национальным колоритом деревенской жизни. При этом номер не только не выбивался из общей композиции, но и прекрасно дополнил и украсил представление.

    Стоит отметить и еще одну особенность этого концерта. На протяжении действия за каждым артистом как бы закрепилось какое-то определённое амплуа. Однако в некоторых номерах артисты неожиданно перевоплощались в другие амплуа, относящиеся к противоположной сфере. К примеру, в куплетах Периколлы (Ж. Оффенбах, «Периколла») Л. Травкина сняла с себя маску лирико-психологического оттенка и превратилась в задорную, подвыпившую женщину, с ярким, острым саркастически-веселым тематическим материалом. Все это свидетельствовало о переходе в сферу комического. Так и А. Зорина, прежде исполнявшая озорные, зажигательные партии, предстала в восьмом номере в несколько другом обличии. В её интонациях и смысловом наполнении ее арии появились черты лирической сферы, что выразилось в плавной, текучей мелодике и соответствующей манере исполнения.

    Таким образом, в драматургии начала концерта преобладал порядок чередования двух образных сфер, а в серединном разделе акцент явно был сделан на комической линии. Такого рода перенасыщение сценической броскостью несколько снизило роль и эффектность двух лирических номеров, спетых ближе к концу: арии Теодоры из «Принцесса цирка» И. Кальмана в исполнении А. Асатрян, и дуэта Эдвина и Сильвы в исполнении О. Волковой и Р. Сафиуллина (И. Кальман «Сильва»). Тем не менее, певцы отлично передали особенности образной сферы своих вокальных партий.

    Конечно, весь концерт украсила насыщенная программа, ярко-образная и эмоциональная, что, несомненно, отразило черты самого жанра оперетты. Полностью передать харизму таланта актёров, которые блистали этим вечером на сцене, невозможно, так же, как и полностью описать все особенности композиции концерта. Я попыталась лишь очертить общие моменты, выбрав свой ракурс рассмотрения происходящего действия.

    Таким ярким праздничным настроением и завершился концерт, отогревший сердца зрителей в этот зимний вечер. А что же с секретом молодости? Он был раскрыт ещё в словах кальмановской Илоны. Они весьма просты. Секрет – это любовь!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки