Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Новосибирская консерватория: на перекрестье культур" №1 (30), Январь 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_30/?page=search

     
    О музыке и музыкантах

    Шалдышев В.

    «Мортен Лауридсен и его кантата «Lux Aeterna»»

    Шалдышев Вячеслав

    магистрант I курса

     


    Известный американский композитор Мортен Йоханнес Лауридсен (род. в 1943 г.), награждённый в 2007 году Национальная медалью деятеля искусств, служил в 1994-2001 гг. композитором в резиденции Мастер хорал Лос-Анджелеса и в течение 50 лет был профессором композиции в Университете Южной Калифорнии, Торнтоновской музыкальной школе.

    Написанная Мортеном Лауридсеном в 1997 году кантата «Lux Aeterna» для хора и оркестра стала реквиемом по ушедшей из жизни матери композитора, которая сыграла большую роль в профессиональном становлении музыканта. Однако Лауредсен по своему трактует жанр католической заупокойной мессы, из традиционных частей оставляя лишь 2 обрамляющие части – первую и последнюю. Остальные три части произведения выбраны им из Священного писания. При этом композитор выбирает те тексты, которые наиболее ярко и полно повествуют о свете. В реквиеме Лауридсена Свет предстаёт во всей своей многогранности – это и вечный свет, свет Святого Духа, божественный свет, свет сердца и много другое. Не случайно свою кантату Мортен Лауридсен так и называет – Люкс Этерна, что значит Свет Вечный. Так идея движения от тьмы к свету, от печали к исцелению объединяет все пять частей этого сочинения. По своей концепции оно наиболее близко реквиему Габриэля Форе, Мориса Дюрюфле, где смерть воспринимается не как трагедия и конец всего, а, напротив, как шаг на пути к вечной жизни. Произведение Лауридсена, написанное светлыми, лучистыми, прозрачными, искрящимися красками, воплощающими различные грани света олицетворяет символ надежды. В этом сочинении, по словам самого композитора, он нашел для себя утешение и исцеление.

    Начинается кантата со спокойного вступления струнной группы оркестра в динамике пианиссимо, затем подключается духовая группа и открывает нам «врата рая». Здесь всем сердцем, всей душой чувствуется этот вечный свет, вечная любовь, которая в конце произведения доведёт слушателя до состояния экстаза, неимоверной, неземной радости и счастья. Первые слова у хора «Requiem aeternam donna eis Domine» (с лат. «Вечный покой даруй им, Господи») звучат в тональности ре мажор, которая олицетворяет чистый, мягкий свет. Для сравнения, в реквиеме Моцарта музыкальный материал написан в тональности ре минор, символизируя потерю, безысходность, ожидание смерти. Прозрачная гармония в начале звучит как воспоминание о родном человеке и трактует дальнейшее развитие материала кантаты.

    Вторая часть «In Te Domine speravi» («В тебя верю, Господи»). Здесь звучат ключевые слова молитвы: «Ты преодолел жало смерти, и открыл для верующих царство небесное». Спокойное движение и звучание монодии напоминают грегорианский хорал, который лучше любой гармонической схемы может передать самые важные слова в произведении. Но, преодолев преграды, мы возвращаемся в «Свет вечный», в третью часть кантаты «O Nata Lux» (« О, родился свет света»)

    И кульминацией всего произведения является пятая часть «Agnus Dei» («Агнец Божий, который берет на себя грехи мира, даруй им покой»). В кульминации расширяется фактура оркестра, увеличивается динамика у хора до максимально возможной, звучат слова «Alleluia»! Торжественный, радостный возглас, безграничное счастье как утверждение Веры в Господа. И заканчивается кантата так же спокойно и светло, как начиналась со словом «аминь».

    Композитор написал это произведение без пауз между частями, одна часть плавно переходит в другую: так он хотел создать цельное произведение, одну большую молитву, обращённую к Вечному Свету, к Господу.

    Современное академическое искусство очень часто обращается именно к религиозной тематике, к глобальным проблемам мироздания, космоса. Возрождение грегорианского хорала, канонов эпохи возрождения, средневековья в настоящее время актуально в связи с потерей гармонии человека и природы, человека и божественного начала. Мортен Лауридсен в своём творчестве доказывает человечеству необходимость возвращения традиций духовного, божественного начала в современном мире.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки