Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Новосибирская консерватория: на перекрестье культур" №1 (30), Январь 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_30/?page=search

     
    Наши гости

    Ванчугов А.

    «Музыкальный проект «Дармштадт-Новосибирск»: такое старое – такое новое искусство»

    Ванчугов Антон

    студент III курса ТКФ

     


    Вот уже три месяца шагает по планете 2016 год, радостный и грустный, успешный и неудачный, победоносный и разгромный. Мы все ждём нового, надеемся на открытие грядущих перспектив и мечтаем, мечтаем, мечтаем…

    Календарный 2016-й, но для консерваторской творческой жизни важнее, что сейчас второе полугодие 2015-2016 учебного года. Именно график семестров позволяет заглядывать в разные вехи музыкальной культуры независимо от календаря. Совсем недавно все, кто относит себя к культурной сфере города, наблюдали парад ярчайших событий в рамках фестиваля «Сибирские сезоны». И сегодня мы снова окунулись в атмосферу премьерных выступлений и ярких открытий.

    22 – 26 марта привнесли новые необычные краски в размеренно-активную жизнь вуза. Лекции, мастер-классы, открытые репетиции и творческие встречи с известными европейскими музыкантами в рамках уникального немецко-российского образовательного проекта ConTAKT – события не только чрезвычайно важные, но и долгожданные для любой консерватории России.

    26 марта проект венчался концертом пианистов Бьорна Леманна и Нориэ Такахаси, а также дирижёрским дебютом композитора Себастьяна Штира. Большой зал Новосибирской консерватории погрузился на полтора часа в мир загадочный музыки, созданной с 1945 по 2015 года.

    Программа собрала в себе разнообразие сочинения композиторов музыкального авангарда. Примечательно, что звучавшие работы явились личным выбором исполнителей, поскольку, как наши гости отметили на начальной пресс-конференции, играют они только ту музыку, которая им нравится. По этой причине зрители, заполнившие три четверти зала, смогли ознакомиться с целым спектром разнохарактерных и многоплановых техник современной композиции.

    Абсолютная премьера – можно так охарактеризовать программу концерта, составленную из сочинений, никогда до этого не исполнявшихся в нашем городе. Восемь номеров сложились в калейдоскоп мастерства и изящества. В связи с новизной программы позволю себе подробно описать все впечатления, которые возникали у меня по мере прослушивания этой музыки.

    По праву главным солистом вчера можно назвать Бьорна Леманна, который лично представил публике четыре сочинения в совершенном исполнении, а также участвовал во всей программе. Его артистичная манера, наличие возможностей быстрейшего переключения от экстравагантных приёмов к классическим тончайшим артикуляциям восхищали и завораживали публику.

    Программа, выстроенная почти по хронологическому принципу, открывалась сочинением 1945 года американского композитора-экспериментатора Conlon Nancarrow (Конлона Нанкарроу). Малоизвестный даже у себя на родине, он работал с механическим пианино как с устройством для исполнения своих композиций. Сложная ритмическая структура, полифонические технические приёмы – вот основа его творчества. В «Сонатине» для четырёх рук от 1945 года музыканты прекрасно показали все находки и задумки композитора. Первая часть «Сонатины» в качестве фрагмента уже звучала в начале проекта на пресс-конференции, а теперь пианисты представили все три части. Примечательно, что темповые характеристики разделов и характер их звучания решены в рамках классического сонатного цикла, что в свою очередь говорит о связи с прошедшей традицией. Музыка получилась интересная и довольно мелодичная.

    «Hausmusik» (Дом музыки/Домашняя музыка) также для четырёх рук, написанный композитором Arnulf Hermann (Арнульфом Германом), представил образец современной Берлинской школы. Сочинение в трёх частях оказалось насыщено аллюзиями к домашнему музицированию. Любопытно, что пьеса, сложенная из техник современного строения, всё же стремилась к имитации лендлеровского звучания. Квинтовые гармонии и малое количество диссонансов, постепенное развёртывание музыкального пространства как в начальном построении фуги – снова нас адресуют к наследию прошлых эпох, представленному в новой форме. Атмосфера первой части создаёт ощущение некоего полёта, расширяющегося пространства и бесконечного кружения. Вторая часть рисует множество отдалённых образов. Переплетающиеся гармонии переходят в уникальный эффект отзвуков, создающих магическое звучание. Можно смело назвать общее впечатление от этого фрагмента близким ощущениям от импрессионистической композиции. Третий раздел формы раскрывается из одного звена-элемента, достигает кульминации и истаивает самым едва уловимым для слуха образом.

    Третьим номером программы было сольное выступление Бьорна Леманна. Он исполнил с блеском и изяществом 8 пьес фортепиано соло (op.3) венгерского композитора Gyorgy Kurtag (Дьёрдье Куртага). Композиции оказались настолько малы по звучанию, что порой слушателю было трудно уловить начало и конец следующей пьесы. Эта композиция, 1961 года создания, по техническим и образным характеристикам явно отсылает к творчеству Антона Веберна. Пуантилистические штрихи буквально пронизывали всю музыкальную ткань.

    Румынско-немецкий композитор Gabriel Irony (Габриель Ирони) был представлен самым «свежим» сочинением, созданным в 2015 году. Anomorphosis II, так называлась пьеса в двух частях, очень необычно построенная. Анаморфоза – это конструкция, созданная таким образом, что в результате оптического смещения некая форма, недоступная поначалу для восприятия как таковая, складывается в легко прочитываемый образ. Удовольствие состоит в наблюдении за тем, как образ неожиданно появляется из ничего поначалу не говорящей формы. Именно такое состояние стремились передать Нориэ Такахаси и Бьорн Леманн. Самой примечательной деталью их выступления стала ювелирная работа с педалью, которая интереснейшим образом продлевала звучание отзвуков. Использование подмены запаздывающей педали приводило к уникальному резонирующему эффекту.

    Пожалуй, самым известным композитором, чья музыка прозвучала в концерте, явился итальянский мастер Luigi Nono (Луиджи Ноно). Его сочинения уже много лет являются образцом «классического» авангарда и без сомнения оказывают глубокое влияние на всех современных композиторов. Композиция 1970 года с очень экстравагантным названием «… sofferte onde serene…» (Вопль страдающих сирен) является образцом обращения к искусству композиции с использованием магнитной ленты (сейчас просто запись на любом носителе). Пианист исполняет свою партию одновременно со звучанием заранее записанного рояля. Бьорн Леманн предстал перед публикой как солист и одновременно как дополняющий аккомпанирующий ансамблист. Своеобразный дуэт на расстоянии пространства и времени: вот, что услышал Большой зал НГК, поскольку запись фонограммы была сделана как раз в год создания пьесы. Особыми чертами «Вопля…» можно считать эксперименты с тембрами роялей, которые становились то щипковыми, то ударными инструментами. Отзвуки задетых струн пронизывали фактуру всей композиции и создавали очень акустически качественный баланс между двумя «солистами».

    Самая «страшная» и самая оригинальная композиция в концерте принадлежала перу немецкого композитора, создателя «инструментальной конкретной музыки» Helmut Lachenmann (Хельмуту Лахенману). Пьеса «Guero» (Гуэро), написанная в 1970 году, повергла в шок большую часть зрительного зала. По задумке композитора пианист ни разу не использует фортепиано по прямому назначению. Вождение пальцами по белым и чёрным клавишам вызывает звук щёлканья, скрежета… Выдёргивание клавиш становится самым громким техническим приёмом в этом номере. Зажатие педали используется для продления гула после ударов по боковым стенкам и зацепов струн, которые задевает исполнитель на расстоянии от колков до деки. Имитация на рояле латино-американского инструмента удаётся, но какой ценой?...

    Ещё один классик современной европейской музыки был представлен своим сочинением «Monologues» (Монологи, 1960-64 годов создания) для двух фортепиано в четырёх частях. Речь идёт о Бернде Алоисе Циммермане, самом старшем авангардисте немецкой дармштадской школы. Сериальная техника, как воплощение авторской концепции «сферического времени» стала его визитной карточкой. Коллажность, аллюзорность и склонность к цитированию проявились в прозвучавшей композиции. Множество отсылок к разным композиторам и эпохам были искусно вплетены Циммерманом в кружева звуков Монологов.

    В заключение концерта был представлен секстет для кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано. Наш гость Sebastian Stier (Себастьян Штир) встал впервые в своей творческой карьере за дирижёрский пульт и управлял инструменталистами в исполнении своего сочинения Deja Vu (Дежавю). Молодые музыканты Новосибирска вместе с Бьорном Леманном исполнили музыку 2006 года написания, тем самым совершив премьеру в масштабах нашего города, а скорее всего и страны. Можно только порадоваться мастерству педагогов и студентов НГК имени М.И. Глинки – Маргариты Аунс, Марии Лазаревой, Натальи Мальцевой, Марии Цеван, Павла Дашкина – и Бьорна Лемана, которые за две репетиции смогли подготовить сложное сочинение нашего современника. Наслоения контрапунктических приёмов и авторских техник органично сплетались в сложном звуковом пространстве. Стоит сказать, что финальный номер вобрал в себя множество качеств из всех ранее прозвучавших сочинений, тем самым став итогом более чем полувекового поиска и развития европейской музыки XX – XXI веков. Конечно, многое повторилось…, но всё же новшества раскрылись на новом уровне и в новом контексте.

    Границы мирового композиторского творчества неисчерпаемы. Все присутствовавшие в этот вечер в Большом зале консерватории, безусловно, вдохновились и приобщились к страницам новой европейской музыки. Проект и концерт завершились, но надеюсь, налаженный международный культурный ConТАКТ не прервётся, и мы снова сможем соприкоснуться с таким старым – таким новым искусством Музыки!

    фото www.goethe.de, фотоархив консерватории, www.dw.com

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки