Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Новосибирская консерватория: на перекрестье культур" №1 (30), Январь 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_30/?page=search

     
    V Сибирские сезоны

    Шалдышев В.

    «Три ошибки человечества…»

    Шалдышев Вячеслав

    магистрант I курса

     


    5 Ноября 2015 года в концертном зале им. А.М. Каца Новосибирской государственной филармонии в рамках фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны» состоялась российская премьера видео оперы Стива Райха «Три истории». Видео-опера была написана для двух ударных установок, двух виброфонов, двух роялей, струнного квартета, пяти солистов( три тенора, два сопрано) и видео ряда.

    Как исполнитель этой оперы, я постараюсь рассказать о своих впечатлениях, так сказать, «изнутри».

    Опера «Три истории» состоит из трёх частей, которые объединены одной темой, темой научной катастрофы. Иногда люди принимают решение не в пользу человека, а в пользу научного открытия, если даже оно способно уничтожить человечество.

    Первая история – HINDENBURG – относится к 1937 г. и рассказывает о крушении гигантского немецкого дирижабля. Сверкая свастикой на борту, Гинденбург проплыл по небу Европы, пересек Атлантику и рухнул, объятый пламенем, в Нью-Джерси.

    Вторая история, BIKINI – это документированная сводка американских испытаний атомной бомбы на тихоокеанском атолле Бикини в период начала "холодной войны".

    Третья история, DOLLI – посвящена актуальной проблеме клонирования и высоким технологиям, апробированным на овечке Долли.

    В первой части у солистов, трех теноров, возникают слова «It coud not have been», что в переводе с английского языка означает «Этого не могло произойти», и эти слова обволакивают всю видео-оперу. Возникает канон, как выкрики: три тенора выкрикивают, то перебивая друг друга, то соединяясь в автоматизированном машинальном возгласе «Это не могло произойти!» Музыкальная ткань первой части пропитана Ритмом современного человечества, который доходит своей нервностью и одновременно точностью до самых глубин сознания. Особой катастрофичностью отличается второй раздел первой части: медленное движение, понимание и осознание того, что произошло. В четвертом разделе бешеный ритм достигает своего апогея! На этом заканчивается первая часть, говорящая: «человек, никогда не совершай этих ошибок!»

    «...Сотворил Бог ... по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими... и над птицами небесными..., и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Этот текст из Библии появляется в начале второй части и постоянно фигурирует на экране в течение всего этого раздела. Здесь говорится о том, что человек по наивному верованию в свое могущество создал страшнейшее оружие – ядерную бомбу. Время останавливается и звучат короткие реплики певцов во взаимодействии с резкими возгласами инструментального ансамбля, пока они не соединятся вместе в совершенно безумном ритме.

    Идея третьей части возникла спонтанно, но именно финал оказался смысловым центром трилогии. Основное место в нем заняли рассуждения ученых разных специальностей о проблемах искусственного разума. «Долли» оставляет ощущение незавершенности, как не может быть завершен спор по поводу того, «как будет выглядеть наша жизнь в будущем».

    Безоговорочная вера в силу прогресса, характерная для первой половины столетия, сменяется чувством неуверенности, растерянности и сомнения ученых в правильности того, что они делают. В музыкальной ткани появляются мажорные, более оптимистичные созвучия, чередуясь с основной темой оперы. Подчеркивая разрушительные последствия многих научных открытий XX века, Райх констатирует неизбежность самого эволюционного процесса, рассматривая в этом ракурсе и проблему клонирования, интерпретируя ее, возможно, как начало новой страницы человеческой истории, подобно тому, как нарушение божественного запрета и вкушение плодов с древа познания положило начало существованию рода человеческого…

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки