Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Новосибирская консерватория: на перекрестье культур" №1 (30), Январь 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_30/?page=search

     
    V Сибирские сезоны

    Ванчугов А.

    «Страсти по Марку» – перекрёсток культур»

    Ванчугов Антон

    студент III курса ТКФ

     


    Конец 2015 года для музыкальной жизни Новосибирска оказался очень интересным и важным в плане открытий, как нового, так и старинного искусства. Череда конференций, концертов, различных премьер венчалась, как заявили авторы проекта, интригующей загадкой истории музыки. Действительно 26 ноября всех ожидало яркое явление, воссоздание утраченной партитуры великого Иоганна Себастьяна Баха, во многом уникальное и насыщенное не прогнозируемыми эффектами и впечатлениями событие.

    Год 330-летинего юбилея композитора ознаменовали грандиозные программы из кантат и пассионов, звучащие в Лондоне, Париже, Берлине. «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» предстали перед европейской публикой с широким размахом. Оратория «Страсти по Марку», завершенная композитором и дирижером Йорном Бойзеном в 2010 году, также звучала в филармониях Амстердама, Гааги, Берлина и Лондона. Кто же осмелился соприкоснуться с творением и привезти его в Новосибирск?

    Лаборатория новой музыки в рамках фестиваля «Сибирские сезоны – 2015» представила сибирской, да и всей российской публике ранее не звучавшую музыку. Стоит заметить что некоторые фрагменты партитуры, а именно знаменитый хорал, который прозвучал с разными текстами три раза, конечно известны разновозрастному слушателю. Остальное звучание явилось открытием и откровением.

    Кто же представил это удивительное действо? Благодаря организационному труду Елены Рудзей и Сергея Шебалина в Государственном концертном зале имени А. М. Каца собрались маститые профессионалы из Германии, Москвы и Санкт-Петербурга, а также молодые музыканты Новосибирска. Такой ансамбль увлечённых и горячо любящих барочное искусство творцов, несомненно, привёл к успеху.

    Личностью, без которой ничего бы не получилось, стал Йорн Бойзен. Барочный человек, который мыслит, чувствует музыку, всем нутром переносится в XVIII век, создал, по мнению европейских специалистов самую удачную (седьмую) реконструкцию крупнейшего сочинения Баха. Барочная манера управления оркестром и драматическая экспрессивность капельмейстера, а также исполнение речитативов под аккомпанемент клавесина без сомнения репрезентировали обстановку времён создания «Страстей по Марку».

    Из истории произведения. Первая постановка, состоявшаяся в Лейпциге в страстной четверг 1731 года, к сожалению не имела продолжительного практического исполнения, поскольку партитура «Страстей по Марку» была утеряна. До нас дошёл лишь перечень из 132 номеров этой грандиозной композиции и небольшие номера арий и хоралов. Современная версия сложились из фрагментов «Траурной оды» и «Кётенской траурной музыки», а также 70% музыкального материала, созданного Бойзеном.

    Примечательна его работа как дирижёра и учителя молодых музыкантов. Хор и инструменталисты в течение всего одной недели освоили технику старинного оркестра. Как передать тембры баховского ансамбля, как применять барочные штрихи, как построится хору и солистам – всё это включала подготовка премьеры. Специально перестроенная сцена с панелями для передачи акустики и расположение оркестрантов также явились находками и требованиями для исполнения «Страстей».

    Отдельно назову гостей-исполнителей, как солистов вокалистов, так и оркестрантов. Блестяще исполнил партию евангелиста Бенджамин Глаубиц, точно передав характер и значение главного двигателя действия. Его речитативы были полностью заново построены Бойзеном и действительно аутентичны Баху.

    Партию баса исполнял Джулиан Редлин. Стоит сразу отметить, что тембр солиста относится к смешенному и характеризуется как бас-баритон. В силу этого звучание арий и ансамблей приняло оттенок неоднозначной трактовки. Конечно, мастерство исполнителя было на высоком уровне, но экзотичность звучности партии Иисуса вызвала некоторое недоумение.

    Среди инструменталистов стоит назвать солистов оркестра Pratum Integrum Филиппа Ноделя (гобой), Сергея Фильченко (скрипка), Александра Гулина (виолончель), а также Рустика Позюмского (виола да гамба) и Павла Богданова (барочный гобой). Они стали стержнем консорта, вели за собой студентов первых и даже старших курсов консерватории. Все исполнители получили бесценный опыт и теперь с уверенностью могут с новым опытом и взглядом обращаться к музыке Барокко.

    Примечательной деталью всей постановки стала структура в двух частях. Обычно «Страсти» исполняются без перерыва, но в Новосибирской версии был антракт, способствующий постепенному погружению в атмосферу далёких событий. Важными номерами действия стали арии сопрано со скрипкой и ария баса в ансамбле с гобоем, фаготом и клавесином. В них творческий союз Бах-Бойзен раскрылся особыми гранями. Авторское прочтение партитуры всё же отличалось от Баха, но не выбивало из общей стилистики и подачи звучания.

    Самое яркое впечатление оставили скоростные хоры turbo, исполняемые выпускниками вокального и дирижёрско-хорового факультетов НГК. Не случайно вся мощь звучания, сосредоточенная в кратко изложенной форме, вбирала в себя самые трагичные повороты сюжета литургической драмы. Молодые исполнители стремились передать своё видение немецкого текста и смешенной музыки.

    Сложность работы в таком большом зале с камерным барочным оркестром, используемым для исполнения «Страстей», несомненно, отразилась в восприятии и сердцах слушателей. Продолжительные аплодисменты по завершению звучания произведения лишь подчеркнули всю значимость труда проделанного в столь короткий срок. Хорал на бис вновь проявил идею общих для разных культур ценностей, отношения к искусству.

    В завершении стоит выразить благодарность всем участникам и организаторам проекта. Без их интереса к самым разным новинкам музыкального искусства мир был бы менее ярок и прекрасен. И ещё: успешного выступления в других городах с очень познавательной во всех отношениях программой!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки