Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Профессиональный музыкант в современном мире" №2 (31), Апрель 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_31/?page=search

     
    Конкурсы

    Ванчугов А.

    «По следам Межрегионального Сибирского конкурса
    молодых исполнителей на народных инструментах имени А.Н. Романова
    (интервью с председателем жюри, профессором Российской академии музыки имени Гнесиных,
    народным артистом Российской Федерации
    Александром Андреевичем Цыганковым)
    »

    Ванчугов Антон

    студент III курса ТКФ

     


    Народный артист РФ Александр Андреевич ЦЫГАНКОВАнтон Ванчугов: Александр Андреевич, с этого года наш конкурс носит имя недавно ушедшего из жизни замечательного музыканта, педагога Новосибирской консерватории Андрея Николаевича Романова. Скажите, пожалуйста, несколько слов о его личности Вы ведь наверняка были с ним знакомы? Не могли бы Вы также охарактеризовать манеру его игры и стиль исполнительства?

    Александр Цыганков: Безусловно, это прекрасная идея –присвоить сибирскому конкурсу, который проходит уже не первый раз, имя ушедшего, к сожалению, от нас Андрея Николаевича Романова, потому что такой человек и музыкант достоин, что бы его имя было увековечено. Надо сказать, что конкурс его имени собрал очень много участников и отмечу, что они прекрасно выступают. У нас на сцене стоит его замечательный портрет и, конечно же, он вдохновляет, наверное, ребята чувствуют такую ответственность. Они стараются выразить себя в звуке эффектнее и действительно выразить все свои возможности, донести свою подготовку.

    С Андреем Николаевичем, конечно, я был прекрасно знаком. Мало того, я был в жюри IV Всероссийского конкурса, который проходил в Нижнем Новгороде. На этом конкурсе А.Н. Романов получил первую премию, прекрасно сыграл, его выступление оставило очень хорошее впечатление. Позже я с ним встретился в городе Абакане, он был членом жюри конкурса, который проходит на всех инструментах. Услышав тогда игру двух Андреев < Романова и Кугаевского> на сцене, я вспомнил его выступление на конкурсе. Он сохранил прекрасно свою форму, которую демонстрировал ранее на конкурсе, свою манеру leggero и свой полётный стиль, очень красивый, с таким звуком прекрасного качества во всем исполняемом материале. Мы с ним периодически встречались. Почти каждый мой приезд в Новосибирск в той или иной обстановке мы пересекались.

    Ещё хочу сказать одну вещь, которая, наверно, не звучала. Андрей, как талантливый человек, талантлив был во всём, что бы он делал: всё получалось с какой-то изюминкой, как-то необычно. Раз я попал с ним в банную компанию, и там он продемонстрировал свое потрясающее искусство-мастерство парильщика. Не припомню что бы кто-то меня так «отделал», прекрасное мастерство… Ещё вспоминается одна встреча, когда я был по линии фонда «Музыкальное передвижничество» на мастер-классах в Томске в музыкальной школе и потом меня отправили на машине прямо в аэропорт Новосибирска: надо было лететь в Сургут на юбилей музыкального училища… Вот мы как раз вместе с Андреем туда летели и встретились с ним перед самолётом. Он выступал там на концерте, совершенно блистательно, профессионально… Потом пошёл слух, который оказался правдой – по поводу его тяжёлой болезни… Как жаль, все, что делалось, было немного поздно… У меня остался в памяти его образ Музыканта со своим самобытным стилем, отношением, с необыкновенной культурой звукоизвлечения и замечательным вкусом.

    А.В.: В этом году наш конкурс собрал самое большое количество участников за всю его историю. Это отразилось как раз в номинации домра. Примерно 80 человек. Как Вы можете охарактеризовать такое большое представительство?

    А.Ц.: Не знаю, как так получилось, но два наших самых популярных народных струнных инструмента – домра, причём, именно домра, без всяких «б»-тов <название русской "домры", увы, часто путается с казахской «домброй»> и балалайка разделились по половому признаку. Так сложилось, что в основном на балалайке играют ребята, мужчины, действительно, поскольку балалайка требует удара, но эпизодически приходят и дамы, учатся на этом инструменте играть. Домра наоборот стала женским инструментов, в основном учатся девочки, и лишь иногда приходят мальчики. Раньше это деление было поровну и ребята играли и девочки… Сейчас я даже прочитал в одной статье, что домра женский инструмент.

    Надо сказать, девочки-домристки в этот раз произвели очень хорошее впечатление. В общем, выступления были целиком стабильными. Даже если и случались какие-то там остановки, я не буду называть, девочка одна играла из этого учебного заведения (музыкальный колледж им. А.Ф. Мурова – прим. А.В.). Она просто так выключалась, пропустила, дальше начинала играть. Вроде как это было не заметно, но мы, т.е. члены жюри, конечно, знаем музыку, мы отреагировали… В целом домристы старались, выходили во всех группах. Я, к сожалению, не застал первую группу самых маленьких. А там тоже у нас есть одна звёздочка, которая сегодня будет выступать на заключительном концерте. Сужу по тому баллу, который ей поставили, это очень высокий балл. Она приехала из Бурятии.

    Очень хорошая была вторая группа, т.е. старшие классы музыкальных школ. У нас там и урожай лауреатский приличный и это действительно справедливо, потому что конкурсанты играли отлично. Ребята, которых я знаю, перспективные, все приехали на этот конкурс! Так, очень хорошими конкурсантами была представлена школа Абакана. Это школа имени Кенеля, первая школа абаканская, где трудится Вера Владимировна Лашкина. Ее ученики стабильны, очень много её выпускников сейчас учится в Новосибирске у А. В. Кугаевского.

    Ещё скажу о НССМШ. Они молодцы, вот действительно, смогли представить такой десант школьный, особенно в 3-4-й группах домристов. Готовились серьезно, может быть, не все играли как звёзды, но видно, как они старались и достойно представили своё учебное заведение.

    Кстати, колледж культуры и искусства <НОККиИ> тоже проявил себя. Ребята достаточно удачно играли, даже по сравнению с прошлыми конкурсами, когда колледж культуры и искусства у нас воспринимался как культпросвет училище. А здесь нет, наверное, потому что Валентина Пак, Наталья Кравец – хорошие педагоги поднимают уровень исполнительства.

    Я видел, как старались девочки … и у нас есть лауреаты, заслуженные лауреаты! Поэтому я хотел бы отметить 2 учебных заведения в Новосибирске: областной колледж культуры и искусств и среднюю специальную музыкальную школу. Действительно это был настоящий уровень. То, что ребята занимаются в специальной школе, вместе с другими специальностями, накладывает такой отпечаток на их манеру игры.

    А.В.: Возможно ли говорить об обще-сибирской школе домры?

    А.Ц.: В общем да, я это ощутил. Если говорить о вообще школе, то я бы скорее здесь хотел заметить, что школа пришла сюда из Санкт-Петербурга. Как раз через нашу уважаемую Елену Прокофьевну Янковскую, которая закончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Она принесла сюда сам принцип постановки, постановки правой руки и вот те традиции очень хорошего звука, красивого, мягкого, без чего-либо лишнего, с певучим тремоло. Это чисто петербургские традиции. Там звукоизвлечение поставлено на очень высоком уровне. Поэтому вот эта, наверное, школа проникла в Сибирь и на основе нее формируются уже местные традиции. В принципе, я бы отметил стабильность, которая свойственна вашим юным музыкантам, а также сибирскую энергетику, которая, может быть, есть в исполнении.

    Я ведь сам тоже сибиряк, я ведь омич, поэтому мне всё очень близко. Всегда присутствует какой-то задор, тем более на народных инструментах, на которых много народной музыки исполняется.

    Я сидел эти дни в зале, кстати, для меня этот зал тоже памятный (Малый зал НГК – прим. А.В.). Именно в этом зале я впервые играл, приехав на конкурс в 1965 году, очень давно. Я был ещё сам студентом музыкального училища имени Шебалина и участвовал тогда, учась на первом курсе. Этот первый конкурс с разными педагогическими конференциями проводился для педагогов и студентов Сибири, Урала и Дальнего Востока среди музыкальных училищ. Проходил конкурс именно в этом зале с барельефом Глинки, где я сейчас сам сидел. Это было моё первое выступление за приделами моего родного города, и тогда я приехал не один. Замечательный баянист Юрий Алексеевич Хвострелов, тогда студент четвёртого курса музыкального училища, тоже выступал на конкурсе. Это было совершенно феноменальное исполнение, в его уникальном стиле. Мне очень памятен тот конкурс. Я вспоминаю Ивана Матвеевича Гуляева, профессора Побельского, который здесь преподавал, профессора Носкова

    Малый зал Новосибирской консерватории для меня тоже знаменателен. В нём приятно находится, и знаете, как говорят, послевкусие, но обычно это касается хорошего вина или еды, но я хочу сказать, что это послевкусие после конкурса – оно приятное. Очень, очень приятное.

    Скажу несколько слов об особенностях регламента нашего конкурса. Мне, кажется, мы правильно сделали. У нас был один случай несоответствия программе. Сейчас это проявилось в отношении к крупной форме. Одно дело, когда соната, концерт, сюита исполняются: это всё-таки циклическая структура, свойственная крупной форме, и соответствует условиям. Но иногда педагоги не совсем понимают, что этот принцип должен быть сохранен не только в концертах, сонатах или сюитах. Это касается и фантазий, и вариаций. Вариации тем и отличаются от крупной формы, что имеют свой принцип цикличности. Есть масса вариаций просто на какую-то тему. Одна новосибирская домристка, к сожалению, исполнила не совсем верную программу. Здесь педагогу необходимо было обратить внимание на требования, и я буду об этом говорить сегодня на круглом столе. Это очень обидно, поскольку она очень хорошо играла, но с другой стороны, когда есть положение конкурса – это как конституция, вот на данный момент. Это свод законов. Каждого предложения надо придерживаться, это тот обязательный фундамент, чтобы не было потом никаких каких-то претензий. Вот конкурсантка вышла, сыграла вариации, а они не являются вариациями крупной формы, и, хотя сыграла очень хорошо, но мы штрафной балл всё-таки добавили. Поскольку жюри должно было как-то отреагировать на то, что условия не выполняются.

    А.В.: Александр Андреевич, позвольте ещё вопрос по программе конкурса. Вы известны как интерпретатор, композитор и переиздатель сочинений для домры. В нашем конкурсе было представлено несколько Ваших композиций. Как Вы можете оценить их исполнение?

    А.Ц.: Я являюсь членом союза композиторов, вступил по всем правилам, прошёл через приёмную комиссию и правление союза композиторов. Говоря о своем творчестве, я вспоминаю слова Михаила Ивановича Глинки: «музыку создаёт народ, а мы композиторы её аранжируем». Хотя есть шутка такая: музыку создаёт народ, а мы композиторы… В сочинении для нашего народного инструмента, святая наша обязанность – сохранять народные мелодии. Не позволять, чтобы они забывались. Есть сейчас такая тенденция: мало люди слышат в средствах массовой информации фольклора, народной музыки в разных видах. В данном случае для нас это большая работа: донести и доказывать, что всё-таки традиции не должны быть забыты. Они не должны уходить, потому что новые поколения вырастают и потом для них это будет совершенно чуждым. Я считаю, что этого допускать нельзя. Поэтому большинство моих сочинений всё-таки очень близки к народной музыке. Они зачастую пишутся в фольклорном стиле или берутся цитаты, или делается обработка тех или иных мелодий, или сочиняются пьесы, у которых конструкция более сложная, но всё равно есть какие-то определённые народные темы.

    На этом конкурсе как миниатюры исполнялись, которые были когда-то написаны, ещё пору моей молодости, так и произведения крупной формы. Произведения, в которых, в общем-то, опора делается на народный мелос различных стран. Прозвучали 2 и 3 части Славянского концерта, который не так давно был написан. Прозвучала 1 часть концерта-симфонии в исполнении балалаечника на втором туре, написанной для балалайки с оркестром. Кстати, эта часть получила первую премию на конкуре композиторов имени Т.Н. Хренникова, причём в разделе «музыка для симфонического оркестра», потому что именно вариант балалайки с симфоническим оркестром исполнялся. Звучали части также из моей сонаты. Это всё сочинения, которые были написаны в преддверье вступления в союз композиторов.

    Ребята очень хорошо справлялись и даже получили дипломы за исполнение, поэтому как композитору, мне было очень приятно слышать свои сочинения. Конечно, над какими-то произведениями я бы с удовольствием поработал на мастер-классе. Подсказал бы как автор, что бы мне хотелось здесь услышать. Потому что были какие-то претензии, порой немного не строилась форма, где-то нужно было сделать кульминационные какие-то ходы, где-то немножко разрыхлили форму какими-то остановками... Сейчас, может быть, на мастер-классе…

    Я всегда считаю так, что работа в жюри – это РАБОТА. Это не просто вы сидите и слушаете с удовольствием ребят, а они один за другим меняются и т.д. Я считаю, что это такая же работа, как работа на экзаменах. То есть обязательно какие-то комментарии должны быть зафиксированы на бумаге по ходу слушания. Потому что сейчас будет Круглый стол, где всегда высказываются какие-то общие замечания, но потом у меня есть возможность и есть материал с которым я могу подойти к каждому конкурсанту… А вернее сказать: «дорогие друзья, пожалуйста, подходите ко мне. Вы имеете возможность услышать маленький комментарий по выступлениям, особенно, конечно, домристов, хотя и по балалаечке я тоже немного записал, которых я слышал. Я могу вам каждому что-то высказать».

    Вот эту работу, мне кажется, членам жюри надо делать. Может быть председателю в большей степени, но и остальным. Потому что это очень важно, указать, что было положительного, и что отрицательного. Кстати это проводится на международных конкурсах. Там нельзя подходить в процессе конкурса к членам жюри. Это запрещено. Но зато в конце, когда уже объявлены результаты и итоги, часто бывают обсуждения совместные жюри и участников. Тут каждый участник может подойти к любому члену жюри и спросить о его замечаниях. На чём основана оценка, что хорошо, что плохо. Поэтому работа в жюри – это напряжённая работа: надо слушать, фиксировать, ухватывать. В этом случае люди поймут, на что им нужно обратить внимание, почему получилось так, а не этак.

    А.В.: Спасибо большое и теперь вопрос завершающий. Консерватория и колледж заинтересованы в расширении конкурса – превращении его во всероссийский и международный. У нас есть такая возможность, как Вы видите?

    А.Ц.: Вы знаете, я думаю, что, в принципе, такая перспектива вполне может быть. Например, проходит конкурс «Надежда» в Красноярске, по всем специальностям. Он действительно является международным, потому что на конкурс «Надежда» приезжают из ближнего зарубежья, с Монголии, с востока. А Новосибирск – это же столица Сибири, поэтому это город известный, центральный. Я думаю, люди будут интересоваться этим конкурсом. Конечно, не плохо было бы, чтобы третий тур был с оркестром, это будет очень красиво и интересно. Уже во многих городах на конкурсах, в которых мне приходится участвовать, такая практика есть. Вот, например, город Петрозаводск, где с оркестром консерватории проходит третий тур. Прекрасный оркестр аккомпанирует. В Костроме тоже с оркестром. Поэтому может и ваш оркестр подключится, старейший новосибирский оркестр, поэтому я думаю, что при хорошей рекламной работе оргкомитета этот конкурс может быть международным.

    А.В.: Большое спасибо Александр Андреевич. Надеемся снова увидеть Вас на нашем конкурсе и в нашем городе.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки