Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Новосибирской консерватории - 60 лет!" №4 (33), Октябрь 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_33/?page=search

     
    От чистого сердца простыми словами

    Ковалёва Е.

    От музыкальной теории к жизненной практике
    интервью с зав. кафедрой теории музыки – Ж.А. Лавелиной)

    Ковалёва Екатерина

    студентка IV курса ТКФ

     


    Кафедра теории музыки

    Лавелина Жанна Алийевна (р. 13.8.1976) – музыковед, кандидат искусствоведения (2005), доцент (2010), заведующая кафедрой теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (2015). Окончила теоретико-композиторский факультет Новосибирской консерватории в 2000 году, в 2003 – аспирантуру по классу Константина Михайловича Курлени (на тот момент кандидата искусствоведения, доцента, ныне доктора искусствоведения, профессора, ректора НГК). Тема диссертации «Музыкально-исторический контекст как фактор оценки художественной значимости инструментальных квартетов И. Брамса». В консерватории Ж.А. Лавелина работает с 2002 года, ведёт курсы музыкальной формы, сольфеджио, современного интонирования, теории музыки, руководит курсовыми и дипломными работами студентов ТКФ.

    Жанна Алийевна ЛАВЕЛИНА, заведующий кафедрой, кандидат искусствоведения, доцент– Жанна Алийевна, расскажите, пожалуйста, о становлении кафедры теории музыки и ее первых преподавателях? Кто стоял у истоков кафедры?

    – Екатерина, спасибо за неугасающий интерес к кафедре теории музыки. Именно такого содержания вопрос напрашивается в начале интервью с заведующим любой кафедрой. Я словно еще нахожусь на недавней конференции, посвященной 60-летию консерватории, на которой выступала с докладом по данной теме. И Вы знаете, количество участников, слушателей конференции (в зале не было свободных мест) свидетельствовало о неподдельном интересе к представленным сообщениям, особенно связанным с историей вуза. Немаловажно, что молодое поколение составляло подавляющее большинство присутствующих. Этот весьма приятный факт порадовал всех педагогов НГК, а также их коллег из других вузов. Поэтому позвольте мне не пересказывать доклад и подробно не отвечать на заданный вопрос. Ну а тем, кто, к сожалению, не смог посетить конференцию, рекомендую в качестве настольной книги замечательную энциклопедию, посвященную пятидесятилетнему юбилею НГК (а также ее обновленную электронную версию, созданную к 60-летию вуза). Интересующихся историей именно кафедры теории музыки отсылаю как к энциклопедиям, так и к статье по материалам прошедшей конференции (в настоящее время сборник находится в печати). В них по крупицам собрана практически вся фактологическая информация о кафедре теории музыки – ровеснице консерватории – со дня ее основания до настоящего времени. Большое счастье, что педагоги, стоявшие у ее истоков, – кандидаты искусствоведения Я.Н. Файн, А.П. Ментюков, доктора искусствоведения С.С Гончаренко, Г.А. Демешко – до сих пор работают. Их воспоминания, фотоархивы, а, тем более, живое общение с ними – поистине бесценны.

    – Жанна Алийевна, на сегодняшний день, Вы – одна из самых молодых заведующих кафедрами. Не мешает ли Вам возраст при руководстве такой серьезной и фундаментальной кафедрой консерватории?

    Татьяна Степановна СОРОКИНА, заведующий кафедрой (1989-2013), кандидат искусствоведения, профессор– Думаю, что возраст в таких делах не имеет первостепенного значения. Вообще последние два года я довольно глубоко погрузилась в историю кафедры теории музыки. И, несмотря на то, что работаю здесь уже 15 лет, пройдя путь от практикующей аспирантки до доцента, вновь и вновь открываю для себя какие-то интересные факты, «цепляющие» моменты, порой переоцениваю уже давно мне известное. Одним словом, практически в одночасье для меня сильно изменился окружающий контекст, а точнее, место в нем. Речь идет о том, что наш коллектив, с большим прискорбием потерявший своего бессменного (в течение 24-х лет) руководителя, кандидата искусствоведения, профессора Татьяну Степановну Сорокину, оказал мне честь, избрав на должность заведующего. Сказать, что для меня это было неожиданным событием (также как и безвременный уход Т.С. Сорокиной), значит, ничего не сказать. Представьте себе: на нашей кафедре работают такие мэтры, как Я.Н. Файн, А.П. Ментюков, С.С. Гончаренко, Г.А. Демешко, Т.А. Гоц, ректор К.М. Курленя, а также педагоги моего поколения, уже защитившие докторские диссертации (Л.Л. Пыльнева), и я – заведующий??? Конечно, это была огромная честь, но при этом и не вполне своевременная ответственность. Признаюсь честно, избегая ее, я предлагала на голосовании более, на мой взгляд, достойные фигуры, но коллектив единогласно проголосовал за мою кандидатуру. На самом деле, кафедра – это вторая семья для меня: одна ее половина – это мои учителя, вторая – те, с кем я примерно в одно время училась. В таких обстоятельствах мой возраст мне только помогает – чувствую поддержку, можно сказать, со всех сторон: и отеческую, и братскую. А с такой поддержкой кого-то разочаровывать совсем не хочется, поэтому стараюсь оправдать возложенное на меня доверие, всех уважаю и очень люблю!

    Юзеф Гейманович КОН, заведующий кафедрой (1965-1970), доктор искусствоведения– Могли бы Вы выделить несколько имен, которые, по Вашему мнению, стали знаковыми в истории развития кафедры?

    – Знаковой фигурой в истории развития кафедры теории музыки, да и всей консерватории, безусловно, стал выдающийся ученый Юзеф Гейманович Кон, который работал на кафедре с 1963 по 1970 гг., являясь ее заведующим в последнее пятилетие (1965 – 1970). Именно он, как свидетельствуют документы и его современники, поднял работу кафедры на новый качественный уровень, определил развитие ее основных научных направлений на многие годы вперед. Интеллектуальное и профессиональное влияние Ю.Г. Кона распространилось далеко за пределы нашего вуза. Сформировав настоящую музыкально-теоретическую школу, Ю.Г. Кон воспитал здесь музыковедов, которые впоследствии внесли весомый вклад отнюдь не только в развитие кафедры и НГК, став также знаковыми фигурами. Среди них – доктора искусствоведения, профессора НГК Л.В. Александрова, Г.А. Демешко, кандидаты искусствоведения, профессора НГК А.Г. Михайленко, Т.С. Сорокина (учившаяся у Ю.Г. Кона в аспирантуре) и др. Тем самым эти два первых поколения учителей и учеников сформировали поле научной и педагогической деятельности, развивающееся на кафедре и сегодня.

    – Можно ли говорить о преемственности поколений, единой школе, на которой базируется педагогическая и научная деятельность кафедры теории музыки, и в чем ее уникальность?

    – Да, конечно. Несмотря на то, что на кафедре работают 13 доцентов и профессоров, чьи научные интересы весьма разнообразны, можно выделить и общие векторы во всех видах кафедральной деятельности (подробнее об этом, на примере исследования музыкальной культуры Сибири, специалистом по которой сейчас является доктор искусствоведения Л.Л. Пыльнева, можно прочесть в моей статье по материалам упоминавшейся конференции). Преемственность поколений не теряется еще и потому, что академическое музыкознание, в рамках которого получали образование все члены нашей кафедры, базируется на фундаментальных основах. А уникальным уже является современный состав кафедры теории музыки, представляющей собой динамично развивающийся организм. Несмотря на возрастной разлет более чем в 50 лет между некоторыми членами кафедры, все тесно общаются, в коллективе царит атмосфера взаимопомощи, доброго отношения друг к другу. Основные направления теоретической деятельности развивают наши корифеи, виднейшие специалисты в области полифонии (Г.А. Демешко, Я.Н. Файн), гармонии (А.П. Ментюков), анализа музыкальных произведений (С.С. Гончаренко), сольфеджио (Т.А. Гоц). Вместе с тем, педагогическая и научная деятельность ряда молодых специалистов связана не только с традиционными музыкально-теоретическими предметами, но с инновационными дисциплинами и направлениями музыкознания. Так, кандидат искусствоведения, и.о. доцента М.Н. Бакуменко является одним из крупнейших специалистов Сибири в области электронной музыки, которая получила распространение в разнообразных областях музыкальной практики и очень актуальна сегодня. Кандидат искусствоведения, старший преподаватель П.А. Мичков специализируется на теме, прикладное значение которой невозможно переоценить: это разработка и внедрение в музыкальную деятельность различных АИС (автоматизированных информационных систем). Его деятельность имеет огромное значение для различных структур консерватории (библиотека, медиатека), а также широко известна в сибирских регионах.

    Если говорить о работе со студентами в классах по специальности, важно отметить следующее. Научное руководство нашей кафедры всегда отличалось тем, что педагоги предстают поистине многопрофильными специалистами. Дипломные исследования поражают широтой охвата тем, разноплановостью проблематики (от архаики до новейшей музыки 21 века, от академических опусов и фольклора до проблем массовой музыкальной культуры и т.д.). Достаточно взглянуть на палитру тем в классе К.М. Курлени. Вот, например, сейчас в его классе одна аспирантка и две студентки, темы работ которых имеют точки соприкосновения только в безграничном кругозоре и неиссякающих идеях научного руководителя: Лист легко уживается с киномузыкой и понятием «интонации» в музыковедении. И в этом тоже – сохранение и развитие традиций школы теоретического музыкознания и педагогики, заложенной Ю.Г. Коном и другими учеными и педагогами, стоявшими у ее истоков. Хочется, чтобы кафедра как можно дольше находилась на таком творческом подъеме.

    – Жанна Алийевна, Вы упомянули о том, что деятельность некоторых членов кафедры имеет прикладное значение. А есть ли в ней соприкосновения с концертно-просветительской, творческой работой консерватории?

    – Безусловно, ведь многие члены кафедры выходят на различные сцены в качестве музыковедов-лекторов. Но есть у нас уникальный человек, который окончил НГК по двум специальностям: как композитор и как музыковед. Это мой однокурсник кандидат искусствоведения, доцент, член Союза композиторов Андрей Сергеевич Молчанов, чья деятельность успешно развивается сейчас в обеих сферах. В «перерывах» между написанием докторской диссертации и преподаванием он сочиняет музыку, которая очень востребована не только консерваторскими исполнителями, но и неоднократно входила в обязательный репертуар Международных конкурсов юных скрипачей, Всероссийского конкурса имени Л.В. Мясниковой и даже, совместно с НГК, ставилась в оперном театре (мюзикл «Кентервильское привидение»).

    Не могу не упомянуть также М.Н. Бакуменко, который выступал консультантом в рамках подготовки двух уникальных всероссийских премьер («Человек, который принял свою жену за шляпу» М. Наймана и «Три истории» С. Райха). Экспертом международных фестивалей неоднократно являлась кандидат искусствоведения, и.о. доцента Н.В. Санникова («Tanzplatform», Гамбург, «Варшавская осень», Польша, «Другое пространство», Москва и др.).

    – По сути, некоторые дисциплины, преподаваемые на кафедре теории музыки, являются ничем иным, как музыкальной грамотой, только уже на вузовской ступени. А каков опыт кафедры в работе с детьми, когда собственно и закладываются музыкально-теоретические основы?

    – К настоящему времени накоплен достаточно богатый опыт кафедры в области детской музыкальной педагогики. Раньше, когда музыкальный колледж при консерватории работал в полную силу, многие педагоги преподавали в нем такие предметы, как сольфеджио, элементарную теорию музыки, гармонию, анализ музыкальных произведений, слушание музыки (есть авторский курс, созданный Г.А. Демешко). Сейчас в колледже работают два наших педагога: доктор искусствоведения, доцент Лада Леонидовна Пыльнева и кандидат искусствоведения, доцент Ольга Александровна Юферова, специализирующаяся именно на преподавании в средних и старших классах колледжа. Очень жаль, что сейчас прекращен набор в его начальные и подготовительные классы, в которых много лет преподавала кандидат искусствоведения, доцент Тамара Анатольевна Гоц – замечательный сольфеджист, в том числе, в области детской педагогики (начиная с 4-х, 5-ти лет), разработавшая авторскую методику, которая имеет очень высокие результаты. Надо отметить, что некоторые педагоги кафедры параллельно работают в школьных и средних музыкальных учебных заведениях. Считаю очень важным делом сохранять эту нить преемственности в трех звеньях музыкального образования.

    – Что Вы можете сказать о межкафедральных связях в Новосибирской консерватории?

    – Могу сказать, что они существуют, причем реализуются не только в узкопрофессиональной плоскости (например, в обязательном сотрудничестве по вопросам учебной и научной работы между музыковедческими кафедрами), но и в других видах деятельности. Так, одним из последних примечательных событий стало приглашение консерватории в этот юбилейный год для участия в серии интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?». С гордостью отмечу, что в состав команды вошли трое членов кафедры теории музыки, которые продуктивно выстроили межличностное общение и показали прекрасный результат командной работы с коллегами других кафедр.

    – За время Вашей работы в Новосибирской консерватории, встречи и общение с какими музыковедами и научными деятелями особо повлияли на Вашу научную и педагогическую деятельность?

    – Дело в том, что с Новосибирской консерваторией я неразрывно связана уже с 1995 г. Поэтому здесь придется вспомнить не только время работы, но и замечательное время учебы в этом дорогом моему сердцу вузе. И почему только музыковеды и научные деятели? Не менее интересным для меня является общение с исполнителями любых специальностей, композиторами, аранжировщиками, людьми, про которых можно сказать: «тонкий музыкант».

    Безусловно, общение с умными людьми (и желательно, чтобы они были умнее тебя) доставляет только положительные эмоции, как в поговорке: «С умным разговориться, что меду напиться». Таким в консерватории для меня является мой научный руководитель, а теперь коллега (даже «подчиненный», так как он – один из уважаемых членов кафедры теории музыки, в шутку, на пару со своим учителем А.П. Ментюковым, называет меня «начальником»), доктор искусствоведения, профессор, ректор Константин Михайлович Курленя.

    Постоянно благодарю судьбу за то, что оказалась в его классе. Это был тот человек на третьем курсе моего обучения в консерватории, из-за которого профессия музыковеда, наконец-то, приобрела для меня более привлекательные горизонты, причем, широкие, с выходом в философию и другие науки. Все ученики занимались у него дома. Рабочий кабинет К.М. Курлени являл собой, с одной стороны, образец академического порядка с рядами редких книг на полках, а, с другой, технического прогресса на момент 1998 г., что выражалось в наличии компьютера, принтера и даже сканера! Это было так давно, что материал диплома мы носили на ненадежных дискетах, интернета не было, а журналы «Музыкальной академии» были нарасхват. Непременным участником всех занятий по специальности была Клюша – огромный ласковый и гостеприимный доберман, чья голова весь урок непременно должна была лежать у меня на коленях. За несколько лет это превратилось в особый ритуал, неподдельно символизирующий вечную дружбу между собакой и человеком.

    Признаюсь, не всегда шла на урок готовой, заранее прокручивая в голове ответ на вопрос, почему на этот раз так мало сделано. По приходу все это оказывалось неважным, растворялось в творческом общении. Помимо того, что К.М. Курленя – интересный эрудированный собеседник, он еще и талантливый оратор, поэтому слушать его можно часами. Квартеты Брамса иногда начинали жить параллельной жизнью где-то в баварском Тутцинге. А мы в Новосибирске изучали, например, «Страх влияния. Теория поэзии» Г. Блума, стараясь более глубоко вникнуть уже в психологию творчества Брамса (и не только). Замечательная жена Константина Михайловича – Елена Николаевна (теперь мы тоже коллеги в сфере детского музыкального образования) всегда корректно приглашала к столу, и надо сказать, часто это было очень даже своевременно (90-е годы не были в материальном плане безоблачными ни для студентов, ни для педагогов, помню, на каком-то курсе нам даже не платили стипендию из-за наличия в зачетке оценки «хорошо»). В общем, годы студенчества можно вспоминать долго и трепетно – это золотые годы во всех отношениях. Желаю всем таких же или лучше! И обязательно – мудрых и позитивных наставников, которые действительно могут и заразить любовью к профессии, и оставить глубокий добрый след на долгие годы, даже повлияв на мировоззрение.

    – Жанна Алийевна, а какое качество в человеке Вы цените больше всего?

    – Сложный вопрос, хочется назвать сразу несколько, но если говорить об одном, то самое главное для меня в человеке, пожалуй, чувство юмора, без которого все его многочисленные достоинства вмиг утрачивают свое значение. Серьезных людей, без самоиронии, по возможности, обхожу стороной, в них мало жизни, экспромта. Как правило, они мыслят определенными шаблонами, поэтому с ними неинтересно. Но здесь ничего не поделаешь: чувство юмора или есть, или спит, к сожалению, иногда мертвым сном. Хотя, как-то интересуясь вопросами психологии человеческой личности, наткнулась на иностранную работу, в которой даже были выявлены механизмы построения шуток и упражнения для развития чувства юмора! И, согласитесь, нередко в окружении есть несколько людей, которые будто созданы для практической апробации этого исследования. В любом случае, всем полезно перечитывать русскую классику, к примеру, творчество А.П. Чехова: «Серьезность человека, обладающего чувством юмора, в сто раз серьезней серьезного человека» (известная цитата писателя).

    – И, завершая интервью, Жанна Алийевна, чего бы Вам хотелось пожелать студентам Вашей кафедры, как нынешним, так и будущим?

    – У студентов не только нашей кафедры, но и всей консерватории (через кафедру теории музыки проходят студенты всех специальностей) пусть никогда не иссякнет энергия в их творческих поисках. А с перспективой на дальнейшую жизнь хочется пожелать им в любых ситуациях оставаться интеллигентными людьми. Это, наряду с чувством юмора, одно из важных, на мой взгляд, качеств. Так воспитала меня моя мама, за что я ей очень благодарна. Многие думают, что интеллигентный человек – это обязательно доцент, профессор, обладающий ученой степенью, получивший хорошее образование и т.д. Однако это не совсем так: можно ничем из вышеперечисленного не обладать, но быть внутренне интеллигентным человеком (и наоборот, что, к сожалению, не редкость). Только со временем поняла, почему мама запрещала мне употреблять расхожее в быту слово (в его отрицательном смысле) «деревенщина», говоря о том, что в деревнях и селах есть люди намного более воспитанные, чем в городах, хотя, возможно, и необразованные. Ведь человеческая интеллигентность проявляется в мелочах: в умении уважительно общаться, а тем более, вести спор, в скромном поведении, в умении помогать окружающим (желательно незаметно), в бережном отношении к природе, в чистоплотности широкого толка, в том числе, мыслей, идей, слов, поступков…

    Ну и, конечно, пусть годы учебы в Новосибирской консерватории откроют студентам и аспирантам все возможные дороги в жизни и вместе с бесценными навыками и знаниями наполнят их души только добром и позитивом!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки