Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Новосибирской консерватории - 60 лет!" №4 (33), Октябрь 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_33/?page=search

     
    От чистого сердца простыми словами

    Веретенникова Д.

    Духовность надо сохранять!!!

    Веретенникова Дарья

    студентка IV курса ТКФ

     


    Кафедра музыкального образования и просвещения

    Героем нашей беседы, вернее героиней, стала Людмила Павловна Робустова – кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения

    - Начать наш разговор, посвященный юбилею консерватории, я бы хотела с истории кафедры музыкального образования и просвещения. Как она появилась, кто стоял у её истоков?

    Людмила Павловна РОБУСТОВА, заведующий кафедрой, кандидат искусствоведения, доцентЛюдмила Павловна Робустова: Кафедра музыкального образования и просвещения организована в 1969 году. В то время она называлась кафедрой музыкальной педагогики (методики), истории исполнительского искусства и концертмейстерской практики; в 1971 году благодаря некоторому изменению профиля деятельности получила новое имя – кафедра музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства. В 1992 году к ней была присоединена кафедра просвещения и концертно-исполнительской практики, благодаря чему расширились не только масштабы и горизонты деятельности, но и появилось современное название – кафедра музыкального образования и просвещения. Таковы её истоки и краткая биография.

    Если говорить подробнее, то непосредственным импульсом к созданию в 1969 году важного структурного подразделения консерватории стала практическая необходимость в установлении единых требований подготовки и критериев оценки студентов всех факультетов вуза, проходящих педагогическую практику и другие предметы педагогического цикла. Дело в том, что первоначально за педагогическую подготовку отвечали специальные кафедры, на которых к студентам предъявлялись разные требования. Однако жизнь потребовала универсализации взглядов и единства подходов. Эта плодотворная идея зрела постепенно и годами, а ее реализацию можно было считать делом всего коллектива консерватории. В те далекие годы наиболее активно продвигали эту идею в жизнь несколько человек – ректор консерватории, профессор Леонид Николаевич Шевчук, старший преподаватель Марк Моисеевич Берлянчик, профессор и первый заведующий кафедрой Евсей Михайлович Зингер (1969 – 1971 гг.). Идея, воплощенная в жизнь, постепенно привела к заметным результатам, т.е. к. значительному улучшению подготовки студентов в данном направлении деятельности.

    Как я уже говорила, первым заведующим кафедрой был Е.М. Зингер – пианист, великолепный музыкант и педагог, ученик знаменитого С. И. Савшинского. Евсей Михайлович стоял у истоков высшего музыкального образования и фортепианного исполнительства в Новосибирске, оказал влияние на формирование высокой музыкальной культуры города и региона.

    Марк Моисеевич Берлянчик возглавлял кафедру с 1971 по 1983 годы, а в должности профессора работал в НГК до 1993 года. Докторскую диссертацию защитил в 1996, и в этом же году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. В консерватории он также руководил Лабораторией художественного воспитания и музыкального образования; много сделал для развития методической деятельности не только внутри консерватории, но и в регионе. Под его руководством были разработаны: предложения по совершенствованию художественно-эстетического воспитания и образования в Сибири, целевая программа преемственности звеньев музыкального образования «школа – училище – вуз», городская программа «Культура» и многое-многое другое. В частности, он активно участвовал в создании Высшей школы музыки и Арктического института культуры и искусства Республики Саха (Якутия). Безусловно, деятельность М.М. Берлянчика была яркой страницей в истории развития кафедры.

    После ухода Марк Моисеевича с поста заведующего, жизнь кафедры не получила заметных импульсов к развитию; это были годы скорее стагнации, нежели движения вперед. Однако судьбе было угодно продолжать давно начатое дело мне. Это был поворот не только в истории развитии кафедры, но и в личной судьбе. Он произошел в июне 1987 году, т.е. сразу после защиты кандидатской диссертации. Ректор Новосибирской консерватории, доктор философских наук, профессор Евгений Георгиевич Гуренко назначил меня на столь ответственную должность, а в ноябре этого же года единогласным голосованием Ученого совета НГК я была избрана по конкурсу.

    - Людмила Павловна, расскажите свою историю в консерватории. Какой была атмосфера консерватории в годы Вашего студенчества?

    Л.П.: Я окончила теоретико-композиторский факультет Новосибирской консерватории. Мне посчастливилось учиться и общаться с основателями высшего музыкального образования в Сибири – первыми педагогами НГК. Вспоминая поступление и годы своего студенчества, хочется сказать искренние слова благодарности А.Н. Котляревскому, Л.Я. Хинчин, Ю.Г. Кону, О.А. Бочкаревой, И.А. Боровскому, А.А. Асиновской, А.М. Айзенштадту, П.Ф. Рубцову, Т.А. Роменской за опыт бесценных встреч в процессе учебных занятий, на конференциях и праздничных мероприятиях, на знаменитых консерваторских капустниках, ленинских субботниках и заседаниях клуба композиторов и музыковедов и проч. Всё вместе созидало, воспитывало, вдохновляло. Это были лучшие годы моей жизни. Атмосфера в консерватории была совершенно изумительной, творческой, доверительной и одновременно дерзновенной. Педагоги и студенты жили общими идеями и увлечениями, были очень заинтересованы и в творчестве, и друг в друге; «горели» знаниями, принципиально спорили по различным художественно-творческим вопросам. Учиться было очень интересно; мы ходили на занятия не для того, чтобы получить диплом, а действительно по зову сердца. Очень огорчались, если что-то сдавали на оценку «хорошо», поскольку уровень требований был действительно высокий. Отлично учиться было сложно. Конкурс в консерваторию всегда был большой, поэтому в ней обучались студенты лучшего уровня подготовки и мотивированные на профессию. И так было повсеместно на всех факультетах.

    - А как началась Ваша преподавательская деятельность в консерватории?

    Л.П.: Меня пригласили в консерваторию, поскольку хорошо знали. В студенчестве на втором и пятом курсах я работала лаборантом кафедры истории музыки. Делала выставки, помогала организовывать конференции, выдавала литературу, вела текущие дела и выполняла различные поручения заведующего кафедрой Александра Мироновича Айзенштадта. К 15-летию НГК, т.е. будучи студенткой пятого курса, я сделала грандиозную выставку о деятельности консерватории. Она располагалась на втором и третьем этажах вестибюлей Большого зала. Там по периметру стояли столы с фотографиями, документами и материалами, освещавшими деятельность всех кафедр консерватории. А в центре располагались стенды, которые с двух сторон были увешанные афишами и фотографиями наших великих исполнителей и педагогов. В частности, из личных фондов В.П. Арканова, Л.В. Мясниковой и др., с дарственными надписями. Выставка многим очень понравилась. Она произвела впечатление и на Марка Моисеевича Берлянчика, который спросил меня о дальнейших планах после окончания вуза и высказал пожелание насчет моей работы в консерватории. О таком предложении можно было только мечтать! И действительно, эта мечта через некоторое время осуществилась. В сентябре нового учебного раздался звонок, меня пригласили в консерваторию на кафедру, в составе которой я работаю и по сей день. А начиналась трудовая жизнь с полставки педагога и полставки старшего лаборанта. В мои обязанности входила не только педагогическая работа, но и руководство сектором педагогической практики вуза.

    - За годы заведования кафедрой могли бы Вы выделить свои главные успехи?

    Кафедра музыкального образования и просвещенияЛ.П.: Успехи кафедры – это не только успехи людей, которые на ней работают, но и руководят. Безусловно, это научно-творческий рост всего коллектива и студентов по дисциплинам кафедры. Наконец, личные достижения каждого.

    Могу сказать, что студенты Новосибирской консерватории сегодня получают достаточное образование по педагогической подготовке, несмотря на то, что некоторые курсы минимизированы. Допустим, у нас нет отдельных курсов по общей педагогике и общей психологии, а только совмещенный курс в объеме 36 часов. Однако студенты все же неплохо в нем ориентируются.

    С 1995 года в учебный план вернулись выпускные дипломные рефераты, которые интегрируют накопленные знания по пройденным дисциплинам – педагогике, психологии, музыкальной психологии, методикам и педагогической практике. Мы даем студентам возможность индивидуально реализоваться, написать именно ту работу, которая им интересна, полезна и даже необходима для будущей профессии; поощряем неординарные и малоизвестные научно-исследовательские темы, поддерживаем инициативу, самобытность, самостоятельность и креативность мышления.

    Если говорить об индивидуальных достижениях педагогов кафедры, то все мы защитили кандидатские, а кое-кто и докторские диссертации и продолжаем развиваться дальше.

    Из значимой по профилю деятельности кафедры очень бы хотелось отметить работу по компьютеризации музыкального образования, связанную с созданием обучающих компьютерных программ. В 1987 году мы – представители нашей кафедры и кафедры компьютеризации музыкальной деятельности – первые в России сделали музыкальные обучающие компьютерные программы. Данная работа была продолжена мною и дальше не только с программистами НГК, но также из НГУ и ВЦ Академгородка. Пять модульных компьютерных программ 1992 – 1993 гг. были зарегистрированы в Москве в Отраслевом фонде алгоритмов и программ. Это был безусловный успех и признание. За одну из созданных в 1997 году в содружестве с программистом А.Е. Гуренко модульных обучающих компьютерных программ по музыкальной грамоте мы получили Золотую медаль «Сибирской ярмарки».

    - Методическая работа кафедры выходит за рамки консерватории?

    Л.П.: Безусловно. Конечно, это в первую очередь Новосибирск и Новосибирская область по линии организации различных конкурсов, как для учащихся, так и для педагогов начального и среднего звеньев музыкального образования. В их проведении и организации участвуют педагоги кафедры и вуза, но концептуальные основы, как правило, приходится разрабатывать мне. Отдельно скажу о методической секции педагогов-сольфеджистов. Совместно со мной на паритетных началах ее возглавляют преподавателями Новосибирской специальной музыкальной школы Н.Л. Александрова и Е.С. Петенева. В июне этого года мы обобщили свою работу за несколько лет и представили на III Международной ассамблее «Современность и творчество в методике и практике преподавания теоретических дисциплин» материал по организации и проведению конкурсов по сольфеджио в форме развернутого доклада с видеофрагментами. Внутри ассамблеи проводился конкурс творческих проектов, на котором наш материал завоевал первое место, что порадовало не только нас, но и Министерство культуры НСО. К этому событию, безусловно, причастны все педагоги и учащиеся ДМШ/ДШИ города и области, которые в конкурсах по сольфеджио помогли нам реализовать задуманное.

    По линии консерватории кафедра музыкального образования и просвещения проводит два открытых региональных конкурса – конкурс методических работ педагогов начального и среднего звеньев образования и конкурс по критике и журналистике для старших классов ДМШ/ДШИ, ССУЗов и ВУЗов. Эти конкурсы достаточно популярны и, как правило, собирают значительное количество участников. Иногда с великого пространства России – от Иркутска до Якутска и Москвы, а в некоторых случаях и из ближнего зарубежья.

    Естественно, что перед педагогами кафедры, как и перед руководителями секции сольфеджио стоят новые цели и задачи, которые укладываются в такие понятия, как «развивать», «расширять» и «сохранять» все лучшее, позитивное и полезное. В этом основной смысл деятельности прогрессивных педагогов, которые обеспокоены судьбами отечественной музыкальной культуры, искусства и образования. Думаю, что одной из важнейших задач текущего периода отечественной истории является интеграция педагогов-музыкантов разных регионов, а также координация их деятельности. Такая работа осуществлялась и плодотворно развивалась в 70-е – 80-е годы советского времени. Идея её возрождения в настоящее время имеет поистине животворящий смысл и значение.

    Нельзя не сказать и о просветительской деятельности кафедры. В этом направлении в последние два года нам активно помогает Благотворительный фонд «Звезды Сибири». Вместе с ним мы организуем различные мероприятия, осуществляем материальную поддержку социально незащищенных детей, получающих музыкальное образование по линии сектора педагогической практики и в Колледже НГК. Фонд также помогает консерватории и детям приобретать музыкальные инструменты, финансирует участие в конкурсах и фестивалях. Естественно, кафедра планирует развивать дальнейшее сотрудничество в намеченном направлении деятельности.

    Несколько слов необходимо сказать и об организаторах фонда. Это – бывшие учащиеся сектора педагогической практики НГК. Брат и сестра, которые в общей сложности обучались у нас примерно 12 лет по классу фортепиано и душой крепко-накрепко «приросли» к консерватории. Сейчас они взрослые и благополучные люди, уже имеющие своих детей. Но «магия» консерватории по-прежнему живет в их душах, они по-прежнему любят музыку и музицируют, и хотят способствовать музыкальному образованию других одаренных детей. В этом теперь проявляется их заинтересованное участие в деятельности кафедры и вуза, а их мама – Ангелина Владимировна Редькина – возглавляет фонд, исполняя желание и волю своих детей. Не это ли достойный результат нашей многолетней деятельности?!

    - Людмила Павловна, чего бы Вы пожелали студентам консерватории?

    Л.П.: Продолжать традиции, которые передаются из поколения в поколение. В настоящее время необходимо соединять рационализм и прагматизм эпохи с тем, что одухотворяет нашу нелегкую, но такую нужную профессию. Одним словом – духовность надо сохранять! Без духовности наша профессия умирает. Необходимо жить не только прагматично, но и романтично, тогда и сама жизнь будет более яркой, интересной и содержательной.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки