Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Новосибирской консерватории - 60 лет!" №4 (33), Октябрь 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_33/?page=search

     
    От чистого сердца простыми словами

    Ванчугов А.

    Явление новосибирской хоровой школы существует!

    Ванчугов Антон

    студент IV курса ТКФ

     


    Кафедра дирижирования

    Продолжаем серию интервью с заведующими кафедрами Новосибирской Государственной консерватории имени М.И. Глинки. Сегодня наш собеседник Игорь Викторович Юдин – хормейстер, дирижёр, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РФ, художественный руководитель Камерного хора Новосибирской филармонии, заведующий кафедрой дирижирования НГК с 2004 года.

    Игорь Викторович ЮДИН, заведующий кафедрой, профессорИгорь Юдин: В первую очередь хочу рассказать о юбилейных мероприятиях и вкладе в них дирижёрского факультета. Прежде всего, надо отметить концерт 25 ноября. Это концерт хоровых коллективов под руководством выпускников кафедры. Надеюсь, что здесь выступит хор оперного театра под руководством выпускника консерватории и руководителя этого хора, заслуженного артиста России Вячеслава Подъельского, собственно, и ваш покорный слуга, руководитель кафедры и хоровой капеллы филармонии выступит на этой же сцене. Выступят и мои коллеги по кафедре со своими коллективами…

    25 ноября будет подлинный Хоровой праздник, переходящий в общение хормейстеров разных поколений.

    Антон Ванчугов: Игорь Викторович, расскажите, пожалуйста, немного об истории кафедры, об интересных событиях ее жизни.

    – Что касается истории, то на моей памяти события совсем недавние: 10 лет назад, когда праздновался золотой юбилей консерватории, Евгений Георгиевич Гуренко призвал все творческие силы консерватории продемонстрировать все жанры, которые могут воплощать выпускники и коллективы НГК. Я не буду говорить об истории создания кафедры, потому что эта история живая, живы те люди, которые работали на кафедре. Многие из них сейчас по времени или обстоятельствам работают в других городах и весях нашей страны и за рубежом.

    Хочу сказать, что явление новосибирской хоровой школы, как доказало время, существует. Есть новосибирская хоровая школа, есть новосибирский единственный музыкальный ВУЗ, которым является консерватория, и хвала тем, кто всё время этот стяг держит в руках, не опускает его, как бы ни сказывались 1990-е, 2000-е… Самое главное, чтобы педагоги оставались мастерами и сохраняли свой высочайший класс музыкальности и педагогики. А все остальные данные объективно изложены и в энциклопедическом издании к пятидесятилетию, и сейчас – в электронном варианте, содержащем обновлённые сведения. Интересующиеся люди всегда найдут возможность «покопаться», через интернет выйти на нужную литературу.

    Процесс продолжается, сейчас у нас закончился конкурс первого курса (4 октября в Большом зале НГК состоялся внутрикафедральный конкурс – прим. А.В.). Так мы вводим, боевым крещением, как принято сегодня говорить, «ноу-хау» нашего факультета – блицконкурс по дирижированию. Первому курсу просто выдаётся задание: продирижировать партитуру, которую хор знает. Никаких репетиций, никаких общений, вот хор, вот выходишь, вот концерт. Всё, на что ты способен, должен показать. Это как бросают вводу, а ты выкарабкивайся и плыви. Реально, конечно, утонуть не даём, хор вытягивает в любом случае. Это есть чувство общения и того жанра, в который ты приходишь – хоровое пение. Дирижирование хоровым процессом.

    Наряду с этим, ежегодно и через год у нас проводится региональный конкурс по дирижированию среди ССУзов. У нас в планах, в ближайшее время, сделать на базе консерватории открытый конкурс дирижёров, при чем, не только среди ВУЗов. Не буду открывать сейчас все карты, но если мы его осуществим, в масштабах консерватории-филармонии, это будет единственный в своём роде и во всём мире конкурс дирижёров, и мы к нему готовимся! Аналогов этому мы не знаем.

    Кроме того, факультет регулярно раз в два года принимает участие в региональном конкурсе по сольфеджио. Стараемся всё-таки поднимать интерес, уровень, знание этого предмета. Я думаю, мы ещё очень много чего нового придумаем и в этот год: непосредственно 2016-й завершится хоровым концертом «Трёх магистров». У нас три магистра на факультете и они дадут концерт хоровой музыки, который мы так и называем.

    – Игорь Викторович, за последние годы на сценах новосибирских консерватории и филармонии прозвучали ярчайшие произведения прошлого и настоящего. В этом году филармония открыла свой сезон исполнением «Кармины Бураны» Карла Орфа. Какие значимые постановки и премьеры нас ожидают в консерватории?

    – Если говорить в масштабах консерватории, то в прошлые годы мы старались всячески продвигать разноплановый репертуар. Но с недавнего времени, я, как руководитель кафедры, считаю, что во главе хорового класса должен стоять учебно-педагогический репертуар. Что касается дирижёрского класса, то там полотна изучаются и новые, и классические, поэтому ущерба нет. У нас замечательно проработанный курс хоровой литературы, современной хоровой литературы. Поэтому в масштабах хорового класса, делается акцент на классику, потому что еехоровики-специалисты должны знать, как раньше говорили, как Отче наш. Все новинки и нововведения они опробуют в свих творческих «лабораториях», где они могут реализовать и то, и другое. В зависимости от этого и формируются их вкусы, предпочтения. Но есть одна истина: чтобы не допустить «вкусовщины», нужно обязательно владеть классическим репертуаром.

    –Насколько различные занятия и выступления включает в себя специальность дирижёр-хоровик?

    – Я думаю, прежде всего, это зависит от разных руководствующих обстоятельств. Но есть один организующий момент, когда на четвёртом курсе, весной, традиционно уже долгие годы, студент представляет свои творческие лаборатории. Этот концерт – обязательное выступление на сцене Большого зала с представлением своего коллектива и репертуара. После этого начинается последняя, накануне пятого курса, «чистка мозгов». То есть, у кого удачно получается воплотить свои идеи, у кого не удачно, в какую сторону крен… Во все времена и во все эпохи все возрасты проходили через это жерло, когда хормейстеры испытывают на себе чисто критическое отношение, профессиональное, сильное требование. Все замечания высказываются после этого выступления и накануне подготовки дипломной программы. Выпуск является всегда очень ответственным выступлением, потому что приезжают председатели комиссии со всей России и я рад, что с не давнего времени, последние три года, мы уже принимали гостей из Санкт-Петербурга, Москвы, Казани –столпов нашей профессии. Высокая оценка деятельности наших выпускников и хора как раз говорит о том, что мы находимся на правильном пути.

    – Скажите, пожалуйста, несколько слов о замечательном достижении –победе наших дирижёров на II Всероссийском музыкальном конкурсе.

    –Здесь наша Alma mater, безусловно, молодец, и молодцы педагоги, которые есть суть, кровь и плоть ее! Я думаю, что впервые за всё время, центр должен был согласиться, что помимо третьего города, есть ещё и третий вуз. Ведущий вуз нашей России. Это следовало из того, как была выстроена тактика, и того, как построена программа, её творческое наполнение. Здесь, конечно, сыграло роль тяготение к соревновательности. Не было аморфности. Сработал тактический приём: и числом, и умением! Потому что нельзя ставить только на одну звезду своего вуза, а нужно давать возможность продвигаться нескольким ребятам, у которых «горит огонь желанья». Вот это и сработало, поэтому стали и лауреатами и дипломантами этого конкурса. Так впервые во всероссийском масштабе зазвучала дирижёрская школа Новосибирска.

    – А как на вашей кафедре происходит процесс подготовки специалистов двух направлений – дирижёров симфонического оркестра и дирижёров-хоровиков, выбор квалификации, особенности подготовки?

    – Я почему в начале нашей беседы акцентировал внимание на том моменте, что у нас дирижёрский факультет? Потому что, в принципе, дирижёры симфонисты должны уметь управлять хором, заставляет их судьба выходить к вокальному коллективу. Или хоровики, ставящие синтетические жанры, зачастую выходят к оркестру. Все эти вещи взаимосвязаны, но специфика, конечно, существует. Дело в том, что раньше, до развала советской системы образования, дирижёрско-хоровой факультет был основополагающим. В консерватории, в её стенах, я помню, Арнольд Михайлович Кац вёл на факультативном уровне симфоническое дирижирование, и хотя сам курс был очень востребованным, но не очень узаконенным, потому что не было отдельного факультета дирижеров-симфонистов. Мы встречали всех, кто уже имел образование и приводили к Арнольду Михайловичу… Сегодня даже я не могу понять как именно осуществлялась в системе государства систематизация передачи этих знаний?

    В наши дни не важно, какая квота, так как есть факультет, на нём есть дирижёрско-хоровое направление и есть симфоническое, которое представлено, конечно, штучно. Перевести в штучный ряд дирижёров-хоровиков невозможно, – об этом сегодняшняя система только и мечтает, чтобы ещё ужать… Просто для симфонистов у нас, в Сибири, не так много оркестров, в отличие от Москвы и Петербурга, потому и крен другой. Кажется, что там в каждом районе города имеется профессиональный симфонический оркестр. Несколько странновато, но видимо причина кроется в том, что там очень много ярких музыкантов, и всем хочется чем-то руководить. Музыканту нельзя долго оставаться главным, в советской системе может быть, и можно было, а сейчас наступает соревновательность имён, появляются молодые, которые подпирают корифеев. Мастерам надо тоже доказывать свою состоятельность и предавать свои знания. Наверное, поэтому в Москве и Питере создаётся очень много коллективов. На мой взгляд, они растут как грибы, эти оркестры.

    Здесь же вопрос такой: если бы государство сегодня вспомнило советскую систему и вернуло пение в школу, тогда для возрождения хорового общества и стали бы нужны эти молодые кадры. Престиж педагога преподающего пение, хор – должен повышаться. Это задача государства, правительства. Пока сегодня эту задачу правительство не решает. В основном всё внимание направлено на спорт. Спорт – дело очень хорошее, но пение имеет такое же отношение к здоровью, как спорт! Хотя ещё поспорить можно. Какой спорт, какую пользу приносит здоровью? А пение и его польза – общенаучно доказанное явление. Это фактическое продвижение к настоящему здоровью. Дыхание – основа здоровья. Плохое дыхание – плохое здоровье, поэтому развитие пения – правильного дыхания – это общая задача для Новосибирска и России в целом. Мы как инкубатор, воспитываем хоровиков и надеемся, что прорыв будет, и понадобятся кадры, которые начнут создавать повсеместно хоровые коллективы и прежде всего детские.

    – В заключение нашего разговора, может быть, Вы назовёте имена дирижёров, которые у нас сейчас работают и передают свои знания будущим поколениям?

    – Вы знаете, я не буду многословен, потому что здесь нужен целый панорамный характер рассуждения, чтобы охватить все имена. Я обычно всегда стараюсь записывать те продвижения, которые случаются в нашей сфере. От консерватории куратором детского хорового движения в российском масштабе занимается доцент Елена Валерьевна Рудзей. Я не хочу никого забыть, никого обидеть, потому что детское хоровое движение –это маленький, но повседневный подвиг. Это не для красного словца, а для обрисовки объективного положения дел. Любого педагога взять от Елены Евгеньевны Показаньевой до Марины Ивановны Рудаковой и так далее, с востока на запад, с севера на юг – это мало того что фанаты, они мастера своего дела. Люди, влюблённые в свою профессию, потому они и достигают таких вершин! Они тоже есть явление новосибирской хоровой детской школы! Это по-настоящему то явление, которым я горжусь!

    А. В.: Большое спасибо, Игорь Викторович!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки