Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "От чистого сердца простыми словами…" №1 (34), Январь 2017 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_34/?page=search



    Печатная версия
     

     
    Концерты

    Алшинбаева У.

    О вечере скрипичных концертов
    В честь открытия концертного сезона студенческого симфонического оркестра


    скачать публикацию в формате pdf

    Алшинбаева Улбосын

    магистрант I курса

     


    Симфонический оркестр

    28 октября в Большом зале консерватории им. М.И. Глинки прошел вечер скрипичных концертов.

    Партию скрипки исполнил выпускник НГК имени М.И. Глинки, солист Новосибирской филармонии, лауреат международных конкурсов Семен Промое. Студенческим оркестром консерватории дирижировали Заслуженный артист РФ, доцент Александр Париман и Игорь Шаталов.

    В первом отделении прозвучало сочинение представителя позднего романтизма, немецкого композитора Макса Бруха – скрипичный концерт №2. Из трех созданных им скрипичных концертов, наиболее популярным среди исполнителей стал концерт №1 g–moll. Но остальные два концерта оказались незаслуженно лишены внимания. А они ни в чем не уступают первому в красоте и проникновенности.

    Концерт № 2 конечно исполняется, но гораздо реже, чем другие. Даже партитура этого концерта отсутствует во многих городах России, помимо Москвы и Санкт-Петербурга. В нашем оркестре его ноты появились благодаря Захару Нухимовичу Брону, который прислал партитуру концерта прямиком из Германии. Поэтому на этом концерте была возможность послушать музыку, которая не так часто звучит в российских концертных залах.

    Во втором отделении прозвучал скрипичный концерт №1 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Концерт a–moll появился на свет в один из самых тяжелых и мрачных периодов жизни Д. Шостаковича. Композитор начал работу над концертом в июле 1947 года. И только 29 октября 1955 года концерт впервые прозвучал в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского. Солировал Давид Ойстрах, которому и был посвящен этот концерт.

    За день до концерта, мне удалось побывать на репетиции и задать пару вопросов дирижерам и солисту.

    Вначале я смогла побеседовать с дирижером Игорем Анатольевичем Шаталовым.

    У. А.: Игорь Анатольевич, насколько мне известно, второй концерт Макса Бруха исполняется очень редко. Как Вы думаете, с чем это связано?

    И. Ш.: Знаете, наверное, есть какие-то «топовые» произведения, которые уже вошли в моду исполнения. Допустим, концертЫ П.И. Чайковского, Ф. Мендельсона, И. Брамса… А в этом сочинении, наверное, еще не удалось исполнителям передать именно тот дух композитора, который изначально был заложен. Нет наследия исполнения. Даже в интернете фигурирует всего одна запись данного концерта. Наверное, поэтому музыканты боятся браться за этот концерт. Семен, конечно герой, который рискнул, решив его сыграть!

    У. А.: Чем Вам нравится этот концерт?

    И. Ш.: Нравится мне концерт тем, что чувствуется романтизм, абсолютно правильные музыкальные построения, логично выстроены фразы и это все написано в моей любимой тональности ре минор. Я вижу музыку изнутри оркестра. И стараюсь не просто сыграть ее, как произведение, а донести это до слушателей.

    У. А.: Я знаю, что вы дирижируете духовым оркестром. В каком составе Вам больше нравится работать?

    И. Ш.: Безусловно, симфонический состав, ведь это совершенный оркестр. Настолько богатое звучание! Различные сочетания инструментов дают множество красок и гармоний. В этом и есть вся прелесть симфонического оркестра.

    Следующим собеседником стал солист вечера – Семен Промое.

    ПРОМОЕ СеменУ.А.: Семен, у кого ты учился по классу скрипки?

    С.П.: Я учился у Марины Александровны Кузиной и закончил все, что можно было закончить, и сейчас еще учусь: поступил как музыковед в аспирантуру в класс Людмилы Павловны Робустовой.

    У.А.: В чем сложность игры подряд двух таких разных концертов?

    С.П.: Это мой первый опыт такого масштаба. Обычно играешь как солист одно отделение, два выдержать сложно.

    У.А.: Что необычного в первом концерте Шостаковича?

    С.П.: В III части достаточно солидная каденция, как отдельная часть.

    У.А.: Почему выбрали именно второй концерт М. Бруха?

    С.П.: Потому что он очень красивый и романтичный. Мало, кто знает, что у Бруха 3 концерта для скрипки, в основном все знают только первый концерт. И мне очень интересно показать такое необычное сочинение известного композитора.

    У.А.: С какими сложностями ты столкнулся на репетициях с оркестром?

    С.П.: В этих сочинениях много ансамблевых трудностей, которые бывало не просто преодолеть. Это связано с тем, что оркестр студенческий и все только учатся. Но если мы будем брать произведения, где нет никаких трудностей, то не будет развития.

    У. А.: Какой настрой на этот концерт?

    С. П.: Настрой очень хороший. Меня радует то, что появилась такая возможность сыграть концерт М. Бруха не ради галочки, а ради искусства. И второе: я очень давно хотел сыграть первый концерт Шостаковича с оркестром. Музыка Д. Шостаковича для меня в чем-то сокровенная и очень личная.

    Далее беседа продолжилась с художественным руководителем симфонического оркестра, доцентом Александром Александровичем Париманом.

    У. А.: Сколько и как Вы готовились к этому концерту?

    А. П.: Вообще, программа этого концерта была свёрстана в мае месяце. Это все обсуждалось на ректорате. Ректор спрашивал, какие программы у дирижеров оркестра. Естественно, происходили кое-какие корректировки, и где то нужно было сыграть произведение в первую очередь, и что–то можно было отодвинуть.

    Именно концерты Д. Шостаковича и М. Бруха мы готовили к международному конкурсу скрипачей. Там мы их играли фрагментарно, а вот целиком решили их сыграть именно на открытие нового концертного сезона студенческого симфонического оркестра.

    У. А.: Какой необычный состав именно в данном концерте Д. Шостаковича?

    А. П.: Вот в этом концерте по составу необычно то, что из медных духовых инструментов участвуют только валторна и туба. Это очень интересный концерт. Самый играющийся скрипичный концерт в Европе! И для студентов консерватории это не легкая задача и действительно шаг вперед.

    У. А.: Что Вы можете сказать о солисте?

    А. П.: С Семеном Промое мы дружим очень давно. Я знаю его, как отличного музыканта, который уже нашел свое место в таком городе, как Новосибирск. Семен выручил меня при подготовке этих произведений к конкурсу в мае месяце. И я предложил ему быть солистом на открытии симфонического концерта, на что он с радостью согласился.

    У. А.: С какими трудностями Вы столкнулись при подготовке к концерту?

    А. П.: С ДИСЦИПЛИНОЙ студентов консерватории!!! Были моменты, когда кто-то не пришел на репетицию, кто–то забыл ноты, вовремя не выучил партию. У нас состав немного обновился. Появились свои валторны. Вот на них нужно было больше внимания. Трудности не большие и выполнимые. Я думаю, что у нас все получится.

    У. А.: Какие дальнейшие планы у Вас на счет оркестра и программы?

    А. П.: Планов, как всегда, много! У нас впереди юбилейное мероприятие, скрипичный концерт П. И. Чайковского, гимн консерватории в новой версии, опера «Алкина песня», фортепианный концерт Прокофьева №1 и это только первое полугодие. Еще у нас есть госзаказ, мы в декабре едем в Томск и участвуем в фестивале Эдисона Денисова.

    Музыкантам вполне удалось донести авторскую идею. Романтический колорит музыки М. Бруха с первых же нот покорил зал. Красивейшие мелодии в партии скрипки нашли отклик в душе каждого слушателя. Концерт Д. Шостаковича – это настоящая симфония для скрипки с оркестром. Здесь мы услышали небывалую мощь оркестрового звука. Скрипка звучала на пределе своих возможностей. Эмоции в этой музыке были настолько сильны, что просто невозможно было остаться равнодушным. слушатели по достоинству оценили искреннее исполнение солиста, получили удовольствие от концерта. Все музыканты были удостоены бурных аплодисментов!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2017 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки