Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Нам десять лет!" №2 (35), Апрель 2017 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_35/?page=search



    Печатная версия
     

     
    Современная журналистика в студенческих электронных изданиях музыкальных ВУЗов России

    Ванчугов А.

    «Современная журналистика в студенческих электронных изданиях музыкальных ВУЗов России»


    скачать публикацию в формате pdf

    Ванчугов Антон

    студент IV курса ТКФ

     


    Введение

    В современном процессе обучения музыковеда не малое место занимает дисциплина «Музыкальная критика и журналистика». Во время обучения студентов-музыковедов в вузе данный предмет становится уникальной нишей для получения каждым из нас навыков и умений «пишущей братии», для открытия в себе журналиста, публициста. Известно, что вузах искусств и культуры существует отдельная специализация музыкального журналиста, однако в большинстве из них, как оказалось, нет подобного направления.

    На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 46 высших музыкальных учебных заведений с выпускающим профилем «культура и искусство»1. В их число входит 12 консерваторий, а также различные университеты, институты, академии и высшие школы искусств. Не в каждом учебном заведении существуют свои издательства, а тем более студенческие печатные или электронные публицистические издания. При этом, насколько известно, их деятельность не подвергалась специальному рассмотрению. Тем не менее, данная проблема представляет не малый интерес в контексте вузовских образовательных тенденций РФ сегодняшнего дня, а также в плане развития отечественного критиковедения.

    В силу этого актуальность исследования обуславливается насущностью рассмотрения бытования электронных студенческих изданий в музыкальных вузах России.

    Объектом работы стали все доступные электронные газеты и журналы музыкальных вузов РФ с участием студентов, а предметом вопросы возникновения и развития, а также особенности функционирования данных изданий.

    Цель работы заключается в анализе текущего состояния студенческой электронной корреспонденции в музыкальных высших учебных заведениях.

    Для решения выбранной цели требовалось решить следующие задачи:

    • установить количество изданий;
    • задать алгоритм их классификации;
    • систематизировать издания по рубрикам;
    • акцентировать внимание на содержательном аспекте и рубрикации каждого источника;
    • оценить общий уровень изданий, их особенности.


    Работа состоит из Введения, Основной части и Заключения . Большое значение для настоящей работы имеет выполненная автором таблица, содержание которой обеспечило фактическую базу работы и осуществление её выводов.

    Основная часть

    Как уже было заявлено во Введении, основу работы составила таблица, которая впервые структурирует по ряду параметров современные студенческие электронные издания. Однако стоит сразу уточнить: «чисто» студенческих изданий мы обнаружили не много. Так же стоит понимать, что наиболее качественно оформленные издания с точки зрения содержания и всех дизайнерских параметров несут в себе след труда уже состоявшихся руководителей, редакторов и т.д. Поэтому перед нами стоит задача соотнести студенческие работы по степени самостоятельности.

    Ещё одни важный момент при первом подходе к классификации кроется в таком качестве большинства изданий, как «смежность». Данным термином мы обозначаем те материалы, в которых наравне со статьями профессорско-преподавательского состава публикуются работы начинающих журналистов, критиков, репортёров, то есть, студентов. Этот пласт изданий имеет преобладающее значение в современном учебном процессе музыкальных вузов РФ.

    Итак, предварительное замечание. Ознакомившись с состоянием отечественной студенческой публицистики сегодняшнего дня, журналистские работы студентов музыкальных вузов мы распределяем по трём типам изданий:

    1. Полностью авторское, самостоятельное студенческое издание; 2. Студенческое издание с редактурой преподавателя, куратора, ответственного работника вуза; 3. Смежные вузовские издания, в которых публикуются на паритетных основаниях как преподаватели, так и студенты.

    В далее приведённой таблице указанные три типа отмечены во втором и третьем вертикальных столбцах: «студенческое издание» и «смежное издание». Знак «+» в одном из полей, относящихся к конкретному вузу, обозначает функционирующий формат издания. Если же использованный знак встречается дважды, это означает, что публикации относятся ко второму типу нашей классификации. Отметим, что наиболее сбалансированный и интересный, на наш взгляд, принцип работы как раз осуществляется в результате второго типа, поэтому для его обозначения используется двойная положительная оценка («+»).

    Необходимо сказать и о наполнении других вертикальных столбцов таблицы. Мониторинг «регулярности выпусков» был осуществлён по открыто доступным источникам, размещённым на официальных страницах учебных заведений или на самих страницах изданий.

    «Рубрикация и тематика» в таблице представлены в общих характеристиках и поэтому в дальнейшем будут подробно разобраны при анализе каждого конкретного издания.

    Столбец «Формат (внешний вид газеты, кол-во полос, статей)» в таблице имеет статистический характер и при анализе отдельных изданий также получит более полное освещение. Характеристики «многотемное» и «не многотемное» приобретут конкретизирующий характер и станут одними из важнейших для отображение содержательной стороны публикаций.

    Самый крайний столбец таблицы несёт в себе технические характеристики и указывает на важнейшие для электронных изданий параметры. По сути каждое из обнаруженных изданий выявляется благодаря его доступности и возможности прочтения. Опция «прямой доступ» означает расположение ссылок и информации об издании на первой, титульной странице учебного заведения. Наименование «быстрый доступ» подразумевает необходимость перехода по двум-трём дополнительным вкладкам для достижения необходимой информации. «Специфический и сложный» доступы обозначают комбинации перемещения из четырёх и более ходов от первой страницы, а также размещение в рубриках и вкладках, не имеющих на первый взгляд отношения к изданиям.

    Итак, предоставляем составленную нами таблицу «Студенческие публикации музыкальных вузов РФ в электронном формате».



    Таблица. Студенческие публикации музыкальных вузов РФ в электронном формате

    Город, учреждение, название издания Студенческое издание Смежное издание Регулярность выпусков Рубрикация, тематика Формат (внешний вид газеты, кол-во полос, статей) Доступность, возможность прочтения
    1 Астрахань, Астраханская Государственная Консерватория, «Камертон» - + Свободный график, в зависимости от материалов, частота от 1 вып. в 2 месяца до 1 вып. в 6-9 месяцев. Постоянные рубрики и событийные ленты. Вестник, печатное издание, многотемное, максимальный объём до 132 стр. В открытом доступе 16 выпусков с 2006 года. Прямой доступ с сайта, режим чтения в PDF.
    2 Воронеж, Воронежский государственный институт искусств, «Арт-блокнот» + - Обнаружено 2 выпуска, периодика 1 вып. в 2 месяца. Освещение всех событий жизни вуза, страницы факультетов. Студенческая газета, электронное издание, объём 50 фото. В открытом доступе 2 выпуска 2016 года. Быстрый доступ с сайта, режим чтения в JPG.
    3 Волгоград, Волгоградская консерватория (институт) имени П.А. Серебрякова, «Серебряковка» + - Обнаружено 3 поздравительных квази-выпуска, свободный график. Освещение отдельных событий жизни вуза, праздничные квази-выпуски (наборы статей с иллюстрациями) Студенческая газета (статейные материалы), электронное издание, объём не дифференцируемый. В открытом доступе работы 2014-2015 годов. Быстрый доступ с сайта, режим чтения в PDF и JPG.
    4 Краснодар, Краснодарский государственный институт культуры, «Институт на улице Победы» - + Регулярное издание, 1 вып. в 1-2 месяца. Освещение отдельных событий жизни вуза, большое внимание театральной деятельности. Газета, печатно-электронное издание, не многотемное (3-5 рубрик в выпуске), объём 4 полосы. В открытом доступе 20 выпусков с 2015 года. Прямой доступ с сайта, режим чтения в PDF. Высокое качество изображений.
    5 Москва, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, «Трибуна молодого журналиста» + + Регулярное издание, 1 вып. каждый месяц. Постоянные рубрики и событийные ленты. Газета, печатно-электронное издание, достаточно многотемное (7-15 рубрик в выпуске), объём 4 полосы. В открытом доступе 55 выпусков с 2010 года. Быстрый доступ с сайта, режим чтения в PDF.
    6 Москва, Московский государственный институт культуры, «Аудитория культуры» + + Регулярное издание, 1 вып. в 1-2 месяца Освещение всех событий жизни вуза, страницы факультетов, реклама вуза. Газетно-журнальное издание, многотемное, объём до 16 стр. В открытом доступе 4 выпуска 2016 года. Специфический доступ с сайта, режим чтения в PDF
    7 Москва, МГИМ имени А.Г. Шнитке, «Ш.А.Г. в МГИМ» + + Свободный график, в зависимости от материалов, 3-4 выпуска в год. Освещение всех событий жизни вуза, страницы факультетов, афиша событий. Газета, печатно-электронное издание, не многотемное, объём 4 полосы. В открытом доступе 5 выпусков с 2015 года. Быстрый доступ с сайта, режим чтения в PDF.
    8 Нальчик, Северо-Кавказский государственный институт искусств, «Artbook» + - Регулярное издание, 1 вып. в 1-2 месяца. Постоянные рубрики и событийные ленты, афиша событий. Газетно-журнальное издание, печатно-электронное, достаточно многотемное, объём 12 стр. В открытом доступе 16 выпусков с 2015 года. Специфичный доступ с сайта, режим чтения в PDF. Высокое качество изображений.
    9 Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, «Консерватория» + + Регулярное издание, 1 вып. в 2 месяца, 4 в год (с 2012 года, до этого по 3 в год). Постоянные рубрики и событийные ленты. Материалы в разных жанрах журналистики с четкими постоянными и варьируемыми рубриками. Студенческая электронная газета, электронное издание, многотемное издание, объём не дифференцируемый. В открытом доступе 34 выпуска с 2006 года. Прямой доступ с сайта, режим чтения с сайта онлайн. С выпуска № 34 –режим чтения в PDF.
    10 Саратов, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, «Метроном». + + Свободный график, в зависимости от материалов, 3-4 выпуска в год. Освещение всех событий жизни вуза, афиша событий. Газета, печатно-электронное издание, достаточно многотемное, объём 28-36 стр. В открытом доступе 5 выпусков с 2015 года. Специфичный доступ с сайта, режим чтения в PDF.
    11 Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, «Фольклорист». + + Свободный график, в зависимости от материалов, отдельные статьи. Специализированная газета кафедры народного пения и этномузыкологии. Невозможно определить формат и объём. В открытом доступе отдельные студенческие статьи с 2012 по 2016 год. Сложный доступ с сайта, режим чтения в PDF.
    12 Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, «Камертон». - + Регулярное издание, 1 вып. в месяц (с перерывом на два летних месяца). Практикуются спец. выпуски. Постоянные рубрики и событийные ленты, освещение событий жизни вуза. Газетно-журнальное издание, печатно-электронное, достаточно многотемное, объём от 8 до 24 (48) стр. В открытом доступе 342 выпуска с 2013 по 2017 год. Сложный доступ с сайта, режим чтения в PDF.
    13 Санкт-Петербург, СПб государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. «Консерватория» - + Регулярное издание, 1 вып. в 1-2 месяца до 2013 года. После объединение в один выпуск двух номеров. Всего 4 номера в год. Постоянные рубрики и событийные ленты, освещение всех событий жизни вуза. Газета, печатно-электронное издание, не многотемное (3-5 рубрик в выпуске), объём от 4 до 8 полос. В открытом доступе 24 выпуска с 2009 года. Быстрый доступ с сайта, режим чтения в PDF (только через скачивание).
    14 Тамбов, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, «Gradus ad Parnassum» - + Регулярное издание, 1 вып. в 2 месяца учебного года, всего пять выпусков в год. Постоянные рубрики и событийные ленты, афиша событий. Газетно-журнальное издание, печатно-электронное, достаточно многотемное, объём 12 стр. В открытом доступе 13 выпусков с 2015 года. Специфичный доступ с сайта, режим чтения в PDF (только через скачивание).
    15 Уфа, Уфимская Государственная Академия Искусств им. Загира Исмагилова, «Арт-искусство» - + Регулярное издание, 1 вып. в 1-2 месяца. Точную периодику сложно проследить по причине недоступности всех выпусков. Событийные ленты, афиша событий. Газета, печатно-электронное издание, не многотемное (7-15 рубрик/статей в выпуске), объём 4 полосы. В открытом доступе 25 выпусков с 2007 года. Быстрый доступ с сайта, режим чтения в PDF (только через скачивание архива или самого файла).
    16 Челябинск, Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, «Талантливая четвёрка» - + Свободный график, в зависимости от материалов. Попытка установления регулярной периодичности не завершена. Освещение всех событий жизни вуза, афиша событий. Газетно-журнальное издание, печатно-электронное, достаточно многотемное, объём от 12 до 24 стр. В открытом доступе 6 выпусков с 2013 по 2015 годы. Быстрый доступ с сайта, режим чтения в PDF.
    17 Якутск, Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова, «Музыкальные новости» - + Свободный график, в зависимости от материалов. Точную периодику сложно проследить по причине недоступности всех выпусков. Некорректное оформление начальных страниц. Освещение событий жизни вуза, афиша событий, квази-выпуски (наборы статей с иллюстрациями) Газетно-журнальное издание, печатно-электронное, достаточно многотемное, объём от 9 до 24 с. и фотографий. В открытом доступе 5 выпусков с 2014 года. Быстрый доступ с сайта, режим чтения в JPG.



    Изображения №1 и 2 из газеты «artbook» от февраля 2017 года. Теперь рассмотрим особенности каждого издания в соответствии с изложенными во Введении задачами. Определим, что для выстраивания различных типологий представилось полезным прибегнуть к методу срезов по параметрам, представленным в таблице по столбцам. Это и дало возможность путём обобщения данных параметров выстроить систему функционирования и специфики существующих электронных изданий о музыке/искусстве с участием студентов. В качестве примеров будут избраны наиболее яркие образцы данной публицистической продукции.

    Изображения №1 и 2 из газеты «artbook» от февраля 2017 года. Среди 17 рассмотренных материалов/изданий нами было обнаружено лишь три полностью авторских, самостоятельных студенческих издания. Для одного из них (Волгоград) характерен свободный график публикаций, связанный с событийностью внутри стен вуза, и малое количество выпусков. Преобладает «творческий» подход без канонов оформления, чёткой рубрикации и конкретного тематического наполнения. Студенческие издания двух консерваторий (Волгоградской и Саратовской) и одного института искусств (Нальчик) объединяет также стремление к красочной графике, но газетно-журнальный тип оформления присутствует только в электронной газете «Artbook» Северо-Кавказского государственного института искусств.

    В силу этого остановимся подробнее на Нальчике. Случай действительно уникальный. «Газета», как обозначают жанр публикаций её авторы, имеет варианты выхода в свет как печатный (500 экземпляров тираж), так и электронный, т. е. представляет собой универсальный тип издания. С первого выпуска (апрель 2015 года) была выбрана стилистика дизайна и количество полос-страниц, а также регулярность выпусков: каждый месяц! Главным редактором является студентка, а ныне аспирантка института Камилла Макитова (Бекулова), которая вместе с журналистами-студентами и редактором по вёрстке создают постоянные рубрики и вариабельные темы в зависимости от событий. В первую очередь это: «Литературная беседка», «Студенты», «Преподаватели», «Кино», «Музыка», «Анонсы». Почти в каждом выпуске есть представленные направления. Конечно, существует постоянная рубрика «События», которая варьирует свои названия и может быть представлена в одном выпуске под разным заглавием: «Мероприятия», «Конференции», «Конкурс», «Научный семинар», «Образовательный проект», «Фестивали», и т. д. Отличительной чертой издания является высокое качество изображений, используемых для иллюстраций любого материала.

    Изображение №3 из газеты «Арт-блокнот» от декабря 2016 года. Ещё один пример студенческого творческого воплощения электронной газеты мы обнаружили, под наименованием «Арт-блокнот», в Воронежском государственном институте искусств. Формат издания предстаёт в виде фотографий или, как обозначалось по старой классификации, слайдов. Авторы стремятся осветить события вуза в свободной, непринуждённой стилистике. 50 фотографий каждого из имеющихся двух выпусков насыщенны изображениями и информацией. Они носят, порой, информационный характер и посвящены персоналиям, которые участвуют в том или ином событии, либо программам мероприятий (представляющих собой, по сути, расписание). Рубрикацию пока невозможно проследить, однако уже вырисовываются варианты публикаций по разножанровым материалам. Это интервью, информационные статьи, рецензии, событийные ленты и странички факультетов. Последние выступают как рубрики и одновременно как указатель о событиях, о какого рода деятельности будет написан данный материал. Пока в двух выпусках, начиная с осени 2016 года, был задан определённый вектор. Продолжится ли работа этого издания – остаётся вопросом.

    Подведём итог по первому типу нашей классификации:

    1) малое количество изданий первого типа говорит о фактической сложности и определённых рисках при выпуске самих изданий. Существует вероятность потери качества при смене поколений, за которым необходимо постоянно следить, поддерживать уровень профессиональной редактуры. Да, студенты получают замечательную практику, но кто помогает им встать на профессиональные «рельсы»?

    2) другие риски заключаются в свободе без границ на поле тем, особенностях выстраивания целого и, в конечном счёте, самоконтроле, который должны установить сами журналисты-редакторы.

    3) в результате качественный уровень данных изданий сильно различается, что, по-видимому, связано с целеполаганием собственно студентов, выпускающих каждую конкретную газету. Отсюда разительные отличия яркой, интересной и насыщенной материалами газеты из города Нальчика от малоинформативной, почти любительской газеты из города Волгограда.

    Теперь обратимся к следующим 14 публицистическим платформам, которые, на наш взгляд, формируют две группы по семь изданий. Самой интересной и ценной группой для классификации представляются студенческие издания с редактурой преподавателя, куратора, ответственного работника вуза. Здесь представлены старейшие студенческие газеты музыкальных вузов РФ, которые ведут свою летопись как печатные издания на протяжении десятилетий. При этом мы рассматриваем исторический путь только электронных версий, которые насчитывают максимальную границу начала публикации 2006-м годом. Действительно, до середины первого десятилетия XXI века в нашей стране не существовало возможностей для подобной деятельности. Первопроходцами здесь явились вузы Астрахани и Новосибирска. Именно в стенах этих консерваторий начала функционировать студенческая публицистика, общедоступная для каждого пользователя ПК. Однако обратим внимание на то, что деятельность вестника «Камертон» Астраханской государственной консерватории базируется на включении студенческих материалов на паритетных основаниях с профессорско-преподавательскими работами. Поэтому приходится констатировать, что первым в РФ изданием, которое получило электронное освещение, всё же явилась газета «Консерватория» Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки.

    Изображения №4, 5, 6 из газеты «Трибуна молодого журналиста» от марта 2017 года. Оставляя в стороне вопрос хронологической иерархии электронных изданий, вернёмся ко второму типу публикаций. Три издания в Москве, два в Саратове и одно в Новосибирске соответствуют критериям второго типа.

    Обратимся к газете Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского «Трибуна молодого журналиста», существующей с 1998 года, а в электронном варианте с 2010. Обращение в первую очередь к «Трибуне» не случайно. Это самое массовое и популярное издание из обнаруженных нами. На день написания работы в открытом доступе находятся 55 выпусков, каждый выходит в свет с завидной регулярностью – раз в месяц. Молодые журналисты и критики работают под руководством профессора Т. А. Курышевой, а также ответственного редактора М. В. Переверзевой (до января 2014 года доцент М. В. Щеславская) и редактора О. Ю. Арделяну (с ноября 2014). Четыре полосы классического газетного формата насыщаются по событийному принципу в соответствии с рубриками: «На театральной сцене», «В Большом зале Московской консерватории», «В череде событий», «Концертные впечатления», «За творческой беседой», «Новая/Другая музыка», «Портрет/Творческий портрет», «Проблемный взгляд», «Студенческая жизнь». Довольно примечательно, что часть выпусков может состоять из одной тематической линейки, например, «На театральной сцене», но в среднем редакторы придерживаются 4-х, 5-ти рубрик. Добавим к портрету «Трибуны» ещё одну важнейшую характеристику: газета является сертифицированным изданием СМИ, что повышает значимость и ответственность каждой публикации. Фото материалы во всех выпусках отличаются высоким качеством и красочно дополняют материалы начинающих журналистов.

    Изображения №4, 5, 6 из газеты «Трибуна молодого журналиста» от марта 2017 года. Изображения №4, 5, 6 из газеты «Трибуна молодого журналиста» от марта 2017 года.

    Выбранная четырёхстраничная сетка позволяет заполнять её разножанровыми материалами, однако не всегда равноценными по стилю изложения и содержанию. Частота публикаций, по-видимому, отражается на редких неточностях по части проверки фактов и ошибок в отдельных данных3. Использование (без кавычек) просторечий художественного мира, бытующих в художественной среде, выглядит инородным: «худрук профессор С.С. Калинин» (2017, №3, с. 3). Ещё одним недостатком можно считать оформление внутренней детализации или дизайн: стиль шрифтов и колонтитулов выглядит архаично. Возможно, это – следование традиции, но с другой стороны, представляется, что в образцовой газете МГК обновление дизайна «возраста» 19 лет было бы вполне логичным.

    Новосибирск. Издание Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, второе по численности публикаций, как ранее отмечалось, является первой электронной студенческой газетой вузов искусств РФ. В открытом доступе на сайте фигурируют 34 выпуска с 2006 года4. Как показал анализ сайта и меню газеты, регулярность выпусков, выбранная с 2012 года, составляет один раз в квартал. Ранее на протяжении четырёх лет выполнялся график три выпуска в год (2006, 2009-2011) и один в 2008 году. В 2007 году был сделан перерыв в публикациях, что несомненно отмечает своеобразную границу в развитии издания. Создателем и все прошедшие годы редактором газеты остается М.Ю. Дубровская, заведующая кафедрой этномузыкознания НГК имени М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор. Подлинным сподвижником и выпускающим редактором со времени обучения на III ТКФ (c 2008 года) является руководитель отдела информационных и медиаресурсов, преподаватель кафедры теории музыки НГК имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения П.А. Мичков.

    Постепенно складывался современный вариант оформления рубрик и наполнения отдельных статей. Видно, как в разные периоды времени существовали колонки: «Страницы истории вуза», «Юморина», «И в шутку, и в серьёз…» и др. Форматирование по рубрикам изначально предполагало: одна статья – одна рубрика, позже началось дробление и объединение в блоки публикаций: «Наши гости», «Концерты», «Наши любимые учителя», «Новосибирск музыкальный», «Фестивали», «Из дальних странствий воротясь…» и обязательная Колонка редактора, обозначающая главную тематику выпуска и отмечающая интересные детали в отдельных работах молодых журналистов. Примечательно, что наличие Колонки редактора также является отличительной чертой газеты «Консерватория», поскольку в дальнейшем мы столкнёмся с подобным всего однажды (см. анализ Краснодарского издания).

    Начиная буквально с первого выпуска, в «Консерватории» существует событийная рубрика, меняющая свои заглавия. Это фестивали и конкурсы скрипичной, фортепианной, хоровой, оркестровой и новой (композиторской) музыки, которые становились ключевыми событиями для отдельно взятого номера. Данная площадка для публикаций в НГК существует для студентов ТКФ, магистрантов и аспирантов любых специализаций, а также – до 2017 года – для учащихся музыкального Колледжа консерватории, что является уникальным случаем среди обнаруженных изданий, так как вливает юношеский голос в общее созвучие статей молодых журналистов.

    Количество полос/страниц подсчитать не представляется возможным в связи со спецификой выпускного форматирования. Замечено, что статей в каждом выпуске может содержаться от 8-10 до 40 и более. Главной особенностью и в наши дни скорее минусом «Консерватории» представлялся режим чтения только с сайта онлайн, без возможности скачивания как отдельных работ, так и выпусков целиком5. Конечно, материалы, как и в издании МГК, различаются по содержательным и жанровым аспектам: существуют малые зарисовки о событиях, информационные ленты, репортажи, рецензии, интервью, статьи с критической и публицистической направленностью, творческие портреты, а также эссе и небольшие литературные зарисовки по музыкальной тематике.

    Большим достоинством этого издания представляется целостный охват всего амбитуса консерваторской музыкальной жизни, искренняя заинтересованность и многообразие авторских стилей в студенческих материалах. Основной проблемой издания видится порой несовершенная фотографическая продукция.

    Изображение №7, 8 из газеты «Ш.А.Г. в МГИМ» из выпуска №5, 2016 год. Изображение №7, 8 из газеты «Ш.А.Г. в МГИМ» из выпуска №5, 2016 год.

    Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке выпускает свою студенческую газету «Ш.А.Г. в МГИМ» в стиле близком другому московскому изданию «Трибуна молодого журналиста», печатающемуся в МГК. Конечно, в сравнении с маститым соседом, печатно-электронная платформа «Ш. А. Г.» видится малым, камерным изданием, созданным только в 2015 году, которое имеет, по нашим данным, всего пять выпусков. Классический вариант газеты предстаёт в виде четырёх, насыщенных информацией полос. МГИМновцы пока издают 3-4 выпуска в год под редакцией доцента, кандидата искусствоведения Л. С. Бакши, профессора, доктора искусствоведения И. А. Немировской, профессора, кандидата искусствоведения, заслуженного работника культуры РФ О. С. Фадеевой, а также контент-менеджера Е. Шелухиной и технического редактора Д. В. Решетникова.

    Отдельные рубрики и тематику выделить не представляется возможным, пока все выпуски формируются по принципу проходящих событий, которые высвечиваются отдельными заголовками. В конце каждого выпуска используется колонка «Афиша» для информирования о концертной жизни вуза, что особо актуально при возможности печатной версии газеты (тираж составляет от 50 до 500 экземпляров). Информация о студентах-авторах является крайне скромной: только имя и фамилия. Отсутствуют указания на факультеты, курсы и фотографические изображения молодых журналистов, что было бы весьма важной деталью для понимания и оценки уровня публикуемых материалов. Поэтичность с одной стороны и сухость с другой очень ярко бросаются в глаза при сравнении статей и репортажей авторов издания. В основе большинства материалов используется описательная манера прошедших событий, что конечно продиктовано ученической направленностью издания6.

    Изображения №9, 10 из газеты «Аудитория культуры» от декабря 2016 года. Изображения №9, 10 из газеты «Аудитория культуры» от декабря 2016 года.

    «Аудитория культуры» – газета Московского государственного института культуры, которая издаётся в печатном варианте с 1956 года. Электронная доступность была осуществлена только в 2016 году для четырёх выпусков. Примечательно, что их порядковые номера с 1092 по 1095, но дальнейших публикаций на сайте, видимо, не предполагается. Охват данного материала позволил установить регулярность гезетно-журнального издания: один выпуск в 1-2 месяца. Множество сотрудников института отвечают за функционирование «Аудитории». Редактор – Мария Салихидинова, редколлегия в составе: Бельская С.А., Бударина О.А., Есаков В.А., Коломийцева Е.Ю., Лобанов И.В., Малютин А.Е., Маслова М.В., Рощупкина Н.Н., дизайнер: Н. Калугин, вёрстка: Р. Павловский, редакция: Д. Гребенюк, К. Шлёнская. Такой большой коллектив безусловно на высоком уровне держит красочность и иллюзорность издания. Однако содержательный аспект в основном сосредоточен на рекламных приёмах, цитатах «высоких» интервьюеров и общественных новостях, зачастую не связанных даже с жизнью вуза.

    Изображения №11, 12, 13 из газеты «Метроном» от декабря 2016 года. Изображения №11, 12, 13 из газеты «Метроном» от декабря 2016 года. Изображения №11, 12, 13 из газеты «Метроном» от декабря 2016 года.

    Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова представлена в нашей работа стразу тремя электронными газетами. Две из них «Метроном» и «Фольклорист» относятся ко второму типу. Обе имеют свободный график, в зависимости от материалов, но разнятся по качеству их форматирования и группирования. Так, «Метроном» выходит по 3-4 выпуска в год большим объёмом в 28-36 страниц, а для «Фольклориста» характерна публикация отдельных статей. Такая градация легко объяснима, поскольку первое издание имеет общую направленность, а второе предстаёт специализированным.

    Рассмотрим подробнее именно «Метроном». Новое издание, основанное в 2015 году, проектируется и редактируется на кафедре истории музыки консерватории. Ответственным редактором выступает Н. Королевская, а редакторами З. Чернуха, В. Жалнин, Д. Шониёзова, О. Галушко, Н. Бондаренко, К. Бурень, В. Шишпанов. Редакторы – они же журналисты – являются студентами вуза, которые с большим энтузиазмом и старанием воплощают свою задумку. Аналитические эссе и обзоры событий насыщены довольно глубокими рассуждениями и интересны по стилю изложения. Авторы часто обращаются к «крылатым» фразам выдающихся музыкантов, чем украшают свои работы. Также интересным представляются фотографические материалы и оформление титульных страниц газеты.

    Из недостатков можно назвать отсутствие фиксированных рубрик, которые бы позволили «Метроному» совершить качественной скачок. Авторы пока прибегают к написанию тематических материалов строго из происходящих событий не только в Саратове, так же, как и редакторы «Аудитории культуры», но и во всероссийском масштабе.

    Подведём промежуточный итог по группе изданий второго типа:

    1) большее количество изданий по сравнению с первым типом обосновано интересом руководства организаций к студенческому творчеству и профессиональному росту внутри стен вузов. Вероятность потери качества при смене поколений удаётся нивелировать за счёт сохранения опытного редакционного состава.

    2) свобода на поле тем оказалась ненамного меньше чем ожидалось. Особенности выстраивания целого для каждого издания стали абсолютно индивидуальными и часто несли крайние стороны содержательной составляющей: от сугубо информативных источников до глобальных статей общемузыкальной тематики.

    3) удивительным оказалось то обстоятельство, что качественный уровень данных изданий сильно различается, как было отмечено и при рассмотрении первого типа. Встречаются недопустимые ошибки в фактологии, огрехи в стилистике отдельных статей, проблемы при формировании дизайнерских решений.

    Переходим к третьему типу: смежные вузовские издания, в которых публикуются на паритетных основаниях как преподаватели, так и студенты.

    Изображения №14, 15 из газеты «Талантливая четвёрка» от мая-июнь 2015 года. Изображения №14, 15 из газеты «Талантливая четвёрка» от мая-июнь 2015 года.

    Перенесёмся в город Челябинск. Газета «Талантливая четвёрка» Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского представляет образец издания, находящегося в становлении, хотя, судя по дате последней публикации, может уже не существовать. Первый выпуск датирован декабрём 2013 года, а крайний – май-июнь 2015. Всего нами было рассмотрено 6 доступных выпусков, крайне различающихся между собой по содержанию и оформлению. Остаётся загадкой, как должен выглядеть график публикаций «ТЧ» (такой вариант сокращения названия используют авторы издания). Судя по доступным эскизам, изначально использовалась сквозная нумерация выпусков, однако февральско-мартовский «журнал» 2015 года озаглавлен как №1, при этом февральский выпуск 2014 года был под №4, а октябрьский №7. Вопросы остаются без ответа, но можно предположить, что существуют печатные варианты издания, не опубликованные в интернет пространстве.

    Так подробно мы остановились на хронологическом аспекте анализа челябинской газеты по причине очень важной в целом для нашего исследования: регулярность и чёткий график способствуют качественному росту издания в целом и его репортёров в частности. При переменном, нестабильном процессе работы видны признаки стагнации и снижения качественных сторон публикаций.

    Если беглым взглядом охватить «Талантливую четвёрку», сразу становится заметен основной штрих: газета, редактируемая изначально кандидатом филологических наук Д. Б. Дядыком, а с 2014 года С. О. Ужеговой постоянно меняет своё лицо. Нет чётко выстроенной рубрикационной линии, нет единого стиля оформления дизайна, нет статей аналитического склада7. Все названные особенности «к портрету» газеты дополняет пограничное её положение в нашей классификации (между 2 и 3 типами). Изначально совместно с молодым поколением велась публикация статей преподавателей и сотрудников вуза, но в 2015 году среди опубликованных материалов числились только студенческие работы. Поэтому мы открываем третий тип изданий именно газетой из Челябинска.

    Самое крупное издание, обнаруженное нами, принадлежит Астраханской государственной консерватории. Вестник «Камертон» является изначально печатным многораздельным журналом, максимальный объём которого доходит до 132 страниц. Такое количество информации публикуется с различной регулярностью: частота от 1 выпуска в 2 месяца до 1 выпуска в 6-9 месяцев. Сегодня издано и опубликовано 16 выпусков. Принцип наполнения «Камертона» – событийные ленты и рубрики в зависимости от материалов, которые ведутся как профессорско-преподавательским составом консерватории, так и студентами. Как правило, все материалы имеют развёрнутый характер, а по своему решению и стилю похожие на отчётно-журналистскую практику. Ситуация, довольно, оригинальная, поскольку каждую работу можно рассмотреть в качестве микста,т.е., как эссе, рецензию, статью, творческий портрет, обзор, интервью в одновременном значении. Удивительным также является написание преподавателями информационных статей о мероприятиях, выдержанных в стиле публицистической, ненаучной журналистики. Корни этого явления можно увидеть в предисловии к первому выпуску 2006 года (2005-2006 учебный год, сентябрь-март). Приведём полностью цитату ректора вуза о новом издании: «Творческая жизнь нашей консерватории отличается насыщенностью: события, сменяя друг друга, быстро уходят в прошлое, подчас не оставляя для истории материала. Запечатлеть мгновения жизни – главная цель журнала «Камертон». Надеемся, что формат вестника не только даст почву для исторических обобщений, но сможет стимулировать дискуссии вокруг различных вопросов исполнительства, науки и музыкального образования», – пишет заслуженный артист РФ, профессор А.В. Мостыканов.

    Редакторами на протяжении 11 лет были разные сотрудники консерватории, но неизменным главным (ответственным) редактором является доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой теории и истории музыки, заслуженный работник высшей школы РФ Л. В. Саввина. Большинство авторов вестника – это преподаватели кафедры истории и теории музыки АГК, поэтому говорить в дельнейшим о каком-то влиянии на обучающихся, на возможность их публикаций не приходится. Например, три студенческие работы были представлены в первом выпуске от 2006 года, а в крайнем в 2016 году (январь-ноябрь) – всего две. В связи с этим можно констатировать: «Камертон» – самое не студенческое издание в нашей типологии.

    Изображения №16, 17 из газеты «Институт на улице Победы» от мая 2017 года. Изображения №16, 17 из газеты «Институт на улице Победы» от мая 2017 года.

    «Институт на улице Победы» представляет Краснодарский государственный институт культуры. Первый номер студенческой газеты вышел в свет 4 марта 2015 года. Издание освещает новости и наиболее значимые события вуза, рассказывает об успехах и достижениях преподавателей и студентов, посвящает читателей в тонкости образовательного процесса, работу мастерских и творческих студий института. Главный редактор – ректор, С.С. Зенгин, шеф-редактор – Н. Созонова, фото – Т. Обитоцкая создают довольно занимательное издание. В каждом выпуске присутствует колонка главного ректора, обрисовывающая характеристику событий, которые прошли в жизни вуза со времени предыдущего выпуска газеты

    Очень красочные фотографии и высокий уровень дизайна «бросается в глаза» в первую очередь. Четыре полосы газеты читаются очень легко, несмотря на переходы материалов с одной страницы к другой и специфическое расположение столбцов. Журналисты освещают отдельные события жизни вуза, уделяя большое внимание театральной деятельности. Интересной является манера подключения ссылок и дополнительных мнений подкрепляющих основной текст яркими деталями. Например, статья «Владимиру Рунову – 80!», расположенная в крайнем 20 выпуске, получает помимо прямой речи интервьюируемого развитие во мнениях четырёх родственников и друзей юбиляра. Однако эта статья оставлена без подписи автора!

    Главной загадкой в вопросе о качестве «Института» является вопрос о «студентах», которые пишут объёмные статьи и небольшие экзерсисы. В газете нет данных об авторах материалов, а порой подписи и вовсе отсутствуют. Информация, найденная по малым данным о них, говорит о следующем: большинство публикаций осуществлено людьми, которые выпустились за несколько лет до выхода в печать конкретного номера. Данная особенность вызывает рад вопросов о реальности «студенческой» характеристики газеты.


    С 1939 года Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова издаёт газету «Консерватория». Её электронная версия появилась только в 2009 году. Сложившиеся многолетние традиции несут замечательный отпечаток на смысловом уровне в современной версии издания. Насыщенная рубрикационная система коррелирует с манерой подачи материала и оформлением дополнительных колонтитулов, заглавий и лидов статей. Газета сочетает в себе функции событийной ленты, аналитического и исторического проспекта, отчётной платформы и рекламы отдельных мероприятий в стенах консерватории. Положительные или отрицательные это качества? Об этом могут судить только читатели.

    Примечательная особенность «Консерватории» заключается в том, что в ней допускаются публикации из других изданий и материалы сотрудников других учебных заведений, причём не только Санкт-Петербурга. В выпуске №3-4 от 2016 года половина пятой полосы «передана» коллективу кафедры музыкальной журналистики Нижегородской консерватории. Крупное историческое сообщение размещено в рубрике «Юбилеи» и посвящено 70-летию ННГК им. М.И. Глинки. Это уникальный случай среди рассмотренных нами изданий.

    Негативной характеристикой в Петербургском издании следует назвать график публикации выпусков. До 2013 года газета выходила регулярно 1 выпуск в 1-2 месяца, при этом её форматирование и содержание было размещено в объеме от четырёх до восьми полос. Постепенно сложился и зафиксировался, после объединения в один выпуск двух номеров, график тех же восьми полос, но при количестве выпусков в год равном четырём! Представляется, что это очень малая периодика, если учесть, сколько событий в мире музыки происходит в северной столице.

    В основном сегодня публикации осуществляются сотрудниками консерватории, студентами и недавними выпускниками. Баланс среди авторов в отдельных выпусках составляет 50\50 или 60\40 % в пользу преподавательского состава. Как и в представленной ранее газете «Институт на улице Победы» из Краснодара, в «Консерватории» часто допускается указание только имени и фамилии автора, что не позволяет точно говорить о студенческой составляющей каждого из выпусков. Добавим, что главный редактор В. Дудин, дизайнер Ж. Мозговая и фотограф П. Чернышова (так выглядит редколлегия в последние шесть лет) позиционируют «Консерваторию» как ГАЗЕТУ Санкт-Петербургской государственной консерватории, а не студенческое издание в полном смысле этого слова.

    Изображения №20, 21 из газеты «Gradus ad Parnassum» от мая 2017 года. Изображения №20, 21 из газеты «Gradus ad Parnassum» от мая 2017 года.

    Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова стремится поддерживать баланс публикаций в сторону студентов. Студенческая газета выходит в печатном варианте с 2003 года, а электронная версия существует только с февраля 2015 года. Примерно 70 % материалов являются творческими откликами молодых журналистов на события из жизни тамбовского вуза. Редактируют издание всего два преподавателя: кандидат искусствоведения, профессор О.В. Генебарт и кандидат искусствоведения, доцент Е. А. Сорокина. Интересным ноу-хау Тамбова является привлечение отдельных студентов для редактуры целого выпуска. Совместно работая с опытными профессионалами, один-два начинающих редактора получают возможность к практическому формированию своих навыков.

    Систематизация по рубрикам имеет в «Gradus ad Parnassum» авторский подход. Исходя из латинского названия, которое переводится как «Ступень на Парнас», каждая или группа статей имеет рубрикационный латинский заголовок и его русскую версию. Так задаются: «Alma mater», «Nota bene» (Обратите внимание), «Terra incognita» (Неизведанная область), «Per aspera ad astra!» (Через тернии к звездам!), «Verbatim» (Слово в слово), «De visu» (Как очевидец), «Ех professo» (Cо знанием дела), «Ars longa» (Искусство безгранично), «In memoriam» (В память), «Fiat lux!» (Да будет свет!) и многие другие. Какая цель преследуется в двойном зачёркивании латинских фраз – остаётся неизвестным. В любом случае получается индивидуальное творческое решение в оформлении как содержания, так и дизайна газеты. В целом для издания характерна гибкость журналистского языка и стремлении к индивидуализации каждого номера.

    В Уфимской государственной академия искусств имени Загира Исмагилова существует/существовала газета «Арт-искусство». Печатное издание, созданное в 2003 году, в 2007 получило электронную версию, являясь официальной газетой вуза. Регулярность поддерживалась 1 выпуск в 1-2 месяца, однако точную периодику сложно проследить по причине недоступности всех выпусков. Из анализа 25 файлов удалось установить, что в Уфе публикационную деятельность проводили студенты совершенно разных факультетов и курсов! Примечательно, что уровень их работ не отличался разительно, а был на довольно высоком уровне. Соседство работ преподавательского состава нисколько не выбивалось из общей концепции и стилистики.

    Ещё одна особенность газеты кроется в стремлении авторов разместить на четырёх полосах порядка 10-15 статей. Этот объём является очень большим. Материалы получаются довольно камерными, однако раскрывают важные стороны описываемого события. В связи с этим, панорама тематики формируется исключительно как новостная, поздравительная или любая другая информационная лента, культурную охватывающая жизнь вуза и Уфы в целом.

    В Высшей школе музыки Республики Саха (Якутия) (институте) им. В.А. Босикова существует студенческая газета «Музыкальные новости». По неизвестной нам причине, материалы, доступные во время начала нашего исследования, оказались удалены с сайта вуза. Созданная официально по положению в 2015 году (под руководством редколлегии: Павлова З.Г., проректор по научной работе – общее руководство, Унарова Л.Д., зав. кафедрой ОиСЭД – редактор, Тайшина У.С., зав. фонотекой – ответственная за выпуск, Дьячкова А.В., модератор сайта – дизайн и верстка), газета получила своеобразный формат публикаций. Пять доступных выпусков предстают в виде фотографических изображении, не поддающихся прочтению вне сайта (очень мелкое разрешение, при увеличении которого теряется фокусировка). В связи с этим аналитическое рассмотрение не представляется возможным.

    С последним изданием, которое планировалось рассмотреть подробно, произошло такое же действие что и в Якутске. Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова исключила всю информацию о своём издании «Камертон». Исключила. оставив, как отмечалось в сноске к таблице, на июнь 2017 года только одну ссылку на выпуск под порядковым №109, которая не является «активной».

    Подведём итог по третьему типу нашей классификации:

    1) в большом количестве изданий третьего типа основной акцент делается на работы представителей профессорско-преподавательского состава. Интерес руководства организаций к студенческому творчеству снижен, поэтому соотношение публикуемых материалов зачастую составляет 70 на 30 % и менее от общего объёма. Вероятность потери качества при смене поколений студентов, как правило, не обнаруживается.

    2) в целом в изданиях третьего типа наблюдается наибольшая дифференциация между собой. Каждый творческий коллектив предлагает свои концепции для воплощения официального печатно-электронного издания, способного передать поле интересующих тем. Здесь встречаются: вестники, журналы, официальные и студенческие газеты.

    Заключение

    Рассмотрев текущее состояние 17 студенческих электронных изданий из 15 музыкальных высших учебных заведений, мы пришли к следующим выводам.

    Во-первых, три выстроенных типа отличаются по одному показателю – «чистоте» студенческих изданий, а также их «независимости» от редакторов. Однако, как оказалось, по другим составляющим компонентам, которые были рассмотрены в таблице, во многих изданиях имеются переклички и даже общие черты и проблемы.

    Принцип вертикальных срезов показал, что примерно половина всех изданий стремятся поддерживать системное выстраивание тематических рубрик. Они выдерживают один общий стиль на протяжении многих выпусков и стремятся найти своё «лицо», улучшая содержательные компоненты и дизайнерские решения.

    Во-вторых, в последнее время обострились проблемы с регулярностью выпусков у многих изданий. Три из них буквально находятся в состоянии «заморозки» или уже закрыты. Отчасти эти изменения могут быть связаны с переходом на новую систему работы сайтов вузов. В силу этого, «взрыв» активности, пришедшийся на 2015-й год резко сменяется снижением в 2017-м.

    В-третьих, проблемы качества содержания характерны для всех трёх типов изданий. В первом, – чисто студенческом типе, процесс журналистских изысканий допускает пробелы в целостности, что часто приводит к потерям уровня качества всего номера. Возможны специальные выпуски, состоящие буквально из одной, двух статей. В таких случаях, как следует полагать, происходит даже потеря статуса газеты.

    Во втором типе изданий, к сожалению, допускаются обидные фактические и орфографические ошибки. Они могут быть чрезмерно насыщены информационной лентой и не всегда ровными по содержанию материалами.

    В третьем типе изданий часто используются весьма разножанровые материалы: рекламные сообщения, афиши, аналитические статьи, обзоры мероприятий и многое другое. Всё это не способствует целостности изданий. Также они могут быть очень обширными или наоборот компактными, но содержательными

    Наконец, в-четвёртых, уровни всех изданий остаются крайне разными. Существующие публицистические платформы позиционируются авторами как студенческие газеты, но по своему характеру и стилю написания больше относятся к журналу, событийной ленте, вестнику (чаще в этом случае указывается правильный жанр издания). Иногда газета выглядит как отдельная статья, что никак не может соответствовать заявленному жанру.

    Укажем также на разность изданий по степени доступности, которая в последнее время становится наиболее важной проблемой для каждой газеты.

    И все же, несмотря на все отмеченные проблемы современного бытия электронных изданий о музыке отечественной высшей школы, сам факт существования в Интернет пространстве большого числа разнообразных газетно-журнальных изданий с участием студентов представляется огромной творческой победой российских музыкальных вузов на ниве подготовки музыкальных журналистов и просветительства! Приумножение и совершенствование таких изданий можно только приветствовать!

     


    1В данном случае не рассматриваются учебные заведения, являющиеся университетами, филиалами и т. д., в которых есть специальности профиля «культура и искусство», но которые не являются основными для обучающихся.

    2На начало работы над курсовой информация была доступна, однако после реконструкции сайта в начале 2017 года все материалы были удалены. На июнь 2017 года существует одна ссылка на выпуск под порядковым №109, но она не является «активной»

    3Например, выпуск №3 (164) от марта 2017 года в статье Ольги Ордиарцевой «Возвращение Мечислава Вайнберга» допущены фактологические ошибки: вместо будущего 100-летного юбилея композитора анонсируется 200-летний. Также в работе отсутствуют настоящее и второе имя композитора, а есть только неофициальное.

    4Как один из репортёров данной газеты отмечу особый внутренний склад «Консерватории». В ней силён дух демократии и коллегиальности, который стимулируется руководством: газета существует при постоянной поддержке ректора К.М. Курлени.

    5Этот «дефект» газеты Новосибирской консерватории с № 34 ликвидирован и газета в настоящее время выходит в режиме PDF . открывающем возможности перенесения целостного макета в пользовательский ПК.

    6Приведём несколько цитированных фрагментов для предметно вырисованной картины: «В пятницу 24 октября состоялся концерт класса композиции МГИМ имени А.Г. Шнитке. В нем участвовали студенты института и колледжа, а также их преподаватели. Концерт проходил в музее С.С. Прокофьева. Зал в музее небольшой, а так как пришло много народу, то он был заполнен», – пишет Галина Онучина в очень «телеграфной» манере («Особый вид творчества», «Ш.А.Г.», выпуск №1/2015, с. 2). Для контраста обратимся к работе Екатерины Решетниковой «Пусть зритель сам решет, что он понимает, а что нет…»: «Люблю уютные улицы центра Москвы. В них витает дух прошлого, дошедший до нас сквозь столетия. Одним из таких мест является Камергерский переулок, украшенный сдержанным, но при этом изысканным зданием Художественного театра.» («Ш.А.Г.», выпуск №3/2015, с. 2). Как видно в крайнем примере наблюдается большая свобода от шаблонов и художественность текста автора.

    7Ко всему изложенному добавим, что выпуск от декабря 2014 года является сканированным экземпляром печатного издания журнального формата, причём составленного в разрезе по страницам от обложки к середине. Так получается совершенно непригодная для чтения продукция, компилирующая статьи с разных полос.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2017 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки