Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Сохранять традции" №3 (36), Июль 2017 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_36/?page=search

     
    Сохранять традиции

    Животягин А.

    Остающийся внутри границ

    Животягин Антон

    магистрант I курса

     


    Мясковский Н.Я.

    Биография моя особого интереса не представляет,
    и если я пишу эти заметки, то только для того,
    чтобы показать, как в условиях и среде,
    далеко, в сущности, чуждых искусству, сперва инстинктивно,
    а затем сознательно высвобождалось мое музыкальное призвание.

    Из «Автобиографических заметок о творческом пути» Н. Я. МЯСКОВСКОГО

    Судьба сочинений Н. Я. Мясковского довольно тускло подсвечена музыкальной жизнью нашей страны. Яркое историческое наследие и прижизненная слава композитора не дают все же с полной уверенностью утверждать, что музыка Мясковского и по сей день полнокровна в своей актуальности, растекшейся по многочисленным артериям нашей современной культуры.

    Н. Я. Мясковский (ученик Лядова, Глазунова и Римского-Корсакова) получил признание при жизни и вошел в историю музыки XX века как крупнейший русский симфонист. Тем не менее, имя Мясковского чрезвычайно редко встретишь на концертных афишах. Что далеко ходить, 135-летний юбилей автора симфонических шедевров прошел мимо нашего города.

    Конечно, ряд сложившихся стереотипов о музыке композитора весьма сложно переломить, хотя и встречаются энтузиасты, такие как Е. Светланов.

    Он, вопреки упорному, желчному сопротивлению своих оркестрантов, в начале 1990-х записал все симфонии Николая Яковлевича. Жертвой какого заклятья стал последний великий классик русской музыки? Чем он провинился перед музыкальной общественностью, что она с таким методичным упорством его игнорирует?

    В среде профессионалов встречается равнодушие или даже пренебрежение – возможно, оттого, что стиль Мясковского не ломает традицию, а развивает ее в самобытной форме. Он великий наблюдатель. Созерцанием пронизано все его творчество. Пережитые события глобального исторического сдвига начала XX столетия отражаются в его личных, интимных наблюдениях за реальностью. Являясь частью водоворота истории, Мясковский в полной мере переносит яркость своего впечатления на «холст» будущих партитур. В условиях, граничащих не только с удобствами жизни, но и реалиями смерти, мастер продолжает подпитываться неиссякаемым источником своего внутреннего вдохновения. Причем оно не спонтанно: оно осознанно и подчинено солдатской выправке композитора.

    Не пытаясь определить общее, «накормить» весь мир, творческая интенция Мясковского реализуется в глубоком осмыслении происходящего вокруг, индивидуальном восприятии событий. Слушая эту музыку и – главное! – вслушиваясь в нее, ты чувствуешь себя участником живой мысли автора. Представляешь себя «маленьким человеком» на фоне большой истории, но и тебе есть что сказать, и у тебя есть чем поделиться. «Скучна, слаба, занудна», – вот что можно услышать в ответ, спросив о музыке Мясковского. Но, отвечающие так, давайте будем откровенны: это ваша вызревшая, самостоятельная точка зрения или вы попали под влияние стереотипа?..

    Еще часто можно услышать, что его музыка будто бы слишком «интеллектуальна»: одни говорят об этом со знаком «плюс», другие – со знаком «минус». Пушкин и Лев Толстой – художники в высшей степени интеллектуальные, однако это ведь нисколько не мешает широчайшей популярности их творчества.

    Потомственный офицер, Николай Яковлевич, служивший поручиком саперных войск в Первую мировую, оставался некоторое время военспецом и при новой власти, что означало пожизненное недоверие в очень высокой степени. Апогеем этого недоверия стало постановление 1948 года, от удара которого Мясковский так и не оправился. Очень сдержанный и терпеливый характер композитора не смог сгладить последствий направленного клеветничества. Многие обвиненные в формализме композиторы нашли способ возможного сотрудничества с властью, но Николай Яковлевич был непоколебим.

    Мясковский имел колоссальное влияние на атмосферу отечественной музыки. Однако его последний ученик Борис Чайковский говорил, что в воздухе словно висело – «Бей его!». При том, что он был непререкаемым авторитетом для современников, по существу главой московской композиторской школы (более 70 учеников).

    Широко известна дружба Мясковского с Прокофьевым, которая, в свою очередь, также может указать на непоколебимость авторитета Николая Яковлевича. Ведь даже такой новатор, как Прокофьев, не мог не прислушиваться к замечаниям и советам наставника.

    Но на практике оказывается, что ни автор, ни его сочинения на самом деле русской музыке не нужны? А о мировой популярности и востребованности не стоит и говорить (хоть произведения единично и звучат за рубежом), поскольку такие вопросы решаются именно в той стране, где музыка написана.

    Хочется привести одну очень показательную и саму по себе выразительную историю из статьи Дмитрия Горбатова, посвященную 125-летию Мастера:

    «В середине 1990-х годов младшая коллега-композитор обратилась ко мне с просьбой записать ей некоторые музыкальные произведения для подготовки к аспирантскому экзамену. На аудиокассете оставалось 20 свободных минут; жалко было их терять — и я стал прикидывать, что можно было бы туда еще записать. Выбор пал на медленную часть Семнадцатой симфонии Мясковского: она почти ровно укладывалась по времени.

    — А что это за сочинение в конце? — полюбопытствовала коллега, принимая кассету.

    — Сюрприз, в качестве «бонуса». Для души – не для экзамена. Хорошая музыка: тебе понравится!

    Через неделю я встретил свою коллегу… и просто не узнал. Она вся сверкала: глаза буквально пылали каким-то глубинным внутренним светом. Видно было, что человек пребывает под сильнейшим впечатлением. Схватив меня за руку, она стала быстро говорить:

    — Фантастика! Потрясающе! Я никогда в жизни ничего подобного не слышала! Где ты раздобыл это чудо? Неужели на свете бывает такая волшебная музыка? Что это?!

    — А ты не пыталась угадать?

    — Да я просто голову сломала! Это так необычно: с одной стороны — очень традиционно, с другой — совершенно оригинально, абсолютно свой стиль! При этом — потрясающей красоты музыка!.. В общем, я уже поняла: ни за что не отгадаю! Скажи скорей: кто же композитор?

    — Мясковский.

    …Какое-то время коллега-композитор стояла застыв; руку мою она отпустила, свет в глазах померк. Затем прозвучала фраза, которая меня потрясла:

    — Этого не может быть.

    — То есть… как? Что ты хочешь этим сказать?

    — Это не может быть Мясковский.

    — Погоди. Ты считаешь, я тебя разыгрываю? Но зачем? Какой мне от этого интерес?

    — Мясковский — занудный, скучный, неинтересный композитор. Такую прекрасную музыку он сочинить просто не мог!

    — Но ведь это действительно Мясковский!

    — Я не верю!

    На том и расстались: она — разочарованная, я — изумленный…»

    Конечно, можно подойти к проблеме с другой стороны, сказать, что стало слишком модно любить творчество Николая Яковлевича, что это становится неким клише и позой, пронизанной псевдоинтеллектуальностью. Пусть так, но нельзя не отметить тот факт, что мостом, прокинутым между русской музыкой девятнадцатого века в век двадцатый, как раз и является творчество Н. Я.  Мясковского. Сохранять традиции – не меньший подвиг, чем эти традиции нарушать. Мы стоим на пороге интересных перемен, когда очень многое требует переосмысления. Постараемся же не отбрасывать ни малейшей ценной мысли, ни одной стоящей идеи, каким-либо образом замутненной личной неприемлемостью восприятия.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2017 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки