Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Сохранять традции" №3 (36), Июль 2017 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_36/?page=search

     
    Наши любимые учителя

    Орлова А.

    Когда любовь — профессия!

    Орлова Анастасия

    магистрант I курса

     


    Резникова М.Ю.Как много встречается в нашей жизни учителей; каждый из них вкладывает в нас частичку себя, все они разные, но есть те, кто особо западает в душу с первых минут знакомства. Марина Юрьевна Резникова — один из таких уникальных педагогов, которые всем своим видом, голосом, словами умеют настроить на нужный лад, донести до тебя самую важную и правильную информацию.

    Перед поступлением в консерваторию я просматривала список педагогов кафедры и почему-то, дойдя до Марины Юрьевны, подумала, что обязательно буду у нее учиться, совсем не зная, кто это и что преподает. Так и случилось мне посчастливилось попасть в класс по камерному пению именно к ней. Профессионал высокого класса, человек, в котором интеллигентность живет в его облике, манере говорить, умении почувствовать ученика и точными указаниями направить его в нужном направлении.

    Все ее ученики отзываются о ней с восторгом. «Ты, главное, поскорее учи ноты, и потом вы начнете работать, будет очень интересно», — наставляли меня те, кто уже не первый год учится у Марины Юрьевны. И правда, все постоянно заглядывают в класс, что-то спрашивают, ждут своей очереди на урок, а это главный показатель, что педагог любим и уважаем.

    Марина Юрьевна согласилась дать мне небольшое интервью, чему я очень рада и представляю вам его:

    — Расскажите немного о своей биографии? Откуда вы родом? Когда пошли учиться музыке и кто Вас к этому подтолкнул?

    — Родилась и выросла на Украине. С 3 лет я очень хорошо пела, поэтому родители купили мне фортепиано. С 5 лет я начала подбирать двумя руками песни из кинофильмов, то, что слышала, и потом пошла в музыкальную школу. Там попала к очень хорошей пианистке. После школы она направила меня к своему педагогу в музыкальное училище, и из училища меня «передали» в консерваторию. Получилась преемственность одной школы, которая отразилась и сказалась на моем профессиональном образовании. Училище закончила в городе Днепропетровске, консерваторию в городе Киеве.

    В консерватории училась у замечательной пианистки — Рады Остаповны Лысенко — внучки основоположника украинской классической музыки Николая Лысенко. Сама Рада Остаповна училась в консерватории у Генриха Густавовича Нейгауза, в общем, с учителями в жизни очень повезло, что сказалось и на технике, и на художественном, и на эмоциональном развитии. Педагоги оказали на меня большое влияние во всех смыслах.

    Повезло с педагогом по гармонии и сольфеджио в училище. Я считаю, гармония — один из важнейших предметов любого инструменталиста, любого музыканта. Были педагоги по эстетике, по художественным предметам, которые водили нас в галереи, объясняли живопись, архитектуру. Такое разностороннее развитие — хорошая база. Спасибо педагогам, безусловно!

    — Как вы относитесь к своей преподавательской деятельности?

    — Очень важно найти свое место в профессии. Я хотела всегда работать именно с вокалистами. Не с инструменталистами, не со скрипачами, хотя я с ними играла, и играла сольно. Вокалисты — это моя любовь. Поэтому я очень люблю свою профессию, именно камерное пение и именно работу с вокалистами.

    — Как Вы работаете с учеником?

    — Я считаю, что каждый ученик требует индивидуального подхода, учитывая его психофизику, эмоциональный склад, базовую подготовку. Потому что есть ученики очень развитые, подготовленные с ними можно говорить на одном языке. А есть те, кто отстают именно в образовательном процессе (есть же вокалисты, которые не окончили училище), поэтому это другой подход с точки зрения и репертуара, и объяснения. Потому что коммуникативная сфера — тоже область педагогики: умение общаться, умение донести — это очень важно для результата.

    — Есть ли у Вас репертуарные предпочтения?

    — Я как пианистка люблю Листа, люблю Рахманинова. Относительно своего предмета люблю немецкую музыку, немецких романтиков — Гуго Вольфа, Рихарда Штрауса. Очень люблю современную — музыку и зарубежную, и русскую. Из русских композиторов это Метнер, Рахманинов, Чайковский, Свиридов, Шостакович.

    — Какова специфика камерного пения?

    — Слово «камерный» — обозначение жанра малой формы, но в них есть особенность, во-первых, стилевая — каждая школа имеет характерные черты, классики — это одно, современная американская музыка — это другое, немецкий lied — это третье. Есть особенности языковые, особенности в форме, во фразах, в мелодике, в построении и вообще в вокальном языке; свои традиции у каждой школы, у каждой эпохи, у каждого направления. Вот над этими особенностями и работаем в классе камерного пения.

    — В 2002 году вы удостоены награды «Золотой ключ» за выдающийся вклад в развитие культуры Новосибирска, расскажите, пожалуйста, об этом.

    — «Золотой ключ» мне дали как концертмейстеру первой за всю историю вручения этой премии. Именно как концертмейстер я получала «Золотой ключ», за то, что много играла в концертах солистам оперного театра. Хотя там формулировка за выдающийся вклад в развитие культуры, но подчеркнули именно мое мастерство как концертмейстера, что было очень приятно. На вручении в филармонии со мной пела Татьяна Горбунова, ведущая солистка оперного театра.

    — Самое яркое впечатление, связанное с музыкой?

    — Их много, но основное — это концерты Святослава Рихтера. Я слышала его еще в Киеве, когда училась. Несколько раз в Москве. Слышала его уже совсем в преклонном возрасте, когда он играл по нотам в Московской консерватории. Хотя многих пианистов зарубежных и советских слушала, но, пожалуй, Рихтер — это самое яркое впечатление.

    Из последнего — это опера Перселла «Дидона и Эней» в постановке Курентзиса, когда он пригласил иностранных певцов. Не описать словами, какое впечатление это на меня произвело. Вообще последние впечатления в городе Новосибирске — это оперы, которыми дирижировал Курентзис.

    — А впечатления из детства, из юношества, которые стали определяющими для Вас?

    — Пожалуй, это многочисленные посещения Большого театра, в котором пели Галина Вишневская, Тамара Милашкина, Владимир Атлантов. Может быть, это определило не фортепианную карьеру, а именно работу с вокалистами. Хотя нет, я думаю, что с этим родилась, потому что я очень хорошо пела, мне нравился сам процесс пения. Украина вообще певческая страна, я в Украине занималась в классе, где работали народные артисты СССР Евгения Мирошниченко, Анатолий Соловьяненко, Николай Кондратюк.

    — Что бы Вы пожелали своим ученикам?

    — Я считаю, что музыка — это любовь, если ты не понимаешь, что это твоя судьба, то не стоит этим заниматься. А второе — это труд и упорство, потому что это очень большие усилия, постоянная работа над собой независимо от возраста, независимо от статуса, это постоянное развитие. Я не хочу сказать высокопарно «служение искусству», но тем не менее, это должна быть любовь и труд, и к цели, к цели! Но все равно, любовь и труд — это определяющее в профессии!

    Такая приятная и интересная беседа состоялась у нас. Спасибо Марине Юрьевне, что уделила время и побеседовала со мной. В свою очередь, хочется пожелать Марине Юрьевне учеников, с которыми интересно работать, новых профессиональных успехов, творческих находок и, конечно, еще очень долго продолжать вдохновлять молодых певцов на пути их становления!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2017 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки