Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Сохранять традции" №3 (36), Июль 2017 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_36/?page=search

     
    Люди моей судьбы

    Сафонов И.

    О людях моей судьбы

    Сафонов Илья

    магистрант I курса

     


    Пожалуй каждому человеку встречались люди, которые если не меняли жизнь, то по крайней мере оказывали значительно влияние на ее дальнейший ход. Для меня этими людьми являются педагоги музыкальных школ и Новосибирской консерватории, у которых мне посчастливилось учиться.

    В детстве я очень хотел играть на скрипке и после долгих уговоров мама отвела меня в музыкальную школу. Так случилось, что после прослушивания завуч меня сразу же отвела к учителю и со словами,– "забирайте, теперь он ваш", – завела в класс. Так я познакомился со своей первой учительницей – Тамарой Романовной Лещук. Добрый, отзывчивый, понимающий и одновременно строгий педагог, она невероятно чутко и аккуратно следила за своими учениками, стараясь максимально развить их музыкальные способности, правильно поставить игровой аппарат. Очень часто и всегда с улыбкой вспоминаю многочисленные истории, произошедшие за время учебы в ее классе. Например, будучи учащимся начальных классов я заплакал на ее уроке, рассчитывая на послабление. Тамара Романовна внимательно выслушав меня, сказала, что слезы учеников для нее не редкость и что поплакать я могу дома, а на ее уроках нужно заниматься. Я не просто учился в её классе, но и рос в нем как личность. За те 10 лет, которые учился у нее, привык к организованности, к труду и ответственности. Хотя я просился в музыкальную школу сам, но связывать жизнь с музыкой не хотел. Вероятно, видя мои способности, Тамара Романовна максимально увеличивала срок моего обучения и однажды случилось то, что наверно должно было случиться – я сказал, что хотел бы продолжить свое обучение дальше. Сложилось так, что продолжить обучение я мог, только перейдя на альт. И таким образом, проучившись в 8-й музыкальной школе г. Барнаула добрые 10 лет, я перешел в лицей "Сузуки", ныне Гуляевская гимназия, к другому преподавателю, навсегда запомнив свою первую учительницу и то, с какой заботой и с каким вниманием она занималась со мной.

    Моего нового учителя звали Елена Анатольевна Шелепова. Педагог с большой буквы, она вырастила огромную плеяду замечательных исполнителей. Жесткая и требовательная, она была так же справедливой и чуткой. Объем программы пройденной в ее классе в разы отличался от того, что я успевал выучить в музыкальной школе. Елена Анатольевна всеми силами приучала меня к совершенно новому отношению к музыке. Если прежде для меня она являлась исключительно увлечением, то теперь я привыкал к тому, что это моя работа, мой труд. Под ее руководством я учился два года, и за это время ей удалось создать все условия для того, что бы я успешно освоил необходимое количество предметов и объем исполнительской программы, тем самым Елена Анатольевна подготовила меня к поступлению в консерваторию.

    Как я уже говорил, проучившись два года в лицее, я поступил в НГК им. Глинки. Трудно представить, что я испытывал в то время. Прекрасно помню, как первые полгода мне казалось, что я смотрю телепередачу, или читаю книгу, а не проживаю реальную жизнь, так все было необычно и ново для меня. Не думая связывать жизнь с музыкой, через 12 лет обучения, пролетевших как миг, я стал студентом одной из ведущих консерваторий России. Юрий Николаевич Мазченко взял меня в свой класс. Человек мудрый и добрый, он подбадривал и вдохновлял меня на преодоление каждой новой ступени, появившейся передо мной. Навсегда мне запомнились его слова, – "альтист должен звучать". Проучился в его классе я всего лишь год, но именно благодаря ему смог поступить в консерваторию, минуя обязательное обучение в училище.

    Закончив первый курс, я перешел в класс к Илье Владимировичу Тарасенко – молодому, невероятно талантливому и трудолюбивому музыканту. Учился в его классе я три года и именно под его руководством произошел, на данный момент, основной рост моего музыкально-исполнительского мастерства. Илья Владимирович крайне внимательно следил за каждым моим движением, за каждым звуком, извлеченным мной, и старался максимально верно привить мне культуру исполнительства. Благодаря его терпению, внимательности и умению четко и грамотно донести информацию до студента мне удалось преодолеть большое количество проблем, связанных с пропуском среднего звена обучения.

    Закончив под его руководством бакалавриат я поступил в магистратуру, в класс к Наталье Владимировне Чернышевой. Хотя учусь у нее я всего один семестр, у меня сложилось впечатление, что мой новый педагог – человек высокой культуры и высокого профессионального мастерства. Являясь концертмейстером группы альтов Новосибирского симфонического оркестра, Наталья Викторовна обладает огромным музыкально-исполнительским опытом, которым она щедро делится со своими учениками. Теперь и мне предстоит развивать и совершенствовать уровень своего исполнительства в классе профессора Чернышовой, чему я невероятно рад.

    Мне удалось задать несколько важных и просто интересных для меня вопросов Илье Владимировичу и Наталье Викторовне. Может быть, некоторые молодые исполнители, прочитавшие эти интервью, найдут ответы на интересующие их вопросы и почерпнут силы для дальнейших занятий, так же как это удалось мне.

    Тарасенко И.В.Интервью с И.В. Тарасенко.

    Репортер: как вы пришли в музыку?

    И.В. Тарасенко: Старший брат учился у Е.А. Шелеповой, которая вела класс хоть и юных, но уже хорошо музыкально-развитых ребят. Посещал ее открытые уроки и все это вдохновило меня заниматься скрипкой. Вспомнился знаменательный случай, – она своих учеников повела на лыжную базу и меня маленького брат тогда взял с собой. И Шелепова заметила тогда, что я терпеливо переносил усталость и прочие трудности этой прогулки, вот и пригласила меня к себе на занятия.

    Р.: Что послужило причиной перехода на альт?

    И.В. Тарасенко: Учась в консерватории, открыл для себя альт как инструмент, меня привлекала барочная музыка, которая, по-моему мнению, очень близка альту, его тембру. Универсальность альтового репертуара так же явилась одной из причин моего перехода. Осваивал этот инструмент в классах И.В. Поляковой и Ю.Н. Мазченко.

    Р.: Какой вид профессиональной деятельности в большей степени помогает вам реализовать себя?

    И.В. Тарасенко: Специфика альта в том, что нужно работать во всех сферах. И оркестровой, и сольной, и, конечно же, в педагогике. Я стараюсь максимально реализовать себя в этих направлениях.

    Р.: Чем для вас является педагогика?

    И.В. Тарасенко: Занимаясь со студентами, можно словно под лупой рассмотреть характерные ошибки исполнителей и сделать из этого для себя выводы. Все-таки, педагогика – это процесс взаимного обогащения между студентом и преподавателем.

    Р.: Каким жанрам вы отдаете предпочтение в сольном исполнении и в педагогике? Какую музыку предпочитаете слушать?

    И.В. Тарасенко: В педагогике стараюсь давать максимально классики, романтизм и барокко в том числе, и меньше современной музыки. В сольном же исполнении интересна вся музыка, которая мне нравится. Вообще я считаю, что современный исполнитель должен обладать богатым репертуаром, а так же уметь его вспоминать в короткий срок. При прослушивании ориентируюсь на уровень и мастерство исполнителя. Это может быть Битлз, Стинг.

    Р.: Какую роль вы отводите классической музыке в жизни общества?

    И.В. Тарасенко: Я убежден, что классическая музыка духовно и нравственно развивает людей. Конечно же, не может и не должен существовать большой процент профессиональных музыкантов, круг этих людей всегда ограничен. Но детей нужно вести в музыкальные школы массово. Пусть они не станут музыкантами впоследствии, но годы, проведенные за обучением, благоприятно скажутся на их развитии, на воспитании.

    Р.: Что бы вы хотели пожелать подрастающим поколениям музыкантов?

    И.В. Тарасенко: Хотелось бы в первую очередь сказать, – доводите все до конца, старайтесь использовать все возможности для достижения высоких результатов. Еще хотелось бы пожелать максимальной реализации в профессиональной деятельности.

    Интервью с Н.В. Чернышевой.

    Р.: Чем для вас является педагогика?

    Н.В. Чернышева: Я начала преподавать еще в училище. Для меня это в первую очередь возможность помочь человеку развиваться. Педагогика помогла более вдумчиво относится к тексту, форме, стилю. Научила грамотно оформлять ощущения в словесную форму.

    Р.: Каким жанрам вы отдаете предпочтение в сольном исполнении и в педагогике?

    Н.В. Чернышева: Безусловно, это жанры классической музыки.

    Р.: А какую роль вы отводите классической музыке в жизни общества?

    Н.В. Чернышева: Думаю, что ее значение неоспоримо и грандиозно: хорошая музыка воспитывает в человеке вкус, приучает глубоко чувствовать, помогает выработать свое мировоззрение.

    Р.: Как вы пришли в музыку?

    Н.В. Чернышева: У меня с детства было огромное желание заниматься музыкой, играть на музыкальном инструменте. А у подруги было фортепиано и я часто ходила к ней поиграть. В итоге родители записали меня в музыкальную школу на скрипку. Поступило нас восемь человек, но музыкальную школу по моей специальности я закончила одна. С отличием.

    Р.: Какой вид профессиональной деятельности в большей степени помогает вам реализовать себя?

    Н.В. Чернышева: Мне ближе ансамбль, квартет и оркестровая деятельность.

    Р.: Ваши пожелания подрастающим поколениям музыкантам?

    Н.В. Чернышева: Если любишь свое дело – смело иди к цели. Обязательно нужно бывать на концертах живой музыки, только там можно почувствовать те переживания, эмоции, идеи которые сокрыты в музыке. И еще: играйте разную музыку.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2017 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки