4 октября 2017 года в 16.00, в концертном зале «Сибирский» НМК им. А.Ф. Мурова состоялся мастер-класс известного исполнителя-домриста, Народного артиста России, профессора Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке Сергея Федоровича Лукина. Можно смело сказать, что данное мероприятие имело оттенок творческой встречи, на нем поднимались и обсуждались не только вопросы технических трудностей и их преодоления, но и домрового исполнительства и методики в целом.
В мастер-классе принимали участие три студента НМК им. А.Ф. Мурова классов преподавателей В.В. Владимирова и А.В. Кириленко Все они были с разных курсов и на мастер-классе представили произведения в разных уровнях готовности.
С первой студенткой Сергей Федорович работал над свободой владения игровым аппаратом, нажимом медиатора на струну, ощущением контакта со струной. Он также обратил внимание на первичность ритмической организации, много говорил о качестве звука и среди прочего заметил: «... Домра — не ударный инструмент, а щипковый...».
Со второй профессор решал темповые задачи и демонстрировал пути «выравнивания» шестнадцатых. Также дал несколько полезных рекомендаций о направлениях занятий при таких проблемах в целом.
С третьей, самой старшей из участников мастер-класса, работа уже шла не над текстом, а над музыкальностью, интонированием и спецификой переложения скрипичной музыки для домры. Сергей Федорович говорил о тембровых особенностях и важности переноса аппликатуры текста на третью струну, в частности, даже если диапазон инструмента не позволяет играть в оригинальном регистре.
После работы со студентами, которая продолжалась около 2,5 часов Сергей Федорович начал говорить о значении методики, которое в случае с нашим сравнительно молодым инструментом сложно переоценить, и о современных подвижках в этой области. Также он сообщил о необходимости создания первого пособия по последовательному освоению инструмента, начиная от младших классов музыкальной школы и заканчивая уровнем ВУЗа. Специалисты знают, что Сергей Федорович Лукин внес очень большой вклад в развитие методики, ему принадлежат «Уроки мастерства домриста» (в 7-ми частях), а также совсем недавно вышедшая первая часть пособия по работе на начальном этапе обучения.
Актуальность проведения подобного мастер-класса и тем более подобного разговора о современных проблемах домристов не вызывает сомнений. Домра развивается всего около 130 лет и еще не успела накопить такой методический багаж как например скрипка или фортепиано, именно поэтому возникает столько вопросов и задач на всех уровнях овладения инструментом.
В заключение хочется сказать, что Новосибирск был для Сергей Федоровича далеко не первым городом в его поездке и легкая усталость не смогла скрыться от наших глаз, но событие однозначно дало положительных отклик у публики и, уверена, имело значение для каждого домриста. Остается только ждать второй части пособия и применять на практике полученную информацию.
|