Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Второй Всероссийский музыкальный…" №4 (37), Октябрь 2017 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_35/?page=search



    Печатная версия
     

     
    II Всероссийский музыкальный конкурс

    Козловская С.

    «II Всероссийский конкурс – глава II»


    скачать публикацию в формате pdf

    Козловская Светлана

    студентка IV курса

     


    Всероссийский музыкальный конкурс – мероприятие поистине уникальное и престижное в музыкальной жизни нашей страны. За четыре года своего существования он обрел свой стиль, свою атмосферу. Судя по количеству людей заполнявших концертные залы, он занял достойное место в сердцах слушателей.

    В этом году проходит II Всероссийский музыкальный конкурс номинации «баян и аккордеон, балалайка, домра, гитара». В Сибирском Федеральном Округе, конкретно, в Малом зале НГК им. М. И. Глинки 23 октября 2017 года прошел второй тур – гитара, балалайка и домра. По итогам первого тура к следующему испытанию были допущены почти все участники, за исключением самой молодой участницы – Анастасии Мельниковой, студентки I курса НГК им. М. И. Глинки.

    Прослушивание началось ровно в 10:00. Еще в фойе я ощутила волнение не только участников, но и слушателей. С выходом ведущей, публика замерла в ожидании первого выступления. На сцену вышел Алексей Сартаков (гитара), магистрант II курса НГК им. М. И. Глинки, лауреат многих международных конкурсов. Он показал гитару как полифонический инструмент, способный заменить фортепиано или даже ансамбль, исполнив Прелюдию и фугу Des dur И. Рехина. Следующее произведение погрузило в атмосферу XVII века: «Три испанских танца» Х. Родриго – Фанданго, Пассакалия, Сапатеадо.

    Я очень люблю гитару, но при этом очень редко слышала её на академической сцене и всегда думала, что это довольно скромный инструмент, и репертуар для нее не такой богатый, как, например, для скрипки или фортепиано. Но, как скромность украшает человека, так, наверное, она украшает и инструмент, недаром же гитаре досталась езграничная народная любовь.

    Следующим выступил Кузьма Филимонов (гитара), преподаватель НМК им. А.Ф. Мурова, лауреат Международных конкурсов. На мой взгляд, он потрясающе исполнил «Ах ты, ноченька» (Фантазия) С. Руднева. Это был объемный, заполняющий пространство звук. Исполнение Сонаты в четырёх частях А. Хоссе было лёгким, казалось, что всё так просто, что не существует технических трудностей, а есть только музыка.

    Потрясающую программу представил Илья Хабеев (гитара), студент IV курса НГК им. М. И. Глинки, лауреат 1 степени V международного конкурса «Сибириада». Он исполнил произведение в духе XX века – Сонату №1 Л. Брауэра. Его гитара звучала множеством голосов и оттенков. То проникновенно и холодно, то нежно и волнующе, то изысканно и тонко, но всегда прекрасно. Совершенно в другом, романтическом стиле прозвучал «Петербургский офорт»: Романс и Пушкинский вальс композитора XX века Ю. Смирнова. Мне кажется, что каждый присутствующий в зале мысленно танцевал под столь великолепный вальс.

    Гитарное прослушивание завершал Владислав Грянкин, лауреат международных, всероссийских и международных конкурсов, выпускник НГК им. Глинки. Он исполнил Обработку казачьей городской песни «Не для меня» С. Руднева. И одно из известнейших произведений К. Доменикони – сюиту «Коюнбаба» в четырёх частях, op.9. Если знать довольно ужасающую легенду, которая положена в основу этого произведения, то, несомненно, возникает ощущение былинного рассказа, за счет подвижного аккомпанемента и положенной на него мелодической линии, повторяющихся оборотов. Исполнитель очень хорошо справился со своей задачей, его гитара – это человеческий голос, он передал многое, о чем сам К. Доменикони говорил: «Время самоуничижения "классической" гитары закончилось. Настало время увидеть гитару такой, какой она есть на самом деле: сильный, звучный инструмент с богатством цвета, который не знает равных».

    После небольшого перерыва началось конкурсное прослушивание в номинации балалайка и домра.

    Дмитрий Жердев (балалайка), студент II курса НГК им. М. И. Глинки. Лауреат международных конкурсов. Исполнил Фантазию на тему русской народной песни «Сронила колечко» М. Цайгера и очень эффектный Концерт для мандолины с оркестром Е. Подгайца. Звучание было великолепным, виртуозность зашкаливала!

    Домра меня тоже по-особому удивила. Ирина Плотникова из Красноярска, лауреат международных конкурсов исполнила великолепную музыку «Монолог» и «Токката» А. Пиоттуха, и Концерт для домры с оркестром И. Тамарина. Слушателей поразил ее «скрипичный» звук, беглость, ритмичность и чистота звука.

    Еще одно полифоническое произведение – Прелюдия E-dur из Партиты №3 для скрипки соло И. С. Баха – прозвучало в исполнении Анастасии Ивченко (домра), студентки II курса НГК им. М. И. Глинки, но особое внимание привлекло яркое произведение Г. Шендерева - Концерт для домры с оркестром в трех частях. Эмоциональность Анастасии очень сильно воздействует на слушателя. Она просто молодчина!!!

    В завершении выступил уже очень известный исполнитель – Артём Давтян, магистрант НГК им. М. И. Глинки, лауреат многих международных конкурсов. С таким темпераментом, музыкальностью, богатством красок, энергетикой, исполнил он два виртуозных произведения: «Барыню» Ю. Шишакова, и Сонату для домры и фортепиано (Баллада, Каприччио. Русская песня, Финал) А. Цыганкова, что сочетание всех этих качеств с прирожденным артистизмом могло вызвать только восхищение всех слушателей.

    После конкурсного прослушивания мне удалось поговорить с Ильей Хабеевым, о том, как проходила подготовка к конкурсу, и какие остались впечатления: «Что ж, Всероссийскому конкурсу предшествовала достаточно активная подготовка. Этот конкурс отличается особой насыщенностью программы и - самое трудное для классического гитариста – финальным испытанием в виде исполнения концерта для гитары с симфоническим оркестром.

    В жюри одни лишь «Титаны»: и Цыганков (домра), и Горбачев (балалайка) без преувеличения являются «Паганини» по значимости для своих инструментов, а наш гитарный "Патриарх" Николай Андреевич Комолятов своей педагогической и исполнительской деятельностью обеспечил классической гитаре в России достойное настоящее и, благодаря своим ученикам, светлое будущее.

    Самым сложным для меня оказалось совмещение номинаций соло и ансамбля при отсутствии свободного дня между конкурсными прослушиваниями 1-го и 2-го туров. Надеюсь, этот опыт позволит в будущем быть более выносливым как психологически, так и физически к музыкальным марафонам такого рода.

    Очень помогло, что конкурс проходил в стенах консерватории, хоть и не без "чисто наших" курьезных моментов, особенно с выдачей ключей от репетиториев для участников и высоко технологичным турникетом, чему приезжие конкурсанты были неприятно удивлены. Поддержка педагогов и студентов прибавляла сил и уверенности, атмосфера для творческого состязания оказалась весьма благоприятной.

    Хочется поблагодарить всех за эти невероятно насыщенные два дня конкурсных прослушиваний, за теплые слова и конструктивную критику, за музыкальные свершения (к несчастью, не обошлось и без падений)! С нетерпением ждем новых встреч на подобных праздниках Музыки».

    Вот и подошел к концу 2 тур Всероссийского музыкального конкурса. Общее мнение: профессиональный уровень конкурса был очень высок, каждый участник выложился на полную. Хочется пожелать всем прекрасным музыкантам дальнейших успехов!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2017 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки