Воскресный день 15-го октября не был обычным выходным для многих преподавателей, студентов Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки и ее гостей, а даже наоборот – очень плодотворным и насыщенным. А все потому, что уже с самого утра был распланирован день, включающий в себя мастер-класс Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора кафедры струнных инструментов НГК им. М. И. Глинки Марины Александровны Кузиной, Круглый стол и Торжественное закрытие XIV Международного фестиваля скрипичной музыки.
Мне посчастливилось присутствовать на мастер-классе Марины Александровны в Малом зале консерватории. Участвовать приехали три ученицы преподавательницы Новосибирского музыкального колледжа имени А. Ф. Мурова Татьяны Александровны Гусевой: студентки 4-го курса – Софья Фурзанова, Анастасия Басманова, 3-го курса – Ева Браун, а также студентка 2-го курса колледжа НГК, ученица Натальи Юрьевны Мальцевой – Ксения Хазова. В качестве материала для работы, в силу ограниченности времени студентки предоставили по одному произведению.
Сразу хочу отметить рабочую атмосферу, которая ни на секунду не отпускала не только участниц мастер-класса, но и зрителей. Марина Александровна подчеркивала положительные качества каждой студентки, отмечала развитие ее исполнительства, а затем переходила к рабочим моментам и замечаниям. Отталкиваясь от возможностей студента и уже проделанной им работы, М. А. Кузина держала в центре внимания наиболее важные моменты: работу над образами сочинения, драматургию выстраивания произведения, стилистику, а также предлагала различные варианты индивидуального прочтения и интерпретации произведения. Конечно же, процесс работы не ограничивался перечисленными аспектами, много внимания уделялось самому тексту: Марина Александровна говорила о вежливом отношении к композитору. Понятно, что многое зависит от уровня внимательности студента, но поскольку часто случаются упущения в тексте, это достаточно важное замечание.
В ходе мастер-класса постоянно звучали воспоминания М.А. Кузиной о годах обучения, о колледже и консерватории, о З. Н. Броне, причем профессор подчеркивала, что в Новосибирске сильна броновская школа и традиция обучения.
Важным качеством мастер-класса М.А. Кузиной можно назвать то, что обучение и наставления профессора были направлены не только на развитие исполнительной техники тех молодых скрипачей, с которыми работала Марина Александровна, но также обращены к аудитории. Часто звучали мысли о том, что в определенной части зала тот или иной фрагмент прозвучит, а далее – нет, то есть шла работа и с развитием акустических возможностей слушателей. Как видно охват работы просто огромный, и было заметно, что профессор готова работать и дальше, но помешали временные ограничения. Результаты не долго заставили себя ждать: почти всегда после сказанных замечаний и предложенных решений студенткам удавалось выполнить их – и действительно, многие вещи стали звучать гораздо лучше.
После окончания мастер-класса мне удалось задать пару вопросов его участницам. По их словам, такие уроки очень полезны, они помогают по новому услышать, казалось бы, часто повторяемые педагогом по специальности слова и замечания, но прозвучавшие из уст другого преподавателя – они обретают иной смысл, а порой даже большее влияние. Мне понравилось выражение одной из студенток, что мастер-класс – это настоящая закалка: одно дело, когда ты просто исполняешь произведение на концерте или академическом экзамене, а другое дело, когда ты стоишь на сцене, и тебе надо работать здесь и сейчас.
|