Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Исполнительская жизнь" №1 (38), Январь 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_35/?page=search



    Печатная версия
     

     
    Из дальних странствий воротясь

    Елубаев Т.

    «Син ниень квай лэ…»


    скачать публикацию в формате pdf

    Елубаев  Тимур

    магистрант I курса НГК

     


    Этот Новый год я в составе Новосибирского академического симфонического оркестра встретил во время гастролей в Китае. Турне началось 26 декабря и закончилось 3 января, в его рамках коллектив выступал под управлением дирижёра Ли Бяо и с участием солиста Цзиени Ван.

    Наше путешествие началось с ночного перелёта из Новосибирска в Пекин, который длился немногим более четырёх часов. Время в пути я убивал за чтением книги на телефоне. Только ближе к концу полёта решил дать глазам отдохнуть и просто посидеть, глядя в иллюминатор. Привыкнув к темноте, поразился красотой пейзажа. Судя по времени, мы пролетали над окраиной Монголии и в пределах видимости не было ни одного крупного города, который бы создавал засветку звёздного неба. На чёрной земле были хаотично разбросаны отдельные точки света, неотличимые от звёзд, отчего линия горизонта растворилась.

    Через час самолёт сел в Пекине и в семь утра местного времени оркестр уже был в гостинице. К сожалению, оказалось, что заселить нас в номера должны только в час дня. Администрация гостиницы вошла в положение и пообещала выдавать номера по мере их освобождения, но до этого времени коллектив разместили для ожидания в местном конференц-зале. Часть музыкантов с удовольствием легли спать прямо на пол. Меня же позвали погулять по городу, и я согласился.

    Первое впечатление от Пекина приятно отличалось от ожиданий. Это современный город с множеством высоток. На улицах чисто, дороги в отличном состоянии и очень много велосипедистов, мотоциклистов. Мы дошли до парка, расположенного недалеко от нашей гостиницы, и обнаружили, что там под музыку проводилась утренняя зарядка, несколько групп китайцев танцевали с веерами, а отдельные люди занимались ушу. Но вскоре я заметил, что многие местные жители носят респираторы или медицинские маски, и понял, что на улице вовсе не пасмурно, как мне сначала показалось, а стоит плотный смог.

    Вернувшись в гостиницу, я наконец получил ключи от номера, и вскоре с товарищем отправился исследовать город уже по-настоящему. Выбрав цель на карте, мы прикинули расстояние и пошли пешком. Но оказалось, что очень ошиблись в оценке размеров города! Расстояние между двумя соседними станциями метро мы прошли не меньше чем за полчаса, поэтому решили осваиваться в метрополитене. С этим нам помогли местные. Вопреки тому, о чём пишут в путеводителях, многие китайцы знают английский язык и всегда рады помочь, но только молодые. Со старшим поколением нам редко удавалось объясниться. В итоге мы обошли многие места в центре города, а также увидели, что кроме современных зданий в Пекине осталось немало трущоб, которые здесь называются хутунами.

    Следующий день был целиком свободен, поэтому многие оркестранты посвятили его посещению Великой Китайской стены. Кто-то покупал экскурсии с трансфером на такси, но мы с товарищем отыскали автовокзал в городе и без проблем доехали на автобусе до участка стены под названием Бадалин. Разумеется, мы пошли пешком до самой высокой точки стены, хотя туда можно было подняться на фуникулёре или канатной дороге. После плотного смога Пекина мы, наконец, насладились чистым воздухом наверху. Большинство туристов поднимается именно на северный отрезок Бадалина до высшей точки, поэтому там шумно и тесно, но мы сходили и на южный отрезок, где почти никого не было. После этого мы, прикупив сувениров, уставшие вернулись в город.

    29 декабря оркестр, наконец, взялся за работу: в этот день была репетиция и наш первый концерт. Мы играли в национальном университете Цинь Хуа. На театральной сцене для симфонического оркестра из модульных конструкций были возведены стены и потолок для создания подходящей акустики. Подобное решение было применено почти в каждом зале, в котором мы выступали во время гастролей. Перед репетицией контрабасисты привычно взялись расчехлять и пробовать местные контрабасы. Но вдруг мы с удивлением заметили, что виолончелисты занимаются тем же. Оказывается, в этой поездке им тоже выдали арендованные инструменты. Хотя им всё равно пришлось возить виолончели с собой по Китаю, в отличие от контрабасистов, которые в каждом городе получали новые инструменты.

    Вечером прозвучал концерт, на котором оркестр в первом отделении исполнил увертюру к опере "Руслан и Людмила" Михаила Ивановича Глинки и Концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига, и Четвёртую симфонию Петра Ильича Чайковского во втором. После этого дирижёр выступил с небольшой речью перед китайской публикой. Затем он дал нам знак, и мы хором произнесли заранее отрепетированную фразу на китайском: "син ниень квай лэ", что переводится как поздравление с Новым годом. В дальнейшем эту фразу мы повторяли каждый концерт перед бисом. Зрителей наш китайский привёл в полнейший восторг, и мы приступили к исполнению на бис китайской народной песни "Хорошие новости из Пекина". Потом прозвучал второй номер Сюиты из балета "Лебединое озеро" Чайковского – Вальс. В целом концерт прошёл удачно, и публика встретила оркестр очень тепло.

    Но долго отдыхать после концерта нам не пришлось. Следующим утром оркестр отправился на вокзал, где сел на скоростной поезд до города Цзинань. Спустя три часа после заселения в гостиницу, мы поехали в Большой театр Шаньдун, где прошла репетиция и наш второй концерт. Программа была та же, что и в первый раз. Акустика в зале была отличной, играть в ней было легко и приятно, и оркестр выступил ещё лучше, чем на первом концерте.

    В канун Нового года оркестру пришлось встать в пятом часу утра, чтобы успеть на поезд до города Яньтай. Пока нас толпой водили по лестницам и коридорам вокзала, пытаясь найти правильный проход, из оркестра доносилось жизнерадостное блеяние. Наконец мы сели в поезд и получили возможность поспать, пока длился четырехчасовой переезд. За окном вагона из-за смога не было видно деревьев, растущих в десятке метров от путей, только белёсая пелена заволокла всё. Однако позже дым рассеялся, и сам Яньтай встретил нас ярким солнцем. В этом городе нам предстояло провести два концерта за один день. Выступал оркестр в Большом театре города Яньтай. Нам снова строили привычную конструкцию из стен для создания подходящей симфоническому оркестру акустики, но в этот раз свободного места оказалось меньше, и оркестр с трудом поместился на сцене. Программа обоих концертов была одинаковая, в первом отделении: Полонез из оперы "Евгений Онегин" и Сюита из балета "Лебединое озеро" Чайковского; во втором отделении: "Хорошие новости из Пекина", Вальс из Балета "Спящая красавица" Чайковского, Венгерский танец № 5 Иоганнеса Брамса, а также третья и четвёртая части из Симфонии № 4 Чайковского. На бис прозвучал Иоганн Штраус – Марш Радецкого, и китайская народная песня "Цветок жасмина". Первый концерт был дневным, много опоздавших заходили в зал во время нашей игры. И, несмотря на то, что оркестр выступил очень хорошо, публика была вялой, и почти не аплодировала, ставя кланяющихся солистов в неловкое положение. Однако на вечернем концерте мы получили гораздо более положительный отклик от слушателей, и это исправило наше настроение. Особенно сильно всем понравился Марш Радецкого.

    После концерта дирижёр лично пригласил оркестр отпраздновать наступающий Новый год в стейк-хаусе неподалёку. Мы очень приятно провели там время, но полночь дождались лишь несколько человек, потому что утром нам предстояло встать в четыре утра для очередного перелёта в другой город.

    Нашей целью в первый день нового года был Сучжоу, расположенный в ста километрах от Шанхая. Это один из самых известных городов Китая, который также называют Китайской Венецией из-за его красоты. Он расположен на месте пересечения Великого китайского канала и реки Янцзы. Центр культуры и искусства Сучжоу, в котором нам нужно было выступить, стоит на самом берегу озера Цзиньцзи. Набережная там очень красивая и ухоженная, со множеством ресторанчиков в европейском стиле. Зал, в котором играл оркестр, был тем же типовым театральным залом, как и остальные. В программе в этот день был один Чайковский: Полонез из оперы "Евгений Онегин", Сюита из балета "Лебединое озеро" и Четвёртая симфония. На бис прозвучали "Цветок жасмина" и "Хорошие новости из Пекина". Зрителей было не очень много, но все были очень довольны нашим выступлением.

    Ночью я стал свидетелем одного занятного события, когда решил прогуляться и осмотреть город. К этому времени улицы уже опустели, но на одном из центральных проспектов я увидел дорогой спорткар. На моих глазах он не вписался в поворот и врезался в бетонный шар на постаменте, который служил ограничителем на границе пешеходной зоны, отчего этот шар упал и укатился по дороге. Автомобиль со смятым бампером медленно сдал назад на перекресток, из-под него что-то текло на асфальт. Посреди перекрёстка двигатель заглох, и водитель наконец вышел наружу. Он оказался смертельно пьян и не мог даже ровно стоять. Осмотрев повреждения, он куда-то позвонил, и немного посидел на асфальте рядом с машиной. После этого он вернулся внутрь, всё-таки завёл двигатель, и очень медленно поехал прочь по встречной полосе.

    Второго января оркестру предстоял последний концерт. Для него мы снова поехали в Пекин, в очередной раз встав в пять утра. В нашем расписании напротив этого дня крупными буквами было написано "САМЫЙ ВАЖНЫЙ КОНЦЕРТ". Прошёл он в Национальном центре исполнительских искусств Пекина. Концертный зал этого центра вмещает в себя более двух тысяч зрительских мест и имеет превосходную акустику, к которой невозможно придраться. Во время нашего выступления зал был украшен множеством цветов. Сам Национальный центр исполнительских искусств занимает площадь в 200 000 кв. м., имеет форму эллипсоида, за что в просторечии называется "Яйцом", сделан из стекла и титана и полностью окружён искусственным озером с уточками. Чтобы попасть внутрь, нужно пройти по коридору, расположенному под этим озером. Коридор этот имеет прозрачный потолок, позволяющий наблюдать вышеупомянутых уток сквозь воду.

    На концерте оркестр исполнил ту же программу, что и в самое первое выступление: увертюру к опере "Руслан и Людмила" М. И. Глинки, Концерт для фортепиано с оркестром Э. Грига и Четвёртую симфонию П. И. Чайковского. На бис прозвучали "Цветок жасмина" и второй номер Сюиты из балета "Лебединое озеро" Чайковского – Вальс. Коллектив выложился на полную, выступив безукоризненно, и публика аплодировала очень воодушевленно. Любопытно, что людям, которые пытались заснять выступление на камеру телефона, прицельно засвечивали объективы красным лазером.

    После концерта большинство музыкантов, включая меня, даже не ложились спать, потому что нам предстоял в три часа ночи выезд в аэропорт. Вылет домой состоялся без неожиданностей. Только русский сотрудник аэропорта около стоек регистрации постоянно напоминал нам, чтобы мы нигде не задерживались, потому что можем опоздать. И это оказалось правдой, даже если не отвлекаться ни на что постороннее, весь путь через сдачу багажа, таможню и всяческие досмотры отнимает много времени, к тому же наш терминал был так далеко, что до него можно было добраться только на внутреннем электропоезде. Но всё же никто не опоздал на посадку и оркестр спокойно долетел до Новосибирска. Утром третьего января музыкантов развезли по домам. Резюмируя впечатления от поездки, можно сказать, что гастроли были тяжёлые, но продуктивные.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки