Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Исполнительская жизнь" №1 (38), Январь 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_35/?page=search



    Печатная версия
     

     
    Из дальних странствий воротясь

    Боян В.

    «Скрипичный концерт и XIII симфония в зале Кемеровской филармонии»


    скачать публикацию в формате pdf

    Боян Владимир

    магистрант I курса НГК

     


    2 декабря 2017 года в Большом концертном зале Кемеровской областной государственной филармонии прошел очень интересный и масштабный концерт под названием «Времена и судьбы».

    Участниками концерта выступили: Губернаторский симфонический оркестр, художественный руководитель и главный дирижер лауреат международных конкурсов Тао Линь; Губернаторский камерный хор, художественный руководитель и главный дирижер заслуженный деятель искусств РФ, профессор КемГИК Ольга Шабалина; лауреат международных конкурсов Феруза Норматова (скрипка); лауреат международного конкурса Олег Маликов (баритон); дирижер – лауреат международных конкурсов Тао Линь; ведущая – музыковед, кандидат культурологии Ольга Гусева.

    В программе концерта соединились имена трех выдающихся представителей отечественной культуры 20-го века – композиторов Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича и поэта Евгения Евтушенко. В творчестве каждого из них отразилась жизнь нашей сложной, подчас жестокой эпохи; противоречивая и трагическая судьба и потрясения, которые выпали на долю России.

    В первом отделении был исполнен концерт для скрипки с оркестром № 1 Сергея Прокофьева. Первые наброски концерта относятся к 1915 году. Далее судьба этого произведения складывалась непросто, работу над концертом композитор прерывал несколько раз и завершил ее в лишь в 1917 году.  Премьера концерта  состоялась в 18 октябре 1923 года в Парижском театре Гранд-Опера. В зале присутствовали видные деятели мирового искусства: Пабло Пикассо, Александр Бенуа, Анна Павлова, Кароль Шимановский, Артур Рубинштейн. Концерт, исполненный оркестром под управлением выдающегося дирижера Сергея Кусевицкого, был принят тепло, но без громкого успеха. Однако шесть лет спустя, знаменитый венгерский скрипач Йожеф Сигети пронёс концерт по сценам Европы и Америки, и музыка Прокофьева получила широкое признание и любовь слушателей.

    Прокофьев написал концерт в ре мажоре – тональности концертов Бетховена, Брамса и Чайковского. Однако прокофьевский концерт не похож ни на одно из этих произведений. В нём изменено традиционное соотношение темпов: в концерте Прокофьева две медленные части обрамляют быструю. Партия солирующей скрипки виртуозна, нова по формам изложения и фактуре. Динамизм развития в концерте заставил композитора отказаться от написания традиционных виртуозных каденций.

    Совместно с Губернаторским симфоническим оркестром Кузбасса концерт исполняла солистка оркестра Феруза Норматова – лауреат международных конкурсов и выпускница Бакинской музыкальной академии. С трудной и виртуозной сольной партией молодая исполнительница справилась «на ура». При этом лирические образы крайних частей удались ей нисколько не меньше. Ансамбль со «своим» оркестром, тонкое чувствование мелодики и высокий уровень мастерства позволили услышать «Браво!» в первые же секунды аплодисментов.

    Второе отделение концерта ознаменовала ошеломляющая 13-я симфония Д. Шостаковича. Все беды, все страдания, перенесенные нашей страной в XX веке композитор пропустил через свое сердце и воплотил в произведениях высочайшего художественного достоинства. К числу таких сочинений, несомненно, относится симфония № 13, работу над которой Шостакович начал в марте 1962 года. Основой симфонии с текстом стали  стихи молодого поэта  Евгения Евтушенко: «Бабий яр», "Юмор", "В магазине", "Страхи", "Карьера". Первым о начале работы над этим произведением узнал  поэт: «Однажды мне позвонил Дмитрий Дмитриевич и спросил моего разрешения написать музыку на мои стихи. В этом был весь Шостакович, человек  необычайно, подчеркнуто, трогательно вежливый». Так началось творческое содружество большого поэта и великого композитора, результатом которого стало рождение уникального произведения, сочетающего трагизм и сатиру, лирику и иронию. Премьеру этой симфонии власти долго пытались сорвать. Но всё же, 18 декабря 1962 года 13-я симфония с огромным успехом была исполнена в Москве. Большой зал Московской консерватории был переполнен, публика скандировала «Браво Шостакович! Браво Евтушенко!».

    В кемеровском концертном зале данная симфония не звучала много лет. Нынешний руководитель оркестра исполнял её впервые. Конечно, музыка потрясающая, текст поразительный. Когда слышишь что и как написано авторами, невольно задумываешься и понимаешь всю сложность произведения и причины, по которым оно долго было под запретом. Но в нынешнем исполнении лично мне не хватило сыгранности оркестра, уверенности солиста и понимания дирижерского жеста со стороны хора. Итог: неуверенный ансамбль между коллективами исполнителей. Винить я никого не берусь, но мне кажется, что для репетиций таких масштабных, сложных технически, эмоционально и просто физически произведений нужно выделять времени больше, чем одну неделю.

    Но, если вам показалось, что ничего хорошего я не услышал, не спешите составлять негативное мнение о концерте. Это исполнение никак нельзя было назвать провальным или неудачным. Все-таки на сцене работали профессионалы. Да и произведение хоть и сложное, но захватывающее. Мощность звучания симфонического оркестра совместно с хором и скандальным текстом не оставили в зале равнодушных. Публика взорвалась бурными и продолжительными овациями. Огромное количество благодарных отзывов слушателей звучало в фойе и на сайте филармонии.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки