Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "О фестивалях и не только..." №2 (39), Апрель 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Печатная версия
     

     
    Рахманиновский фестиваль

    Ерюшкина Т.

    «Рахманиновский фестиваль
    (обозрение)»


    скачать публикацию в формате pdf

    Ерюшкина Татьяна

    студентка IV курса ТКФ

     


    В 2017-2018 годах к 145-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова проводятся многочисленные концерты и фестивали. В городах России с успехом исполняются произведения композитора: музыканты-исполнители, студенты музыкальных вузов, а также любители академической музыки чтят память о великом русском композиторе.

    Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского 17 декабря 2017 года в Большом зале провела концерт под названием «Сергей Рахманинов (145 лет со дня рождения)». В программе концерта прозвучал Концерт №3 для фортепиано с оркестром и «Симфонические танцы». Исполнители: Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», дирижёр – Димитрис Ботинис, фортепиано – Андрей Гугнин.

    Государственная капелла Санкт-Петербурга приглашала слушателей на классический святочный концерт. Была исполнена Литургия Иоанна Златоуста, произведение не самой простой судьбы, но безусловной красоты и проникновенности. Стоит отметить, что исполняется это произведение не так уж и часто!

    В Курганской областной филармонии 5 ноября 2017 года и в Челябинской государственной филармонии (Концертный зал имени С. С. Прокофьева) 7 ноября 2017 года прошли концерты знаменитого пианиста, народного артиста России Михаила Плетнёва, также приуроченные к юбилею Сергея Рахманинова. Известно, что Плетнёв – один из выдающихся интерпретаторов музыки великого русского композитора. Именно он организовал фестиваль Российского национального оркестра, который уже несколько лет проходит в Ивановке – Музее-усадьбе С. В. Рахманинова. В программе концертов прозвучали такие произведения, как Соната №1 соч. 28, Элегия соч. 3 №1, Прелюдия соч. 3 №2, Полишинель соч. 3 №4, Баркарола соч. 10 №3, Юмореска соч. 10 №5, Четыре прелюдии соч. 23 №2, №4, №5, №7, Этюд-картина соч. 39 №7.


    К чести Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки отметим, что наш вуз не отстаёт от происходящих событий! В апреле и мае 2018 года в Большом зале консерватории прошел Рахманиновский фестиваль – серия концертов, посвященных этому славному юбилею.


    17 апреля любители наследия русской классической школы прослушали концерт фортепианной музыки С. В. Рахманинова.

    Не случайно Сергея Рахманинова называют самым русским композитором: в его творчестве мы слышим продолжение двух отечественных композиторских школ – петербургской и московской – в гармонии со своим собственным, неповторимым стилем. Не меньшая гордость нашей страны – это то, что Рахманинов был признан выдающимся пианистом XX века, наряду с такими корифеями мирового пианизма, как А. Рубинштейн, Г. Нейгауз, В. Горовец. Современники называли его «гением пианистического мастерства».

    У великого пианиста была прекрасная школа, он учился у известных педагогов – Н. С. Зверева и А. И. Зилоти. Фортепианное искусство играло в творческой жизни Рахманинова очень важную роль, а исполнительская деятельность всегда стимулировала его художественный поиск. В рахманиновском пианизме отчетливо проявились черты его композиторского мышления, поэтому так интересен и самобытен облик фортепианной музыки Рахманинова, причем не только для соотечественников. Известно, что любители академической музыки на европейском и американском континентах также знали и почитали его. Интересно, что американцы считают Рахманинова великим американским композитором, причем, после иммиграции Сергей Васильевич на протяжении 25 концертных сезонов восхищал западных слушателей своим непревзойденным исполнительским мастерством. Более всего поклонников пленяли художественные образы, которые рождались в его виртуозной игре.

    Для музыкантов прошлого и нынешнего столетий произведения Рахманинова – это украшение исполнительской программы и определенный уровень мастерства. Они обязательно входят в педагогический репертуар обучения молодых пианистов и вокалистов. Исполнять сочинения Рахманинова отечественным исполнителям с одной стороны легко – определен стиль, столетиями выверены эмоциональные грани, органически близка прекрасная мелодика широкого дыхания и знаменитая рахманиновская колокольность. Но, вместе с тем, на самом деле, играть Рахманинова отнюдь не просто. Не говоря о специфических технологических сложностях, присущих музыке великого пианиста, всегда остается главной задача индивидуальной интерпретации его музыки – найти свое прочтение общеизвестных и общелюбимых образов.

    В концерте, прозвучавшем в Большом зале 17 апреля, фортепианные произведения Рахманинова исполняли студенты и магистранты Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, что дало слушателям познакомиться с новыми исполнительскими трактовками молодого поколения консерваторцев – лауреатов международных конкурсов.

    Рахманиновские сочинения малой формы в целом удачно сыграли Валерия Лахман, Павел Третьяков, Ксения Прялкина, Анастасия Шевцова, Антон Сушляков.

    Отдельно скажу об исполнителях крупной формы. Среди них выделялась Маргарита Капаева (класс профессора Е. А. Романовской) шикарно исполнившая 1 часть сложнейшей Сонаты d-moll op. 28: виртуозно, с прослушиванием каждой.

    Иван Калатай (класс профессора Т. И. Игноян) играл Вариации на тему Корелли ор.42. В этом масштабном сочинении все было выстроено драматургически, технично и прочувствовано.

    Грандиозным получилось завершение рахманиновского вечера – 1-й частью Концерта c-moll ор.18. в исполнении солиста – Марка Парфенова (класс профессора М. С. Лебензон), партию оркестра исполнил Лев Терсков. Обаяние талантов и мастерства пианистов, мощь и эмоциональность исполнения передавались залу…


    18 апреля прошел концерт вокальной музыки С. В. Рахманинова. Романсы исполнялись студентами вокального факультета разных курсов. В целом, было очень любопытно послушать наших почти профессиональных певцов и певиц. Совсем немногим, на мой взгляд, удалось правильно исполнить, осмыслить, прочувствовать и передать ту глубину, которой наполнены сочинения композитора. Отмечу самые удачные выступления этого вечера.

    Трогательным оказалось исполнение Инны Козловой (студентка III курса) романса «Молитва». Она пела проникновенно, создавая запоминающийся, выпуклый образ.

    Анастасия Тараторкина (студентка IV курса) очень чувственно исполнила знаменитый романс «Сирень».

    Артёмом Акимовым (студент II курса) были исполнены два сложнейших романса – «Вчера мы встретились» и «Я был умней». Достойно, благородно.

    Остальные выступающие не произвели впечатления профессионалов, выросших до такой серьезной музыки, но им, безусловно, есть к чему стремиться и у кого учиться, ведь вокальные сочинения Рахманинова исполняли такие знаменитые отечественные певцы, как Ирина Архипова, Юрий Гуляев, Сергей Лемешев, Надежда Казанцева и др.


    Завершу обзор фестиваля концертом фортепианной музыки, состоявшимся 5 мая и собравшим полный зал слушателей, что является большой редкостью для Большого зала нашей консерватории. Основная масса публики состояла из студентов фортепианного факультета, зал пестрил букетами цветов, ведь в этот вечер демонстрировали свое мастерство профессора кафедры специального фортепиано.

    Позволю себе выделить особенно понравившиеся мне и публике исполнения наших мэтров.

    Дина Леонидовна Шевчук (Заслуженный деятель искусств РФ, профессор) исполнила «Вокализ» в переложении для фортепиано, а также Прелюдию fis-moll ор. 23.

    Тамара Игнатьевна Игноян (Заслуженная артистка Узбекистана, профессор) играла Прелюдии ор. 32 F-dur, b-moll, f-moll.

    Лариса Владимировна Смешко (профессор) представила Транскрипции А. Исаковой «О, не грусти», Рахманиногва «Сирень».


    Это было поистине достойное завершение Рахманиновского фестиваля!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки