Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "О фестивалях и не только..." №2 (39), Апрель 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Печатная версия
     

     
    Наши литературные опыты

    Нестерова О.

    «Пришел однажды на концерт Сергей Сергеевич…»

    скачать публикацию в формате pdf

    Нестерова Ольга

    студентка IV курса ТКФ

     


    Что чувствует музыкант, когда слышит музыку? Ответ на этот вопрос мы можем найти в специализированной литературе, посвященной теме музыкального восприятия.

    А что в этот же момент ощущает обычный человек, не погруженный в профессиональные тайны нашего искусства? Давайте попробуем прочувствовать все его глазами и ушами.

    Представим себе: некий Сергей Сергеевич (нет, не Прокофьев – наш персонаж вообще не связан с музыкой) пришел на концерт в консерваторию. Первым делом ему бросается в глаза, что исполняться будет музыка Ренессанса и Барокко (он не знал об этом, билет ему купила жена). Заходя в зал, он сразу обращает внимание на красивое фортепиано, черный рояль и множество стульев на сцене (Сергей Сергеевич задумывается: может быть, будет играть оркестр?).

    Через пару минут звучит третий звонок. Наш герой устраивается поудобнее. Концерт начинается.

    На сцену летящей походкой выходит ведущий концерта (укажем, что это был Дмитрий Павликов, студент 3 курса Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки). Он рассказывает зрителям и Сергею Сергеевичу, что данное мероприятие проходит в рамках Международной научно-практической конференции «Традиции Возрождения и Барокко в мировой музыкальной культуре» и завершает насышенную двухдневную программу. Затем Дмитрий говорит об участниках концерта и, наконец, объявляет первый номер – духовный мотет итальянского композитора Клаудио Монтеверди «Ab aeterno» в исполнении Збитнева Стемпняка (бас-профундо), Аркадия Бурханова (теорба) и Анны Недоспасовой (клавесин).

    Сергей Сергеевич понимает, что красивое фортепиано на сцене – это клавесин. Какой у него интересный звук – звенящий, хрупкий. А какой чудесный голос у солиста: глубокий, пробирающий до мурашек. И эта странная гитара с очень длинным грифом (к сожалению, наш герой не знал о существовании теорбы до сего дня) ему очень нравится. Может, когда появятся внуки, отвести их в музыкальную школу?

    Следующий номер состоит из двух произведений: Токкаты-арпеджиаты и Чаконы (интересно, что это такое?) итальянского композитора Джованни Капсбергера. Исполняют: Аркадий Бурханов (теорба), Сергей Адаменко (барочная гитара) и Анна Недоспасова (клавесин).

    Под эту музыку Сергей Сергеевич в своих мыслях находился на большой и светлой поляне, где шелестели травы, ярко светило солнце и было так спокойно и тепло… Он полностью растворяется в звуках музыки.

    Но вот начинается следующее произведение – вариации на тему народной испанской песни Romaneska или «Стереги моих коров» трех авторов – Луиса де Нарваэса, Алонсо Мударры и Антонио Валенте.

    И тут Сергей Сергеевич понимает, что полюбившуюся ему теорбу уносят, и вместо нее появляется вторая гитара (ренессансная, если быть точным). А еще вышел мужчина с большим барабаном. И зазвучала чудесная танцевальная музыка.

    А гитара ренессансная, оказывается, звучит не так, как обычная – более звонко, более остро.

    Вариации заканчиваются, и ведущий рассказывает о «Тобольском манускрипте» – музыкальной рукописи первой трети XVIII века, принадлежавшей шведскому военнопленному офицеру Густаву Блидстрёму, из которого прозвучат Марш Принца Евгения, два менуэта; Полонез, Пропорцио и Саррас; марш драгун-генерала Топпа. На сцене появляется девушка со скрипкой (Анна Купцова), и ренессансная гитара сменяется блок-флейтой (Сергей Сергеевич в курсе, что это, потому что его жена училась когда-то игре на флейте в музыкальной школе и рассказывала ему об этом).

    Сразу слышно, что произведения старинные. Какое из них не послушай – так и представляешь себе дам в огромных пышных платьях и мужчин в париках. Наш слушатель очарован звучанием ансамбля.

    Но после последнего марша все уходят со сцены. Неужели концерт закончен?

    Но к счастью Сергея Сергеевича, на первый план выдвигают рояль, и следующим номером ведущий Дмитрий обьявляет восемь песен из сборника песен «Между делом безделье» композитора Григория Николаевича Теплова в исполнении Алины Шайхеевой и Анастасии Тараторкиной, партия фортепиано – Марина Резникова.

    Интересно, а так и было задумано, чтобы девушки пели по очереди? Звучит очень интересно и красиво. И слова у них все понятны. Не то, что в оперном. А как рояль чудесно звучит… Герой нашей истории просто в восторге: в музыке пение ему нравится больше всего.

    После великолепных песен Наталья Олицкая сыграла произведение Дмитрия Сергеевича Бортнянского – сонату для клавесина. И опять же, несмотря на небольшие погрешности, Сергей Сергеевич наслаждается чарующим звуком инструмента.

    Следующим номером звучит соната для скрипки и клавесина Иоганна Себастьяна Баха в исполнении Анны Купцовой (скрипка) и Анны Недоспасовой (клавесин). Произведение кажется Сергею Сергеевичу невероятно красивым. Он прикрывает глаза, наслаждаясь музыкой… и открывает их уже ближе к концу произведения. Как же так? Неужели он умудрился заснуть на концерте? Какой кошмар! Наш герой надеется, что этого никто не заметил.

    В завершении концерта Михаил Басов (барочная труба), Анна Недоспасова (орган) и Аркадий Бурханов (виола да гамба) представили слушателям сонату итальянского композитора Вивиани Джованни-Бонавентуры. Громкие звуки трубы окончательно прогоняют разморенное состояние Сергея Сергеевича, и он внимательно слушает и удивляется: неужели это произведение репетировалось музыкантами меньше, чем остальные? Почему слух режут погрешности солиста? И почему почти все инструменты на концерте похожи на гитару? Но как прекрасно звучит орган… Нужно будет вновь прийти на концерт в консерваторию, только чтобы один орган играл.

    На этом концерт заканчивается, и Сергей Сергеевич уходит домой с новыми знаниями и желаниями.

    Между прочим, через четверть века внучка нашего героя, Виктория, закончит консерваторию по классу органа. В семье все удивлялись, откуда у ребенка желание играть на таком инструменте. А дед Сережа молча ухмылялся и продолжал водить ребенка на концерты.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки