Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "О фестивалях и не только..." №2 (39), Апрель 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Печатная версия
     

     
    III фестиваль оркестров народных инструментов

    Гуляева Е.

    «Пятый день III фестиваля оркестров народных инструментов «Струны Сибири». Заключительный концерт «Когда на сцене тесно» »


    скачать публикацию в формате pdf

    Гуляева Екатерина

    студентка III курса ТКФ

     


    Когда на сцене тесно, это вовсе не означает, что там мало места, особенно для таких высококлассных музыкантов, какие вошли в состав сводного оркестра участников фестиваля. Ими стали избранные музыканты студенческих оркестров, Русского академического оркестра Новосибирской филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр народный артист России Владимир Гусев), Красноярского филармонического оркестра имени А.Ю. Бардина (дирижер Валерий Шелепов). Столько талантливых исполнителей на одной сцене – это изначальный сигнал того, что весь концерт должен был произвести на слушателя неизгладимое впечатление своим размахом и мощностью исполнения. Так оно и случилось.

    Но задумка концерта не ограничилась выведением на сцену всех семи коллективов. Закрытие фестиваля означало не просто единение музыкантов русских оркестров, но и единение музыкантов разных культур! В программу были включены номера как для сводного оркестра, так и для солистов коллектива. Так, в качестве сольных исполнителей предстали Дарима Вамбуева (иочин, Улан-Удэ) и Балданцэрэн Баттувшин (лимбэ, Улан-Удэ). Выступление обоих музыкантов вызвало восторженную реакцию слушателей. Во время звучания концерта для хура с оркестром В. Усовича (солистка – Дарима Вамбуева; дирижер – Олег Огнев, Улан-Удэ) осуществилось слияние оркестра и солиста в едином музыкальном «вихре». Объединились две культуры, русская и бурятская, образовав невероятное по силе воздействия звучание и целый сплав образных составляющих от теплой лирики до энергичного, динамического звучания. Когда же на сцене оказался второй бурятский исполнитель Балданцэрэн Баттувшин в национальном костюме не с одним, а сразу несколькими этническими инструментами (основной – лимбе, дополнительно – варган, манок), зрительный зал замер в ожидании чего-то фантастического. И действительно, во время звучания «Песни табунщика» для лимбе с оркестром П. Домиранова исполнитель сконцентрировал на себе всё внимание слушателей, зал буквально затаил дыхание во время того поистине мистического действа, которое было показано на сцене. Солист попеременно играл на разных инструментах, добавляя к некоторым из них горловое пение. Во время этого номера наиболее импровизационные фрагменты были исполнены Балданцэрэном сольно, более мелодически-устойчивые (на лимбе) в сопровождении сводного оркестра. Можно с уверенностью сказать, что этот номер вызвал самую восторженную реакцию слушателей, захваченных органичным сплетением бурятской интонационной культуры и русской.

    Другой образец сочетания двух культур – русской и армянской – был представлен в следующих номерах концерта: «Крунк» («Журавель») армянского композитора-классика Комитаса и «Арцах» А. Геворкяна. И вновь перед слушателем развернулось необыкновенное музыкальное «полотно», в котором в образном плане сочетались экспрессия армянской музыки и лиризм русской. Стоит отметить, что произведение «Арцах» А. Геворкяна прозвучало как своеобразный гимн всего фестиваля, в котором слились воедино такие разные инструменты: домры, балалайки, баяны, аккордеоны, ударные (соло – Валерий Шелепов), дудук, тромбоны. Подобное сочетание инструментов было настолько гармоничным, что не возникало и мысли о несовместимости инструментов музыкального материала двух культур.

    На мой вопрос – «Какой результат возникает от подобного слияния музыкальных традиций двух культур?» – ответил участник хрустального трио «Музыка на стекле» Владимир Попрос: «Положительный результат прежде всего в том, что подобный эксперимент – это нормальный и естественный путь становления любого народного оркестра. Ведь в итоге всё звучит просто замечательно, слушатели в восторге! Причина этого, вероятно, в использовании всех ресурсов инструментов. Если они позволяют добиваться такого звучания, такого мощного эмоционального заряда, то это верный путь к успеху». Ирина Викторовна Попрос, преподаватель хоровых дисциплин НОККиИ, так выразила свою мысль: «В бывшем Советском Союзе вообще характерны были общие концерты, посвященные смотру интонационных культур народов, населяющих нашу страну. В наше время подобные объединения музыкальной культуры разных народов, какие мы услышали в программе данного концерта, – это один из путей развития интереса к данному фестивалю и к конкретным культурам в частности».

    Наконец, третий тандем двух культур – русской и еврейской – ознаменовал появление в программе концерта таких композиций, как Шалом-рапсодия на еврейские темы «Время нашей радости» В. Беляева (солистка – Мария Баева-Кузнецова, скрипка) и еврейская народная песня «Давайте радоваться» («Хава нагила»). В данном творческом союзе двух культур объединяющим моментом является тенденция к жизнеутверждающему настроению, оптимизму. Именно эти качества позволили столь гармонично сочетаться мелодике еврейского народа с инструментальными возможностями русского народного оркестра.

    Помимо столь интересных культурных тандемов в программе концерта прозвучали произведения мировой музыкальной классики (увертюра к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно), «классические» юмористические композиции (Дж. Россини «Дуэт-буфф двух котов»), образцы песенной культуры первой четверти – середины XX века (романс Б. Фомина «Дорогой длинною»), три русские народные песни («Калина», «Тир да рай», частушки). Хотя, стоит заметить, что исполнители последних не передали национальный колорит ни вокальной манерой, ни костюмами, что очень бросалось в глаза, в сравнении, например, с бурятским солистом.

    К безусловным достоинствам концерта следует отнести включение в программу знаменитого «Полонеза» Василия Васильевича Андреева – классика русского народного исполнительского искусства, создателя Великорусского оркестра, а также двух частей из Шестой симфонии новосибирского композитора Аскольда Федоровича Мурова. По этому поводу приведем высказывание Ивана Андреевича Ромашко, народного артиста РСФСР, актера Театра музыкальной комедии г. Новосибирска, создателя литературных первоисточников оперетт новосибирского композитора Г.Н. Иванова: «Очень важно, что в программе концерта особенное внимание уделили фигуре Аскольда Федоровича Мурова и приурочили исполнение фрагментов Шестой симфонии к девяностолетней годовщине со дня его рождения. В наше время, в сутолоке дней совершенно исчезают из памяти люди, которые сделали столько для культуры Новосибирска и написали большое количество произведений для народного оркестра. Одним из таких людей является Аскольд Федорович, который создал такие сочинения для русского народного оркестра, как “Осенняя симфония“, Симфониетта, музыка к пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”».

    В целом, концерт произвел самое положительное впечатление на слушателей. Многие из них отмечали, что впервые на фестивале так глубоко знакомились с музыкой для русского народного оркестра и с творчеством участвовавших коллективов. Другие говорили о высочайшем уровне дирижерского искусства, который они наблюдали на протяжении всего фестиваля, а на концерте-закрытии «Когда на сцене тесно» получили уникальную возможность услышать исполнение разных произведений под руководством талантливых дирижеров из других городов России – Валерия Шелепова и Тимура Кабдушева (Красноярск), Эдварда Маковского (Москва), Олега Огнева (Улан-Удэ).

    И всё же, завершить обзор III фестиваля оркестров народных инструментов «Струны Сибири» хотелось бы строкой, положенной в основу финального концерта. «Когда на сцене тесно…» – это значит, что там происходит что-то очень интересное и неповторимое. Так оно и было на протяжении не только пятого концерта, но и в течение всех концертов фестиваля. III фестиваль оркестров народных инструментов стал для слушателей не столько чередой программ, объединенных одной тематикой, сколько настоящим «праздником души», на котором непременно на лице каждого слушателя много раз появлялась добрая улыбка. Мы говорим «до свидания» III фестивалю и надеемся на такой же, если не больший, успех следующего, IV фестиваля!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки