Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Академия Арт-журналистики" №3 (40), Июль 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



     
    Музыкальное обозрение

    «Жизнь "Музыкального обозрения" и роль А.А. Устинова в развитии газеты»

    Агибаева Меруерт

    студентка III курса ТКФ

     

    Нестерова Ольга

    студентка III курса ТКФ

     


    Музыкальная журналистика начинает формироваться уже сразу с появлением печатных изданий: сначала, конечно, за рубежом, а после и в нашей стране. «Первые публикации о событиях в музыкальном мире появились ещё на рубеже XVIII-XIX веков», – пишет А. Э. Семёнова, – «Главной площадкой выхода публикаций о музыке были газеты, а также некоторые из литературно-художественных журналов. Предпринимались попытки выпуска и специализированных изданий о музыке, но существование их оказывалось недолгим»1 . В дальнейшем, с постепенным освоением науки, приведшей в итоге к научно-техническому прогрессу, появилось не только огромное количество издательств, периодической печати, но и электронный вариант тех же газет и журналов. Ярким примером этого может послужить электронная студенческая газета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки «Консерватория», независимая музыкальная электронная газета «Музыка России», Астраханская Государственная Консерватория «Камертон», Воронежский государственный институт искусств «Арт-блокнот», Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского «Трибуна молодого журналиста», Московский государственный институт культуры «Аудитория культуры», Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке «Ш.А.Г. в МГИМ», Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова «Консерватория» и др2.

    «Музыкальное обозрение» – национальная музыкальная газета о классической и современной академической музыке. «МО» сегодняшний день считается самым многотиражным периодическим изданием России.Как утверждают на официальном сайте газеты3, она отражает «летопись событий, фактов, персон, тенденций и проблем рубежа веков музыкальной России. История, многотомная энциклопедия российской музыкальной жизни». Все это позволило издательству определить себя как уникальный холдинг, включающий в себя десятки направлений деятельности, таких как: культурная политика федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти; сезоны оперных театров и симфонических оркестров, их гастроли и проекты;творческая жизнь филармоний и учебных заведений культуры и искусства; новинки книго- и нотоиздания; международные, всероссийские и региональные фестивальные проекты;конкурсы;крупнейшие персоны российского и мирового музыкального искусства4; памятные даты музыкального календаря; строительство и реконструкция театров и концертных залов;

    Газета «Музыкальное обозрение» выходит ежемесячно, в формате А3, 32-40 полос, цветная.

    Газета основана в 1989 году как информационное издание Союза композиторов СССР. Одним из ее основателей был первый секретарь СК СССР Тихон Николаевич Хренников, ответственный секретарь СК СССР Борис Соломонович Диментман. Первым главным редактором газеты была Александра Тихоновна Дашичева, затем деятель СК СССР Петр Васильевич Меркурьев. В 1990 газета была переименована в «Музыкальное обозрение», а с 1991 года и по настоящее время главный редактор газеты – Андрей Алексеевич Устинов, личность которого мы считаем необходимым раскрыть более подробно, поэтому ниже предлагает краткую биографическую справку.

    Андрей Алексеевич Устинов (20 декабря 1959) – чрезвычайно разносторонний человек, обхватить поле деятельности которого крайне сложно: он является музыкальным и общественным деятелем, музыковедом, журналистом, музыкальным критиком, педагогом, издателем, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Кроме того, он является художественным руководителем и продюсером ряда проектов в области культуры, главным редактором газеты «Музыкальное обозрение».

    Свое вхождение в музыкальную сферу Устинов начал в хоровой студии «Пионерия» под руководством Георгия Струве, после продолжил свое образование у Игоря Агафонникова на дирижёрско-хоровом отделении Музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, которое окончил в 1982 году.

    В возрасте 25-ти лет, с 1984 года А. А. Устинов начал работу в журнале «Музыка в школе», а также писал статьи для газет «Советская культура», «Московская правда», «Вечерняя Москва», таких журналов как «Советская музыка», «Музыкальная жизнь». В силу сформировавшейся направленности своей практической деятельности он получил журналистское образование в Московском полиграфическом институте, который окончил в 1991 году.

    Отдельными издательскими проектами, вне работы в «Музыкальном обозрении» были выпущены книги «Беседы Ирины Никольской с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания»5 Ирины Ильиничны Никольской (1995), «Лев Наумов. Под знаком Нейгауза. Беседы с К. Замоториной»6 (2002), сборники «Музыкальные конкурсы России» (2003, 2006, 2009).

    Помимо активной работы в издательстве, творческая жизнь А. А. Устинова насыщена и другими направлениями. Например, в качестве ведущего, в 1994 и 1998 годах на телеканале ВГТРК «Культура» он вёл телевизионный дневник Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Участвовал в программах канала «Время музыки», «Апокриф», «Пресс-клуб» в качестве эксперта.

    С 1996 по 1997 годах руководил на «Радио России» программой «Музыкальные орбиты». На радио «Орфей» с 2008 по 2012 года выпускал еженедельную передачу «С красной строки».

    В 1996 году принят в Союз журналистов России, а в 1998 году – в Союз композиторов России7.

    В 2007 году Устинов провёл несколько выставок своих работ8 в различных жанрах современного искусства в городах России, а также в Кухмо (Финляндия), и выпустил в 2009 году альбом-каталог. Одной из акций этих выставок, получившей скандальную известность, стало сожжение рояля.

    Устинов постоянно выступает в качестве продюсера и художественного руководителя, с конца 1990-х годов организовал несколько музыкальных конкурсов, концертов и других акций, имеющих большой общественный резонанс:

    1) «Дни газеты „Музыкальное обозрение“», которые происходили в таких городах, как Новосибирск, Тамбов, Саратов, Казань, Нижний Новгород, Красноярск, Якутск, Самара, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Хабаровск, Магнитогорск);

    2) «Музыкальное обозрение – 2004»9, посвященное 15-летию газеты (примерно насчитывается 90 концертов в 40 городах России);

    3) «Музыкальное обозрение– XX» в 2009 году к 20-летию газеты (свыше 70 концертов в 34 городах России)10;

    4) «Мир музыки Всеволода Мейерхольда» (проходивший в родном городе великого режиссера в Пенза в 1999 году, посвященный его 125-летию);

    5) «С Музыкой в XXI век» (Якутск, 2001 году);

    6) Международный конкурс пианистов - исполнителей русской музыки им. Балакирева (Краснодар, 2004 и 2006 год);

    7) Всероссийский конкурс дирижеров академических хоров (Салават, 2004 и 2006 год);

    А также фестивалей:

    1) Международный фестиваль камерного искусства (Костомукша, Карелия, 2001 год);

    2) Фестиваль камерной музыки (Иваново, 2005 год);

    3) Международный Гаврилинский музыкальный фестиваль (Вологда, 2008 год);

    4) Музыкальный фестиваль «Кружева» (Вологда, 2010,2011, 2013 годы)11;

    Помимо выше указанного, А. А. Устинов работал в качестве жюри около сорока всероссийских и международных конкурсов по различным специальностям, а также входил в оргкомитеты всероссийских и международных конкурсов, крупнейшими из которых являются – Международный конкурс имени П. И. Чайковского (1998 и 2002 годах), Международный конкурс имени Рахманинова (1997 и 2002 годах), Международный конкурс юных пианистов имени Фридерика Шопена (2000, 2004, 2006 и 2008 годы), Всероссийский музыкальный конкурса (2010 и 2011 годы).

    Все это связано с тем фактом, что газета «Музыкальное обозрение» является информационным партнером Ассоциации музыкальных конкурсов России12, объединяющей свыше 140 конкурсов более чем из 50 городов.

    А. А. Устинов занимается также преподавательской деятельностью, и читает курс «Основы музыкальной журналистики» в различных вузах России, лекции по музыкальной журналистике, проводит мастер-классы для руководителей музыкальных организаций, преподавателей и студентов учебных заведений.

    Является членом Экспертных советов Министерства культуры РФ. С 1998 по 2003 годы был экспертом программы «Культура» Института «Открытое общество» Джорджа Сороса.

    Газета «Музыкальное обозрение» и ее главный редактор выполняют «миссию» по созданию единого музыкально-информационного пространства на территории нашей страны. «Газета не только информирует о событиях музыкальной жизни и не только фиксирует, отражает, анализирует эту жизнь. Она ее формирует и активно в ней участвует, создавая, инициируя, воплощая в жизнь культурные и музыкальные проекты»13.

     


    1Семёнова А. Э. Тенденции развития музыкальной журналистики в России конца XIX начала XXI века //Учёные записки Казанского Университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 156. № 6, 2014. С. 121.

    2Более подробно URL [электронный ресурс] http://esg.nsglinka.ru/v_35/index.php?page=p10 (дата обращения 11.06.2018)

    3URL [электронный ресурс] http://muzobozrenie.ru/ (дата обращения 11.06.2018)

    4С 2009 года в Камерном зале Московской филармонии проводится абонемент «Персона-композитор» (автор идеи и ведущий – Андрей Устинов). Участниками абонемента были современные российские композиторы разных поколений Р. Щедрин, С. Губайдулина, А. Эшпай, В. Казенин, С. Слонимский, А. Чайковский, Ю. Каспаров, В. Тарнопольский, К. Бодров, М. Броннер.

    5Беседы Ирины Никольской с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания / Газ. "Музыкальное обозрение", Гос. ин-т искусствознания; [ред.: А. В. Власов, К. В. Замоторина]. М.: Тантра, 1995. 205 с. Впервые в истории музыкальной культуры России презентация книги прошла в формате концерта. Он состоялся 29 октября 1994 года в Концертном зале им. Чайковского. На концерт был приглашен сын композитора Мартин Богуславский.

    6Лев Наумов: Под знаком Нейгауза: Беседы с Екатериной Замоториной / Газ. "Муз. обозрение". М.: Антиква, 2002. 329 с. Презентацию книги сопровождал концерт в Зале им. Чайковского, в котором приняли участие 17 пианистов – учеников профессора Л. Н. Наумова. Вел концерт Святослав Бэлза.

    7Почти 40 лет А. Устинов сотрудничает с Союзом композиторов СССР и России: с 1976 года – с комиссией по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества (председатель Д. Б. Кабалевский, члены комиссии П. Меркурьев, Б. Диментман); На Х съезде Союза композиторов РФ (в 2010) избран секретарем СКР. А. А. Устинов является инициатором заказов и исполнения коллективных сочинений: «Десять взглядов на десять заповедей» (Концерт для оркестра, авторы М. Броннер, Ю. Воронцов, А. Вустин, С. Жуков, Р. Леденев, С. Павленко, Е. Подгайц, Р. Сабитов, А. Чайковский, А. Эшпай). За два месяца 2004 г. сочинение прозвучало в 22 городах России в исполнении 20 симфонических оркестров. 25-е исполнение — в Казани 3 октября 2009. 27-е исполнение в Омске 13 марта 2014; Kyrieeleison для хора, симфонического оркестра и органа, посвящается 25-летию газеты «Музыкальное обозрение» (К. Бодров).

    8Выставка художественных работ Андрея Алексеевича Устинова «Территория музыки. Inventions (I. II. III.)» (компьютерный дизайн, коллаж, фото, инсталляции, перформансы): экспонировалась в Сургуте (1998), Магнитогорске, Магадане, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Костомукше, Самаре, Кухмо (Финляндия), Саратове (2001), Уфе (2002), Москве, Санкт-Петербурге (2004), Ханты-Мансийске, Краснодаре, Иваново (2005); Уфе (2007), Волгограде, Краснодаре (2006); Саратове (в рамках ХХ Собиновского музыкального фестиваля, 2007). Видеопрезентации состоялись в Челябинске и Уфе (2008).

    9В 2004 году по заказу и проекту, детально разработанному членами редакции во главе с А. А. Устиновым, десять ведущих российских композиторов (М. Броннер, Ю. Воронцов, А. Вустин, С. Жуков, Р. Леденев, С. Павленко, Е. Подгайц, Р. Сабитов, А. Чайковский, А. Эшпай) приняли участие в создании Концерта для симфонического оркестра «10 взглядов на 10 заповедей». Произведение было исполнено во время фестиваля «Музыкальное обозрение-2004» и с тех пор прозвучало более 25 раз в десятках городов России.

    10С 2004 года каждый год проводится Всероссийский фестиваль газеты, в названии которого всегда присутствует номер, соответствующий «возрасту» «Музыкального обозрения».

    11С 2008 года в Вологде и Череповце проводится фестиваль «Кружева», ставший событием не только всероссийского, но и международного масштаба. В качестве художественного руководителя Форума был приглашен главный редактор «МО» Андрей Устинов. В сентябре 2014 прошел Пятый юбилейный фестиваль «Кружева». Для этого фестиваля написано пять увертюр «Вологодские кружева». Их авторы – А. Чайковский, К. Бодров, А. Васильев (для симфонического оркестра); М. Гоголин (для камерного оркестра и кружевниц); М. Броннер (для фортепианного трио и оркестра русских народных инструментов). Каждый год на концерте-закрытии фестиваля звучит мировая премьера нового сочинения. Это своеобразная музыкальная летопись и энциклопедия знаменитого на весь мир вологодского промысла.

    12АМКР создана в 2000 году. За прошедшие годы проведено пять конференций АМКР (2002, 2003, 2008, 2011 — Москва; 2006 — Краснодар), выпущено три справочника «Музыкальные конкурсы России» и готовится к выпуску четвертый. Проведен ряд Круглых столов для организаторов конкурсов, в том числе в 2011 году во время XIV Конкурса им. Чайковского – «Музыкальные конкурсы: бизнес или искусство?» с участием ведущих специалистов конкурсного дела. АМКР предоставляет полный пакет услуг по организации и проведению музыкальных конкурсов в России: разработка условий, формирование программы и репертуара, регламент работы жюри, сценарий проведения конкурса, консультации организаторов конкурсов по всем вопросам. В последние годы газета «Музыкальное обозрение» по поручению Министерства культуры РФ проводит ежегодный мониторинг состояния конкурсного движения в России.

    13URL [электронный ресурс] http://muzobozrenie.ru/istoriya-i-missiya/ (дата обращения 11.06.2018)

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки