Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Академия Арт-журналистики" №3 (40), Июль 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



     
    Концерты

    «Песни Великой Победы»

    Спицына Лариса

    студентка IV курса ТКФ

     


    Многие из нас скорее всего задумывались о том, насколько удивительна и своеобразна атмосфера ожидания концерта, когда тихое, пустое фойе концертного зала постепенно наполняется слушателями. Голос, улыбка, взгляд каждого слушателя становятся частью одного общего звука-гула, выражающего радость и лёгкое приятное волнение от предстоящего мероприятия. Наконец, всё это приобретает совершенно особую окраску, когда концерт приурочен к поистине великому для нашего народа празднику – Дню Победы. Такое мероприятие состоялось 7 мая 2018 года в концертном зале «Сибирский», который находится в Новосибирском музыкальном колледже имени А. Ф. Мурова и получило название «Песни Великой Победы».

    В афише было заявлено, что данный концерт – это совместный проект Музыкального колледжа имени А. Ф. Мурова и Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, в связи с чем на сцене присутствовали студенты и преподаватели обоих учебных заведений. Музыкальный колледж отвечал за отдельные номера, а Консерватория представила целостный фрагмент из музыкально-литературной композиции по мотивам поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин». С первых минут стало ясно, что выступающие и их руководители, подготавливая мероприятие, вложили в него всю душу. Концерт был пронизан чувством глубокой благодарности к воинам, отстоявшим нашу Родину; во всём, что происходило на сцене, ощущалась большая любовь к Жизни, Земле, Миру.

    Концерт начался песней, которая обычно завершает подобные мероприятия и, как верно подметила ведущая Анастасия Горина, не нуждается в представлении – это, конечно, песня Д. Тухманова и В. Харитонова «День Победы» в исполнении солиста Новосибирского государственного театра оперы и балета, преподавателя Музыкального колледжа Андрея Исакова. Сильный металлический тембр солиста, фанфары Концертного оркестра духовых инструментов (художественный руководитель и главный дирижёр Вячеслав Акопов) оттеняло нежное девичье звучание женского хора Музыкального колледжа под руководством Валерии Яески. Благодаря такому сочетанию мужественного, крепкого, зрелого и хрупкого, нежного, юного эмоциональный посыл песни, которая всегда слушается «со слезами на глазах», был дополнительно усилен. Яркое начало концерта задало тон всему мероприятию, звучало как импульс к появлению последующих номеров и, безусловно, требовало столь же яркого финала (что, как мы увидим в дальнейшем, было мастерски реализовано).

    Следующим номером концерта явилась «Сцена нашествия» из Симфонии №7 «Ленинградской» Д. Д. Шостаковича в исполнении уже знакомого нам Концертного оркестра духовых инструментов под управлением Вячеслава Акопова. Фрагмент симфонии требовал от исполнителей и дирижёра огромных эмоциональных сил. Музыкальный материал, в котором развитие достигается по принципу постепенного нарастания динамики и накала от тихой безобидной звучности к громогласному зверски-разъяренному звучанию, всегда является испытанием для исполнителя. Смело можно сказать, что оркестр прекрасно справился с этим испытанием. Исполнение было безупречно как с точки зрения техники, так и в эмоциональном аспекте.

    Первый блок концерта завершила песня В. Соловьёва-Седого и М. Матусовского «Баллада о солдате», которую исполнил Андрей Исаков. Номер погрузил слушателя в более сосредоточенную атмосферу, подготовил появление последующих камерных номеров.

    При составлении концертной программы, где предполагается присутствие разных исполнительских составов, часто встаёт сугубо техническая проблема снятия и доставки исполнительского оборудования, в том числе нотных пультов, посадочных мест для выступающих, тяжёлых по весу и комплектации музыкальных инструментов. В данном концерте эта проблема была решена посредством показа видеоролика, содержащего архивные записи военных лет, которые появлялись на фоне звучания песни А. Пахмутовой и М. Львова «Поклонимся великим тем годам». Просмотр видеозаписи и прослушивание песни отвлекло слушателя от технической части, позволило и при наличии блоков сохранить концерту целостность и избежать эмоционального провала.

    В следующем камерном разделе концерта хочу особенно отметить вокальное трио под руководством Натальи Аристовой, в составе которого – Александр Сапегин, Станислав Балахчи и Артём Пылаев. Ансамбль исполнил два номера. Первым из них стала песня К. Листова и А. Суркова «В землянке». Произведение прозвучало a cappella в обработке для трёх голосов. Исполнение отличалось необыкновенной детальностью и осмысленностью, чувствовалось повышенное внимание участников трио и его руководителя к каждому слову и звуку. Исполнители работали в слаженном ансамбле, согласованном технически и эмоционально. Кроме того, само исполнение музыки без инструментального сопровождения накладывает на певцов дополнительную трудность, такую, как повышенное внимание к строю. И можно сказать, что трио успешно справилось с этой задачей.

    Вторым номером, который исполнил ансамбль под руководством Натальи Аристовой, стало произведение В. Соловьёва-Седого и А. Чуркина «Вечер на рейде» (партия фортепиано – Алёна Губаль). Певцам удалось выдержать необходимый в данной песне баланс между сдержанностью чувств и эмоциональностью, открытостью. Песня прозвучала искренне, просто и задушевно.

    Наконец, финальным блоком концерта стала литературно-музыкальная композиция по мотивам поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин» (автор проекта и режиссёр Дмитрий Суслов, музыкальный руководитель Юлия Милованова). Студенты вокального факультета Новосибирской государственной консерватории, исполнявшие в композиции роли рядовых солдат, буквально погрузили слушателей в военную эпоху. И каждый сидящий в концертном зале не просто слушал со стороны рассказы и песни о боевых ситуациях, а ощущал себя добрым другом каждого из героев. Этому способствовала сама атмосфера постановки, созданная исполнителями, которые свободно сидели на сцене, что наделяло композицию чертами теплой дружеской беседы.

    Структура концерта получилась весьма своеобразной – близкой к трёхчастной форме, где в крайних разделах на сцене присутствует оркестр (и, как следствие, большое количество исполнителей), а средний раздел – более камерный. Кроме того, финальный блок – музыкально-литературную композицию, представленную Консерваторией, смело можно назвать репризой концерта, поскольку образовывались музыкальные арки с начальным разделом. Так, студентами Консерватории внутри постановки исполнялись уже прозвучавшие в начале концерта произведения. Это песня «Баллада о солдате» и на сей раз завершающая концерт песня «День Победы». Подобный повтор отнюдь не создавал впечатления абсурда, а, наоборот, закруглял композиционное кольцо, давая возможность слушателю ещё раз насладиться любимыми песнями в другом исполнении. Кроме того, «День Победы» поставил убедительную точку в мероприятии, полностью оправдывал яркое начало концерта.

    Подводя итог, хочется сказать, что концерт удался и в успехе превзошёл все ожидания. Публика осталась довольной, а главное – гордой за молодёжь, которая помнит подвиг предков и чтит его своим творческим приношением.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки