Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Академия Арт-журналистики" №3 (40), Июль 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



     
    Музыкальное обозрение

    «Рубрики газеты "Музыкальное обозрение": аналитический обзор»

    Агибаева Меруерт

    студентка III курса ТКФ

     

    Нестерова Ольга

    студентка III курса ТКФ

     


    Книги

    «Музыкальное обозрение» давно выпускает статьи по этой рубрике внутри газеты, а также полностью посвящает номер – первый сборник был выпущен в 1998 году, следующий – в октябре 2015 года: в нем были представлены около 150 книг. Как видно, в качестве рубрики, данная тема актуальна, и применяется из выпуска в выпуск, но в качестве отдельной публикации представляет достаточно редкое удовольствие. По всей видимости, это заметила сама редакция, как и картину неиссякаемо развивающегося книгоиздательского рынка, а также вечную материальную ценность книги, как продукта творческой деятельности, и поэтому выпустила новый проект, еще более масштабный, включающий в себя три специальных номера (два – в 2017 году, и еще один – в 2018, включающий традиционные итоги книжного года).

    Данный проект обладает массой положительных свойств – знакомство читателя с книжными новинками, как известно, представляет непростую задачу: самостоятельно, в частности, отслеживать выходы работ, посвященных музыкальному творчеству достаточно сложно. Статьи представляет собой как анонс на книгу, подробное рассмотрение без выражения собственного отношения к ней, так и критический и аналитический разбор. Еще одной безусловно положительной стороной является то, что в статьях даны выходные данные на книгу, что упрощает ее поиск. Статьи даны как в виде перевода из зарубежных газет и журналов, так и непосредственно написанные журналистами «МО». Следующим плюсом является разнообразный подход в написании статей по данной рубрике:

    – как родилась идея книги – сродни актуальности в исследовательских научных работах – присутствует во всех статьях. Так, например, несмотря на обилие вышедших книг, посвященных Д. Д. Шостаковичу (как отечественных, так и зарубежных авторов), «МО» не устает писать о них статьи, все это объясняется памятной датой – 110-летием со дня рождения композитора;

    – история создания и процесс написания книги – где и каким образом трудились, имена, участвующие в процессе:

    Статья Нины Дроздецкой «Дмитрий Шостакович. Летопись. Том 1 . № 1 (408) 2017 года – по большей части», в которой указан огромный список архивов и хранилищ, география которого в основном состоит из Москвы и Санкт-Петербурга, а также зарубежных архивов.

    – краткие выводы по совершенным открытиям в исследовании;

    Статья Нины Дроздецкой «Дмитрий Шостакович. Летопись. Том 1. – в ней автор дает свое видение периодизации творчества Дмитрия Дмитриевича: 1 – 1903-1930 гг.; 2 – 1931-1945 гг.; 3 – 1946-1953 гг.; 4 – 1954-1962; 5 – 1963–1975 гг.

    Статья неизвестного автора (по причине того, что его не указали) под названием «Дмитрий Шостакович: новый взгляд» -– к выходу в свет первого тома нотографического справочника, посвященного Д. Д. Шостаковичу – в ней присутствует небольшой раздел с названием «Что можно узнать».

    – в кратком или полном виде дано предисловие из книги;

    Статья «Дмитрий Шостакович: новый взгляд» -– к выходу в свет первого тома нотографического справочника, посвященного Д. Д. Шостаковичу – вводная глава книги дана в сокращенном варианте с пояснением, что такое нотографический справочник, история отечественной нотографии.

    – предложено оглавление, наличие концентрированно поданной информации о содержании каждой главы;

    Статья «Дмитрий Шостакович: новый взгляд» -– к выходу в свет первого тома нотографического справочника, посвященного Д. Д. Шостаковичу. – в ней мы видим структуру всей книги, начиная от простого перечисления названий раздела из оглавления, до описания каждой из них.

    – наличие отзывов:

    Статья «Дмитрий Шостакович: новый взгляд» -– к выходу в свет первого тома нотографического справочника, посвященного Д. Д. Шостаковичу – в конце работы дано большое количество отзывов музыковедов, что возносит статью на более высокий уровень.

    Статья Андрей Устинов, Павел Райгородский «Неабсолютный слух» о Дмитрии Шостаковиче, Джулиане Барнсе и его романе «Шум времени» содержит в себе отзыв А. Меркель. Далее авторы статьи выносят некоторые положения из книги и рассматривают их по принципу правомерности высказываний. Немаловажным является и тот момент, что А. Устинов и П. Райгородский в статье написали о самом Джулиане Барнсе, представили его биографию.

    Об этой же книге автора существуют и другие статьи. Все это обусловлено тем фактом, что Д. Барнс – именитый писатель, не имеющий прямого профессионального музыкального образования. В том же русле критического разбора дана статья Ричарда Тарускина «Был ли Шостакович мучеником? Или это только вымысел?», опубликованная в газете The New York Times, 26.01.2016, и данная в переводе в «МО» и выпущенная в электронном варианте газеты.

    Работа Александра Харьковского «NN по фамилии Шостакович: Джулиан Барнс. “Шум времени”» , написана в более свободной манере, и подчеркивает «по-житейски – одни плюсы», как и многие другие авторы, А. Харьковский отметил в книге важный момент – знакомство с реалиями советского быта.

    Неожиданно, но даже учебные пособие становятся объектом внимания «Музыкального обозрения», такова статья Марины Рыцарева «Невская полифония», к выходу двухтомного учебника полифонии Анатолия Милки (род. 1930), доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской консерватории – в ней дан обзор педагогической деятельности Анатолия Павловича Милки, определен жанр – учебник, и его функции, отмечена целевая аудитория читателей. По причине того, что в статье не указано в каком сборнике публиковалась данная статья, мы можем сделать вывод, что ее выложили исключительно в электронную газету.

    Интервью

    Как и в случае с рубрикой «Книги», беседы с различными личностями в «Музыкальном обозрении» даны в двух вариантах – переводы и «собственноручно» взятые интервью. Пожалуй, этой рубрике можно отдать второе место в отношении ее количества в газете, идущей, конечно, после обзорных статей.

    Наиболее творчески интересными, а также информативными для нас показались интервью, взятые А. Устиновым с такими выдающимися личностями как София Губайдуллина, а также разговор с Еленой Третьяковой – директором РИИИ. Такой выбор не случаен, мы считаем, что на примере этих двух материалов можно показать, как интервьюер работает, понимая, что одна личность совершенно не нуждается в представлении, а вот второй человек – личность менее известная по всей России.

    «Научная история от первого лица» Новый директор РИИИ Елена Третьякова: эксклюзивное интервью «МО» . Предваряет статью информационный раздел о самой Елене Всеволодовне Третьяковой, на момент интервью недавно принявшей пост директора РИИИ. Далее начинается беседа, в ходе которой несведущий читатель начинает понимать причину возникновения данного разговора – не просто смены директора, но и давно назревающих проблем внутри научного учреждения. В конце статьи мы видим подраздел «История вопроса», в которой автор повествует о причинах конфликта и предыдущем руководителе организации. Особо подчеркнем, как творчески подходит А. Устинов к оформлению беседы: важные на его взгляд мысли он выделяет и дублирует крупным шрифтом отдельной колонкой, а также как мастерски он ведет диалог с человеком, даже задав достаточно щепетильный вопрос – он ловко «раскручивает» собеседника на достаточно откровенный разговор.

    Иной подход мы наблюдаем в беседе с Софией Губайдуллиной, в интервью с названием «София Губайдулина: “Мы не имеем права на пессимизм”» – А. Устинов вспоминает множество бесед других журналистов, отзывчивость композитора в том, что она не отказывается от возможности высказывания. С учетом этого факта перед интервьюером стоит непростая задача – выбрать интересную тему разговора как для себя и своего собеседника, так и для читателей. В центре внимания данной беседы мы видим нравственно-эстетические ценности Софии Асгатовны: размышления об оптимизме и пессимизме, проблеме оскудения ума, теме духовной энергии и т. д.

    Премьера

    Опера

    Обзор премьерных оперных спектаклей в городах нашей большой страны в электронной версии представляют обозреватели газеты: первая - Екатерина Ключникова. Позже (с конца 2016 года) появляются новые имена – Владимир Дудин (об открытии нового театрального сезона в Челябинском театре оперы и балета постапокалиптической версией «Фауста» Ш. Гуно ), Юлия Бедерова (о постановке «Травиаты» Дж. Верди на Дягилевском фестивале в русле «постепенно оживающего действия» и премьере оперы «Билли Бадд» Б. Бриттена на сцене Большого театра ), Ая Макарова (о постановке оперы Р. Штрауса «Саломея» на сцене Мариинского театра ), а также совместная работа Юлии Бедеровой и Андрея Устинова (о постановке «Пиковой дамы» П. И. Чайковского в духе начала XX века на сцене МАМТа ).

    Нам импонирует стиль письма Екатерины Ключниковой, рассказавшей о «Китаянках» К. В. Глюка в МАМТе , «Аиде» Дж. Верди в МАМТе , «Дон-Жуане» В. А. Моцарта в МАМТе , «Леоноре» Л. ван Бетховена в театре им. Покровского , «Катерине Измайлове» Д. Д. Шостаковича в Большом театре , а также региональных премьерах: челябинской «Орлеанской деве» П. И. Чайковского и екатеринбургской «Кармен» Ж. Бизе .

    Истории создания и постановок переработаны автором в своеобразном стиле «повседневного рассказа»: он гораздо интереснее, чем в официальных источниках, и его поймут все люди, даже далекие от музыки. И даже наличие специфической терминологии не отпугивает читателя, а разжигает любопытство.

    Автор очень точно подчеркивает режиссерские нововведения и переосмысления: так, она отмечает, что «Кармен у Тителя [Александр Титель – режиссер постановки (прим. авторов)] переосмыслена кардинально. Роскошества и эротизма в ней практически нет. Сильная, прямолинейная, даже немного угловатая, отличная от всех, она увлекает мужчин желанием ее “победить”. Даже сцены соблазна выглядят как грубая физиологическая страсть, с откровенным задиранием юбки и стриптизными играми со стулом. Она побеждает животными инстинктами, притягивая как магнит». В постановке «Катерины Измайловой» режиссера Римаса Туминаса Е. Ключникова заостряет внимание на образах героев и выражении их сути в одежде и мельчайших движениях, повадках, положении тела. «Сценография, сделанная как метафора жизни, минималистичная, и оттого необыкновенно емкая по смыслу. Она представляет собой две огромные накренившиеся серые стены с бойницами вместо окон, высокими узкими тюремными проемами, олицетворяя «замурованные» в камень жизни. <…> В этом искривленном “зазеркалье” даже стены не могут стоять прямо. Стены “живут” своей жизнью, как будто впитывают и накапливают внутренние эмоциональные токи, помыслы, желания, возникающие между героями». А в рассказе об интерпретации «Аиды» немецкого режиссера Петера Штайна Екатерина подчеркивает, что опера «из пышного шоу вновь стала тем, чем она была задумана – интимной психологической драмой»: благодаря особенностям цветовой гаммы декораций и костюмов, статике движений (подчеркивающих «ментальность», «темпоральную модель» времени и пространства), пред нами возникает элегантная постановка: «Как черное платье от Шанель, украшения от Тиффани и дорогие французские вина». «Дон Жуан» в постановке уже упомянутого Александра Тителя становится историей про «трех женщин, которые благодаря Дон Жуану кардинально меняют свою жизнь. И не в худшую сторону».

    Слова Екатерины очень меткие и точные: она очень живописно передает атмосферу спектакля – и после прочтения статьи вам может показаться, что вы были на этом спектакле. Нет: вы будете уверены, что сидели рядом с автором обзора и все прекрасно помните.

    Балет

    У обозревателя балетов Екатерины Беляевой в электронном издании опубликовано гораздо большее количество журналистских работ. Взять, к примеру, ее обзоры балетных фестивалей (вечер балетов Стравинского на Дягилевском фестивале, посвященный памяти директора фестиваля Олега Левенкова ) и театральных сезонов (полноценная картина балетной жизни России 2013 года ), а также биографические заметки с рецензиями постановок (статья, посвященная 20-летию творческой деятельности Дианы Вишневой ).

    Премьерные спектакли Екатерина анализирует по типичному принципу: история возникновения идеи – история музыкального материала в основе балета (если это не специальная балетная музыка) – либретто спектакля – особенности постановки (декорации, образы персонажей и их взаимоотношения с точки зрения зрителя, костюмы, репетиционный процесс, хореографические приемы – последнее, к сожалению, не всегда).

    Статья о премьерах сезона 2017 года в Большом театре поражает своей честностью описания сюжета балета «Клетка» хореографа Джерома Роббинса на музыку «Базельского концерта для струнных» И. Ф. Стравинского (1946), обнажая гротескное и сюрреалистическое восприятие человеческой природы в антиутопическом духе. В обзоре на «Русские сезоны» Л. Десятникова акцент идет на сравнение трактовок музыки (сочинения для скрипки, сопрано и струнного оркестра, написанного для Гидона Кремера в 2000 году) в Америке и России. И если танцовщики баланчинской компании «Нью-Йорк Сити Балле», где этот балет был впервые поставлен, большее внимание уделяли выверенной точности движений, то для артистов Большого театра важнее стали «песенная лирика, текучесть поз, шумные вздохи и выдохи, легкие смех и слезы как начинка движения». Восторгом от «Этюдов» Харальда Ландера завершается обзор данного «трипл била».

    Говоря о трех частях вечера, необходимо упомянуть рецензию Екатерины Беляевой на екатеринбургскую премьеру балета «Цветоделика» , созданного Вячеславом Самодуровым на музыку П. И. Чайковского, А. Пярта и Ф, Пуленка. Довольно интересное сочетание музыкального материала, цветовой гаммы спектакля и различных вариантов костюмов, при смене которых полностью меняется характер ситуации. Сам постановщик объяснял название следующим образом: «Многие творческие натуры воспринимают окружающий мир цветным, композиторы часто видят «в цвете» свою музыку, для меня танец тоже наполнен неповторимыми красками. Я попытаюсь подчеркнуть сакральный момент перехода одного цвета в другой и передать магию зарождения нового оттенка».

    Еще три статьи посвящены премьерным постановкам балетов: «Татьяна» Джона Ноймайера на музыку Леры Ауэрбах – по мотивам всем прекрасно известного и на новый лад трактованного «Евгения Онегина» А. С. Пушкина (акцент в рецензии идет на зарождение идеи и влияние сторонних факторов на создание спектакля. Также хочется отметить экспрессивное описание либретто, первоначально вводящее в ступор); «Герой нашего времени» Юрия Посохова на музыку Ильи Демуцкого – в котором особым пунктом отмечены (кроме всех вышеперечисленных критериев) недочеты декораций, постановки и даже персонажей: « <…>возле томящейся ожиданием Княжны Мэри демонстративно провозят на больничной тележке тело убитого Грушницкого. Такой же ненужный «костыль» как мертвая Бэла в начале, но это типичный недочет драматического человека, забывшего про балетную бесплотность»; и европейскую премьеру «Infinita Frida» в постановке Юрия Смекалова – как удачный вариант вынесения на сцену биографии великой художницы с символическим использованием цветовой палитры ее картин.

    В целом, работы Екатерины Беловой приятно читать; но, как нам кажется, автору не хватает немного большего погружения в материал. Все постановки она передает красочно и ярко, но одновременно и абстрактно, отдаленно (как картина на стене) – если в некоторых работах можно что-то дофантазировать, то здесь даже этот способ не помогает.

    inmemoriam

    По нашему мнению, один из самых тяжелых жанров в музыкальной журналистике – это некролог. Слишком сложно и больно писать о человеке, имя которого ты знаешь давно; еще сложнее – писать о знакомом или даже друге.

    Рубрика «inmemoriam» включает статьи, посвященные памяти ушедших музыкантов, композиторов, дирижеров, музыковедов, артистов балета и других выдающихся деятелей искусства. В электронном издании приведены некрологи Клаудио Аббадо, Майи Плисецкой, Бориса Диментмана, Роберта Крафта, Гилберта Каплана, Курта Мазура, Марка Тайманова, Льва Шугома, Владимира Шаинского, а также статьи о погибших в авиакатастрофе 25 декабря 2016 года участниках Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, в том числе и о Валерии Халилове и Антоне Губанкове.

    В числе авторов необходимо отметить Андрея Устинова, Романа Берченко, Павла Райгородского, Марию Зуеву, Андрея Хрипина, Владимира Гуревича. В некоторых случаях авторы некрологов не указаны.

    Большая доля ответственности лежит при написании памятной статьи, посвященной величайшим фигурам современности, так как за обилием информации об их активной деятельности часто «выпускается» сама личность, а ведь мы увековечиваем именно память о человеке. Среди таких работ мы отметили некролог, посвященный значимой фигуре в истории мирового балета – Майи Плисецкой. Очень часто статьи о ней будто наполнены тем теплом и энергией, исходящей от великой балерины, даже читая биографические факты, мы легко представляем личность. Но, не в случае некролога, выпущенного «МО», посвященного Майе Михайловне. Сразу укажем, что в электронном варианте статьи не указан сам автор, что немного смущает при анализе работы. В какой-то степени этот некролог больше напоминал обзор творческой жизни балерины, с сжатым преподнесением информации, обилием «классических» фраз и выражений.

    Среди художественно ярких некрологов очень сильно запоминается статья Андрея Устинова в память о Борисе Диментмане , одном из основателей газеты «Музыкальное обозрение». Читая текст, сразу становится понятно, что автор хорошо знал человека, о котором пишет: через весь некролог тянется линия боли, горечи и печали по хорошему другу и замечательному человеку, который так внезапно покинул этот мир. Андрей Устинов очень красочно передает впечатления о своем наставнике (думаю, мы можем сказать и так), включая в текст фразы, знакомые только им двоим, интересные факты из жизни Диментмана. Некролог становится рассказом о человеке, и каждый может узнать его из текста. Наверное, это и есть главная цель данного жанра.?

    Рецензия это не панегирик

    Обилие жанров внутри газеты является ее нормативным требованием. Превалирующее количество статей дано в жанре обзора. По нашему мнению, следующими по количественному фактору являются интервью и репортажи с театральных спектаклей и премьер. Традиционной частью является рубрика «Итоги года», которая состоит из представления выдающихся личностей (даны краткие биографии и фото) и наиболее ярких и важных событий.

    Особенно интересной рубрикой для нас стала «Книги». В работе были проанализированы статьи об изданиях не только профессиональных исследователей, но и выдающихся писателей. При этом считаем нужным подчеркнуть, что приверженность к музыкальной тематике наиболее выдержана.

    Не менее полезными стали для нас также рубрики «Музыкальный театр» и «Премьера»: в какой-то степени, это может послужить молодым музыкальным журналистам образцами для написания будущих работ.

    Насущным вопросом большинства статей, причем разных рубрик, является вопрос культуры и политики. Мы понимаем, что данная проблема представляет собой череду различных событий, отражение которых не приводит к разрешению данной темы. Этим и обусловлено огромное количество политических моментов, задетых в статьях.

    По нашему мнению, это очевидный недостаток музыкальной газеты: не хватает более четкого баланса между этими полюсами.

    При написании данной работы возникла проблема нехватки материала – в каждом электронном выпуске газеты было дано ограниченное количество статьей. В связи с этим, считаем необходимым процитировать обращение редакторов в № 5 май-июнь (383) 2015: «Уважаемые читатели газеты «Музыкальное обозрение»! На сайте выкладываются далеко не все статьи, опубликованные в свежем номере газеты. Если вы хотите быть в курсе всех событий в мире классической и современной академической музыки, пожалуйста, выписывайте газету». В данном случае, отсутствие в нашем распоряжении печатных выпусков газеты «МО» помешало созданию более полной картины каждого выпуска. Стоит отметить, что специальные выпуски (посвященные юбилеям различных музыкальных организаций), присутствуют на сайте в виде интерактивной цифровой газеты.

    В некоторых выпусках неправильно залиты статьи: один и тот же текстовый документ выдает себя за совершенно другие работы. Если бы этим «страдал» только один выпуск, то на это можно было бы закрыть глаза, но, увы…

    Также омрачают прочтение редкие опечатки, что является недоработкой редакторов и администраторов сайта.

    Но, несмотря на все перечисленные недостатки, газета обладает рядом заметных и значимых преимуществ. Так, например, в рубрике «Конкурсы» дается информация о победителях различных музыкальных соревнований, в то время как обычно мы видим только констатацию факта: «победил N.». Это закрывает от нас самих исполнителей; а «МО» подает их нам как реальных людей. К плюсам можно безусловно отнести обширную географию представляемых «МО» концертов, спектаклей и залов по всей России, а не только столичных событий.

    Необходимо в положительном плане также отметить, что при наличии закрепленной системы рубрик, большинство из них не утратило свою оригинальность и содержательность. Этому способствует большое количество журналистов: как постоянных обозревателей, так и приходящих авторов.

    Резюмируя, отметим, что, пожалуй, самым важным для нас явился полученный опыт от анализа различных статей, которые были рассмотрены в основном разделе.

     


    1МО № 1 (408) 2017 года

    2МО № 11 (419, 420) 2017

    3МО № 11 (419, 420) 2017

    4МО № 1-2 январь-февраль (378-379) 2015

    5МО № 11- 12 (405-406) 2016

    6МО № 9 (388) октябрь-ноябрь 2015

    7МО № 7 (400) 2016

    8МО № 1 (408) 2017

    9МО № 2 (409) 2017

    10МО № 11-12 (405-406) 2016

    11МО № 2. март-апрель (365) 2014

    12МО № 4-5. июнь-июль (367-368) 2014

    13МО № 12 декабрь (377) 2014

    14МО № 8-9. октябрь-ноябрь (371-372) 2014

    15MO № 2 (395) 2016

    16МО № 9 (388) октябрь-ноябрь 2015

    17МО № 10 (389) 2015

    18МО № 7 (414) 2017

    19МО № 2. март-апрель (365) 2014

    20МО № 5 май-июнь (383) 2015

    21МО № 4-5 (411-412) 2017

    22МО № 6. август (369) 2014

    23МО № 12 декабрь (376-377) 2014

    24МО № 9 (388) октябрь-ноябрь 2015

    25МО № 9 (388) октябрь-ноябрь 2015

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки