Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Академия Арт-журналистики" №3 (40), Июль 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



     
    V Транссибирский Арт-фестиваль

    «Печальные воспоминания…»

    Дубровская Марина Юзефовна

    доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой этномузыкознания Новосибирской консерватории

     


    Эта мысль возникла у меня к концу концерта в ГКЗ имени А. Каца, состоявшегося в рамках V Транссибирского Арт-Фестиваля 20 марта и называвшегося веще: «ПРЕЛЮДИИ К УШЕДШЕМУ ВРЕМЕНИ». Не то, чтобы ожидалось от программы особого музыкального оживления, учитывая авторские персоналии – Мечислава Вайнберга и Альфреда Шнитке. Настроилась на интеллектуальный процесс восприятия переживаний мэтров высокого искусства, другими словами – эмпатию. Тем более, что в единственнном сочинении первого отделения – 24-х прелюдиях (1968), любовно переложенных для скрипки и исполненных на концерте знаменитым Гидоном Кремером участвовал визуальный компонент, – фотографии Антанаса Суткуса.

    Модно, современно... Придумано и сопоставлено все было так, что возникала (запланированная?) иллюзия: латышский скрипач вместе с литовским фотографом очень убедительно показали, как они не любили советскую власть с ее демонстрациями (угрюмые женские лица под ленинскими портретами над головами) и атрибутами (суровые мальчишки с пионерскими галстуками). Нищета и разруха, старушки в телогрейках и забитые окна деревянного домишки – весьма точно соотносились с самыми тоскливыми и драматичными фрагментами Прелюдий Вайнберга.

    Но не вся музыка Вайнберга, к большому удовлетворению слушателей, была столь безрадостной. Безусловный гуманист, композитор создал и галерею более светлых образов, великолепно переданных маститым солистом: чаще всего им соответствовала чистота фотообразов детей и юношества либо это были трогательные фото внучек в кольце натруженных рук бабушек. Но они быстро сменялись другими, нервно-динамичными, и вновь трагическими, порой насыщенными «рабочими ритмами», а порой – отсылками к шостаковичевской стилистике: запомнился «монолог», олицетворенный в образе одиноко шагавшего по снегу мужчины…

    Пронзительнаяя музыка и прекрасное исполнение, подкрепленные иногда удачно подобранными фотоинсталляциями, снискали аплодисменты публики.

    Во втором отделении зазвучали фортепианные квартет (1988) и квинтет (1972-1976) А.Г. Шнитке – сочинения, известные своей мрачноватой эмоциональной гаммой и напряженно диссонирующими созвучиями. Секундовый тематизм и микроинтервалика, придававшие фактуре сочинений особый колорит звуковых пятен, благодаря интенсивному медитативномуразвитию, слушались, как всегда у Шнитке, с неослабеваемым вниманием. Очень слаженно звучал интернациональный молодежный ансамбль во главе с Гидоном Кремером (Латвия): Агата Дарашкайте (Литва), Гиорги Загарели (Грузия), Гиедре Дирванаускайте (Литва), Андрюс Жлабис (Литва, США).

    Но публика недоумевала: почему им в этот вечер была предложена настолько депрессивная программа? Ситуацию несколько спас второй бис: наконец-то прозвучала пьеса с шутливым эффектом! Однако многие слушатели, облегченно убегавшие, не дожидаясь продолжения страданий в музыке, так и не услышали этой неожиданной разрядки…

    Когда на последовавшей интереснейшей творческой встрече с Гидоном Кремером Андрей Устинов задал вопрос о сверхзадаче этого драматичного концерта и его будущем, симптоматичным стал ответ великого скрипача. Гидон Кремер признался в экспериментальном характере исполненной программы и добавил, что еще не уверен, будет ли предлагать ее слушателям в дальнейшем…

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки