Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Органу Новосибирской консерватории - 50!" №4 (41), Октябрь 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



     
    Новосибирск музыкальный

    Хоровой союз Новосибирска и Санкт-Петербурга

    Спицына Лариса

    студентка IV курса ТКФ

     


    В слегка морозный и заснеженный день – первое воскресенье ноября – страна отмечала праздник, вошедший в наш календарь сравнительно недавно. Этот праздник – День народного единства. Народное гуляние на главной площади города Новосибирска, к которому, не буду скрывать, в силу некомфортной для уличных мероприятий погоды присоединилось сравнительно небольшое число человек, стало не единственным событием, приуроченным к празднику. Город буквально пестрил красочными афишами, которые рассказывали о предстоящих концертах, так или иначе имеющих отношение ко Дню народного единства. Новосибирская филармония оказалась в русле этого течения и представила публике программу «Пушкинский венок», прошедшую 4 ноября 2018 года в зале имени А. М. Каца в рамках фестиваля хоровой музыки «Credo chorus».

    Помимо хорового цикла Г. Свиридова, название которого фигурировало в названии вечера, концертная программа содержала также хоровые сочинения и других композиторов конца XIX и первой половины XX веков. Однако главной особенностью мероприятия стала не столько сама программа, сколько исполнительский состав: концерт был подготовлен совместными усилиями Новосибирский хоровой капеллы (хормейстер Игорь Юдин) и хора Мариинского театра (главный хормейстер Андрей Петренко). И, пожалуй, именно это обстоятельство, а не приуроченность к праздничной дате, обусловило практически предельную наполненность зала. Приезд знаменитого петербургского хорового коллектива, его совместная работа и выступление с Новосибирской хоровой капеллой – это, в конечном счёте, стало отдельным и необыкновенным торжеством как для профессиональных музыкантов, так и для любителей музыкального искусства.

    Исполнение «Пушкинского венка» Г. Свиридова составило второе отделение концерта. В первом же были представлены отдельные сочинения, обработки русских народных песен, а также фрагменты из симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны». Сама структура концерта как нельзя кстати соответствовала трактовке слова «концерт» как «состязания», «соревнования». Сначала свою сольную программу представил петербургский хор. Она содержала все перечисленные типы сочинений (академические хоры, обработки песен, часть из «Перезвонов»). Затем петербургский коллектив уступил место на сцене новосибирской капелле, программа которой, конечно, не дублировала музыкальный материал, но в общем и целом повторяла структуру предыдущего выступления. Не возникает сомнений, что данный приём не случаен. Он позволил слушателям на схожем круге сочинений обнаружить неповторимые особенности каждого из хоров и в преддверии прослушивания их совместной работы – цикла Г. Свиридова – вкусить, как два чудесных напитка, звучание и стиль каждого из двух творческих коллективов.

    Уже первое сочинение, прозвучавшее в исполнении хора Мариинского театра – «Весёлый пир» А. Новикова – явилось репрезентантом исполнительского стиля коллектива. Деликатная работа со звуком, осторожное обращение с динамическим оттенками, тонкое и внимательное отношение к нюансировке – всё это характеризует манеру петербургского хора. Исполнение каждого произведения необычайно гибко и утончённо. Нет ни малейшего намёка на форсирование звука. Всё мягко, всё бережно. Словом – всё мастерски. Тихим и проникновенным явилось и следующее сочинение – «Ночевала тучка золотая» П. Чайковского. Зал замер и погрузился в тишину, на фоне которой рассеивались и таяли звуки произведения. Ещё несколько секунд после завершения сочинения публика была буквально заворожена и будто дослушивала уносящийся вдаль отзвук финального аккорда. Ещё несколько секунд – и раздались бурные аплодисменты.

    Следующее произведение составило резкий контраст предыдущему. Комическая часть «Ти-ри-ри» из «Перезвонов» В. Гаврилина удивила и оживила зал. В силу специфики жанра (симфония – действо), произведение требует от исполнителей не только технических навыков, но и значительной актерской работы. Коллектив блестяще справился со всеми задачами, исполнение было поистине ярким и впечатляющим. Помимо прочего, обратило на себя внимание совместное унисонное звучание у басов и теноров. Голоса работали в таком слитном единстве, которое по праву можно назвать Идеальным Унисоном! Внутри женских партий также была предельная тембральная слитность. При этом явно чувствовалось личное отношение каждого певца к исполняемому сочинению. Здесь хор работал, скорее, как ансамбль солистов, в котором при общей сплочённости ни на секунду не теряется индивидуальность каждого исполнителя. И дирижёр Андрей Петренко, остроумно пошутивший над публикой, конечно, не составил исключения. В самом финале произведения, где музыкальный материал организован по принципу постепенного ухода-затихания на остинато, дирижёр практически игнорировал финальное снятие звука и, когда хор замолчал, хормейстер замер в неподвижном положении. Зал затих, предполагая, что у номера будет продолжение, боялся начать аплодировать. После этого Андрей Петренко повернулся к публике и с удивлённым видом, подразумевавшим фразу в духе: «Что с вами? Почему не хлопаете?», посмотрел на слушателей. Мгновение – и смех, улыбки, бурные овации последовали со стороны оживившейся публики.

    Скажу несколько слов о дирижёрском стиле Андрея Петренко. Если манеру управления коллективом условно разделить на два типа – авторитарный и демократичный, то главный хормейстер хора Мариинского театра, на мой взгляд, скорее примкнёт ко второму типу. Андрей Петренко даёт хору значительную свободу в исполнении, его жест не отличается предельной детализированностью, он больше напоминающий, нежели предписывающий. Но это вовсе не означает отсутствие связи между коллективом и руководителем. Наоборот, здесь во время исполнения возникает настолько тесная связь, что руководитель и коллектив становятся в полной мере единомышленниками, единым целым и начинают понимать друг друга даже не с полуслова, а, если можно так сказать, с «полувзгляда», «полужеста».

    Завершили сольное выступление хора две русские народные песни в обработке А. Новикова – «Уж ты поле» и «Барыня». Особенно пришлась по душе залу первая песня. Динамические возможности певческого коллектива раскрылись здесь с максимальной полнотой. Песня прозвучала глубоко и задушевно.

    Следующую часть первого отделения концерта составило выступление Новосибирской хоровой капеллы. Слушатели сразу ощутили совершенно иные особенности звучания этого хора – оно отличается в сравнении с петербургским коллективом гораздо большей тембральной окрашенностью. Звук нашего хора более затемнённый, более густой и массивный. Но роднит новосибирскую капеллу с хором Мариинского театра всё та же прекрасная связь во время выступления между исполнителями и дирижёром.

    Наиболее яркими моментами концертной программы нашего хора стали, на мой взгляд, четыре сочинения. Первое из них – «Простая песенка» С. Кравцова. Помимо пения в весьма приглушённой динамике, исполнительскую сложность составлял вербальный текст, на который сочинение оказалось богатым. И вопреки этой сложности, коллектив уделил внимание каждому слову, проявил небывалое владение дикцией. Вторым сочинением, оставившим яркое воспоминание, стала часть «Страшенная баба» из симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны». Новосибирская капелла, по сути, представила слушателям хоровой театр, где певцы явились талантливыми актёрами, вели активный и эмоциональный диалог с залом, с руководителем и друг с другом.

    Следующая наиболее значимая точка выступления Новосибирской хоровой капеллы – сочинение «Конь» И. Матвиенко (обработка И. Юдина). Эта песня заслужила особую любовь в хоровой среде. Не понаслышке знаю, что если тематика какого-либо хорового мероприятия не идёт совсем в разрез с художественным строем «Коня», то оно вряд ли обойдётся без этой песни. Наверное, это во многом обусловило ту искренность, то воодушевление, которыми было проникнуто исполнение. Целенаправленное крещендирующее развитие, достигнутое Игорем Юдиным в обработке, позволяло держать слушателей, ожидавших всё новый и новый виток драматургического развития, в необходимом тонусе. Наконец, незабываемое впечатление произвела песня Я. Френкеля в обработке Е. Серебренникова «Русское поле». Здесь на смену a cappell’ному звучанию пришёл дуэт хора и рояля (партия рояля – Елена Артамонова). Массивные и наполненные созвучия инструмента создавали крепкую поддержку хоровому звучанию.

    После антракта свершилось долгожданное объединение творческих коллективов в исполнении хорового цикла Г. Свиридова «Пушкинский венок». За дирижёрским пультом – Игорь Юдин. Слияние двух не малых по численности хоров обусловило просто невероятные динамические возможности! Звучание по своей силе, наверное, не уступало органу или симфоническому оркестру! Это проявилось уже в первом номере цикла – «Зимнее утро». Некоторые из частей цикла, в которых композитором предполагалось звучание только одного хора, и были отданы отдельно одному или другому коллективу. Так, хор Мариинского театра представил очень нежный и утончённый вариант «Мери», а Новосибирская капелла – очень задушевное и тёплое исполнение «Наташи». В части «Зорю бьют» оба коллектива работали в слаженном ансамбле (но, к сожалению, не всегда; вероятная причина тому – ограничения в сроках репетиционной работы), правдиво воссоздавали художественный строй сочинения. Наибольшего успеха и слаженности два коллектива достигли в заключительных частях цикла. В финале хора «Восстань, боязливый» была тонко выверена филировка звука. Голоса хора растворялись, истаивали, незаметно превращаясь в еле уловимые колебания воздуха. Исполняя часть «Стрекотунья-белобока», хор начал движение с весьма тихой динамики, что позволило значительно расширить динамическую партитуру. «Стрекотунья-белобока» стала яркой и позитивной точкой не только цикла, но и всего вечера.

    Пожалуй, единственным недостатком вечера стало то, что некоторые слушатели аплодировали между частями: к сожалению, публике не объявили, что внутри цикла этого делать не нужно. В итоге зал разделился на две части – любители аплодировали, а профессиональные музыканты терпеливо пережидали эти минуты.

    Сердце очень согревало то, что среди публики было много подростков. Всегда отрадно видеть на подобных концертах подрастающее поколение. Причём это были не группы школьников, которых привели, так сказать, в «добровольно-принудительном» порядке, а именно семьи – родители и дети. Очень радостно, что подрастающие слушатели проявляли искренний интерес к академической музыкальной культуре; приятно было наблюдать за родителями, которым небезразлично культурное образование своих чад.

    Вечер погрузил публику в неповторимую атмосферу исконно русского вокально-хорового искусства, такого близкого и понятного абсолютно всем. А ещё – вечер объединил два мощных коллектива, которые, сливаясь и дополняя звучание друг друга тембровыми красками, достигли в исполнении знаменитого цикла Г. Свиридова небывалых масштабов и выразительности.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки