Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Органу Новосибирской консерватории - 50!" №4 (41), Октябрь 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



     
    Всероссийский конкурс

    Всероссийский музыкальный конкурс – Фортепиано – I тур

    Спицына Лариса

    студентка IV курса ТКФ

     


    17 октября 2018 года в залах Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки и Новосибирской специальной музыкальной школы стартовал региональный этап III Всероссийского музыкального конкурса. Конкурсные прослушивания проходили в четырёх номинациях: «Фортепиано», «Скрипка», «Виолончель», «Сольное пение».

    Первый тур конкурса в номинации «Фортепиано» проходил 18 октября в Большом зале консерватории. Мне была предоставлена замечательная возможность – побывать на открытии этого конкурсного дня и прослушать выступления первых четырёх участников номинации – ими стали Александр Усик, Марина Попова, Степан Бадажков и Софья Богданова. Перечисленных конкурсантов объединило то обстоятельство, что все они явились представителями одного города – Новосибирска.

    Общая атмосфера конкурса, которая прекрасно ощущалась как слушателями и членами жюри, так, думается, и самими участниками, отличалась отсутствием излишней торжественности и напыщенности. Строго и серьёзно выходили на сцену конкурсанты, сконцентрированные на будущем исполнении своей программы, но удивительно: эта строгость не создавала «стену» между исполнителем и залом. Серьёзность, которую излучали участники, передавалась залу и помогала публике настроиться на необходимый тип восприятия. Специфика восприятия музыкального конкурса состоит в том, что прослушивание произведения в том или ином исполнении в сущности является «аналитическим». Приходя в филармонию или оперный театр, мы имеем возможность время от времени позволять мышлению расслабиться и воспринимать музыкальное произведение эмоционально-интуитивным образом, не отдавая себе каждое мгновение отчёт, какими средствами достигается это воздействие. С конкурсными прослушиваниями дело обстоит иначе. Слух и мышление присутствующих в зале не должно расслабляться ни на секунду, в противном случае будут упущены детали исполнения, и суждения об участниках в сравнивающем ключе станут невозможными. Наконец, каждый из исполнителей, садясь за инструмент, становится, что называется, самим собой: и сегодня публикой отчётливо прослушивались индивидуальные черты каждого исполнительского стиля.

    Стойкость и выдержка участников буквально поражали! Исполнение контрастной разнохарактерной программы, длящейся около 25 минут требует огромных энергетических затрат. По условиям конкурса в первом туре участникам было предложено исполнить пять произведений: прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, два этюда на разные виды техники (круг авторов – Ф. Шопен, Ф. Лист, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин), первая часть сонаты (круг авторов – В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен), миниатюра русского композитора XIX –XX веков.

    Пианистом, открывшим конкурсные прослушивания номинации, стал Александр Усик. Такое качество его стиля, как наличие в звуке особой мягкости и тепла, стало ощутимо уже в первом сочинении – прелюдии и фуге C-dur из первого тома ХТК И. С. Баха. И мягкость здесь отнюдь не должна быть понята как слабость или вялость. Наоборот, в руках исполнителя чувствовалась сила и уверенность. Примечательно, что это качество присутствовало даже в звучании такого бурного и драматичного сочинения, как этюд Ф. Шопена h-moll, и ни в коем случае не вступало в контраст с образным строем произведения, а сообщало музыке душевное, любящее исполнительское отношение, благодаря чему рояль не звучал резко. Впечатлил также и эмоциональный тонус конкурсанта – уже с первых звуков сочинения Александр целенаправленно продвигался к его финалу, мысля драматургически стройно.

    Вторым конкурсантом, вышедшим на сцену, стала Марина Попова. Её исполнительский стиль в сравнении с предыдущим участником отличала большая свобода эмоционального выражения. Это было ощутимо уже в прелюдии и фуге Еs-dur из второго тома ХТК И. С. Баха. Но, к слову, эмоциональность всё же не выходила за рамки канонов исполнения барочного сочинения. Стиль её игры можно назвать «диалогичным», поскольку мимика, положение корпуса, движения головы создавали впечатление разговора с интересным и восприимчивым собеседником. В сущности, исполнение любого произведения – это диалог со слушателем. Но в данном случае коммуникативная сторона исполнительства проявилась наиболее отчётливо. Незабываемые впечатления вызвал Гавот С. С. Прокофьева. Исполнение ясно излучало симпатию конкурсантки к этому произведению. Музыка, казалось, подходила Марине по всем критериям – технике, эмоциональному строю, даже внешнему облику.

    Следующий участник, вышедший на конкурсную сцену, – Степан Бадажков. Пианист представил публике и членам жюри очень сдержанное и при этом осмысленное исполнение прелюдии и фуги И. С. Баха (es-moll, второй том ХТК). Само положение исполнителя во время игры отражало уверенность. Руки спокойно, без лишней суеты прикасались к клавишам, предплечье покоилось примерно на одном уровне, лишь время от времени помогая кисти захватывать более высокие или более низкие регистры. Этот стиль игры очень органично вписался и в сонату Es-dur Л. Бетховена, композитора, хотя и предваряющего эпоху романтизма в художественном строе своих сочинений, но всё же требующего в исполнении соблюдения классицистских канонов. Степан также блестяще справился и с этим произведением.

    Завершила первую часть конкурсных прослушиваний четвёртая участница – Софья Богданова. Исполнение прелюдии и фуги И. С. Баха (As-dur, первый том ХТК) было так же пронизано сдержанностью, как и у предыдущего участника. Корпус исполнительницы был зафиксирован в одном положении, и это создавало строгий и возвышенный облик. Музыкальный момент h-moll С. В. Рахманинова позволил Софье раскрыться с противоположной – крайне эмоциональной стороны. Всё в произведении было прочувствовано, Музыкальный момент прозвучал как сугубо личное признание тонкой и восприимчивой души.

    Интересно, что выход на сцену в качестве исполнителей и молодых людей, и девушек вновь позволил обнаружить огромную разницу в мужской и женской манере исполнения. Представительницы «слабого пола» более внимательны к деталям, их исполнение в большинстве случаев отличается изяществом. Мужчины же мыслят более крупно. В мужской манере исполнения вряд ли встретятся лишние движения рук – все двигательные ресурсы используются очень экономно, чего не скажешь о женском стиле, где шквал эмоций сочинения выражается через крайнюю экспрессию в исполнении. Но интересно, что мягкость звука – это качество преимущественно мужской игры. Мягкость будто неразрывно взаимосвязана с силой рук, и зависимость такова, что чем больше в руке силы, уверенности, тем легче пианисту регулировать качество звучания в сторону мягкости.

    Меня, как слушателя, несколько удивило наличие аплодисментов. Не на всех музыкальных конкурсах зрителям разрешено аплодировать, и к овациям на конкурсных прослушиваниях можно относиться двояко. С одной стороны, аплодисменты – это всегда реакция и оценка зала. Она может огорчить или обрадовать. Но оценка зала не всегда совпадает с оценкой жюри, и, как следствие, исполнитель, понравившийся публике, может быть буквально обескуражен не самым первым местом, присуждённым жюри. Или наоборот, конкурсант, посчитавший, судя по аплодисментам, своё исполнение посредственным, может получить высокую оценку со стороны комиссии. Наконец, овации могут быть весьма продолжительными и «растягивать» по времени и без того насыщенный конкурсный день. С другой стороны, аплодисменты – это в большинстве случаев всё же приятная часть выступления, которой не хочется лишать участников конкурса. Кроме того, для некоторых исполнителей наличие стандартного круга «выход – овации – исполнение – овации – уход» обеспечивает больший психологический комфорт, позволяет расценивать это выступление как «одно из» и как следствие – лучше себя показать. В итоге, разное решение организаторов конкурса относительно аплодисментов может быть неодинаково воспринято разными участниками в зависимости от их психологических особенностей.

    Все исполнители, вышедшие на сцену, держались достойно. Абсолютно все показали высокий уровень владения техникой, а также способность осмыслить и прочувствовать музыкальное произведение и передать это посредством своего исполнения. Безусловно, все мы ждём результатов конкурса. Но всё же главным является тот уровень, который уже достигнут и который исполнителям удалось продемонстрировать. От всей души желаю конкурсантам творческих успехов!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки