Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Музыкальная журналистика как призвание" №1 (42), Январь 2019 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



     
    Концерты

    Невидимые усилия или размышления музыкального критика

    Самойленко  Анна

    студентка III курса ТКФ

     


    Каждый день в жизнь каждого человека пытается пробиться музыка. Мы сами того не подозреваем, когда едем в автомобиле или автобусе, сколько в этот момент музыка прикладывает усилий, чтобы попасть к нам в сознание, чтобы ее заметили. И ведь ей это удается: мы слышим знакомый мотив песни и вот уже невольно киваем в такт музыке.

    А что, если представить обратную ситуацию: не музыка прикладывает усилия, а человек, чтобы прикоснуться к музыке?

    Это не сказка, и не вымысел, такие люди есть в нашем мире и их называют академическими музыкантами. Их легко отличить от других людей, потому что они всегда ходят с непонятными черными прямоугольными предметами, за что их часто в метро просят пройти в пункт проверки, ведь эти черные прямоугольники похожи на ящики для хранения оружия. Но на самом деле там лежат музыкальные инструменты.

    И вот сегодня, 29 апреля 2019 года, группа таких людей, а точнее человек 40, отправилась на важную миссию: «добыть» музыку. Эта группа людей представляла собой ничто иное как студенческий симфонический оркестр Новосибирской консерватории. Как и у любой группы, у оркестра был их лидер, дирижер – Александр Париман, которого все слушались и пытались воплотить его идейные замыслы.

    В этот вечер задача была проста – исполнить первую часть «Шехеразады» Римского-Корсакова, фантазию «Ночь на лысой горе» Мусоргского и Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова. В оркестре каждый знает свою роль, каждый знает, когда ему вступить, как правильно использовать свой инструмент, его особенности, каждый понимает, что если он что-то забудет, то «Главный» подскажет, взмахнет палочкой повыше и посмотрит на тебя, что мол «готовься, сейчас тебе приниматься за работу». И вот мы, слушатели, оказываемся в очень интересном положении: в то время как исполнители всеми силами стараются «достичь» музыки (такой, какой ее задумал композитор), то она, музыка, в этот момент борется за то, чтобы мы ее услышали, пытается «достать» до наших сердец.

    Пожалуй, миссия отчасти была выполнена: в этот вечер зал побывал и на ярком восточном море Римского-Корсакова и принял участие в ведьминском шабаше Мусоргского. А вот с концертом Рахманинова дела обстояли сложнее.

    Сам жанр концерта предполагает наличие двух идейных лидеров – солиста и дирижера, и каждый имеет право на собственный «план» постижения художественного замысла музыки. И очень хорошо, когда они совпадают, но бывают случаи, когда дирижер, и вместе с ним оркестр, идут по одному плану, а солист – по-другому. Вот тут и начинается «бег на перегонки»: кто быстрее придет к поставленной цели.

    На нашем концерте была примерно такая же ситуация, только лишь с той разницей, что дирижер вместе с оркестром постоянно куда-то убегали, а солист пытался их догнать, так как ему уже удавалось достичь той музыки Второго концерта, которую задумывал Рахманинов, и пианист пытался сделать все возможное, чтобы хоть как-то приблизиться к все дальше ускользающему идеалу.

    Была ли достигнута музыкантами в этом момент та самая музыка, – сложно сказать. В любом случае мы слышали прекрасные звуки, удивительной красоты мелодии, на которые, конечно же, реагировали, кивали в такт головой. Но так как оркестр и солист не смогли прийти к слаженной работе, то и музыка не смогла обрести всю свою мощь, раскрыть свой заложенный потенциал и с полной силой пробиться в нас, слушателей, не смогла достать до самой глубины нашего сердца.

    И ведь подобные примеры можно встретить в любой профессии. Если учитель в школе не понимает идеи, сути своего дела, то разве он сможет донести ее до учеников, если не знает, что нести? Если шахтер, добывая какой-то минерал знает и суть, и идею, но не знает как (!) это сделать, не может построить грамотный план, разве он сможет достать заветный камень?

    Любое дело нужно делать с осознанием того, что как мы выполним его, столько у него и будет сил, чтобы существовать в этом мире, полном бесконечного числа невидимых усилий.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2019 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки