Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Музыкальная журналистика как призвание" №1 (42), Январь 2019 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



     
    Музыкальное обозрение

    Стилистика газеты «Музыкальное обозрение»

    Олейникова Елена

    студентка III курса ТКФ

     


    Национальная газета «Музыкальное обозрение» – это уникальное ведущее российское издание, которое посвящено классической и современной академической музыке. Она была основана еще в далеком 1989 году в качестве информационного издания Союза композиторов СССР. Основателем ее стал первый секретарь СК СССР Т. Хренников, а в 1991 году в качестве главного редактора выступил Андрей Устинов.

    Это талантливый музыковед-аналитик, музыкальный критик, автор многочисленных статей, рецензий, эссе, профессиональный интервьюер и руководитель различных телевизионных и радио-проектов: он вел программы на «Радио России» и радиостанции «Орфей», дневники Конкурса им. Чайковского на Первом канале и канале «Культура» и др. Кроме того, он заведует пресс-центрами крупнейших музыкальных конкурсов, к примеру, им. П. И. Чайковского, им. Ф. Шопена и т.д. А. Устинов обладает стратегическим мышлением, колоссальной энергией и объемом знаний не только в сфере культуры, но и в экономике, менеджменте, юриспруденции, что позволяет ему успешно воплощать в жизнь огромное количество проектов, фестивалей, концертов, мастер-классов, лекций и других форм.

    В 2019 году газете «Музыкальное обозрение» исполнилось 30 лет. За это время издание стало «не только чутким барометром музыкальной жизни, но и регулятором её процессов». Приверженцами его являются, прежде всего, профессионалы и просвещённые любители музыки, которые и создают такое обширное музыкально-информационное пространство. Ведь газета не только информирует о тех или иных событиях музыкальной жизни, анализирует ее и отражает. Она ее формирует в ней, непосредственно, участвует, воплощая в жизнь многообразные культурные и музыкальные проекты. Именно в этом и заключается главная миссия «Музыкального обозрения» – создание единого музыкального и информационного пространства на всей территории России. Здесь уместна аналогия с ролью композитора в понимании А. Черепнина, уподобившего эту роль миссии проповедника, которая положительна и имеет целью объединение людей.

    Это уникальный холдинг, который вбирает в себя множество направлений: от продюсерских и издательских проектов, до разработки уникального курса по музыкальной журналистике, о котором речь пойдет дальше. За тридцать лет существования газеты выпущено более 500 номеров, в которых отражается летопись событий, персон, тенденций и проблем музыкальной стороны России. Освещаются различные фестивали, конкурсы, гастроли и премьеры, что становится главными темами полос издания. Круг героев публикаций, как правило, состоит из артистов, молодых музыкантов России, которые делятся своими впечатлениями и взглядами на ту или иную проблематику.

    К нынешнему облику газета шла очень долго, путь ее был достаточно непростым. Ведь нужно было не только завоевать определенный круг читателей, но и сформировать его. Концепция ее определялась и в своих основных чертах сформировалась еще на первых этапах развития – в период с 1992 года (когда пост редактора занял А. Устинов). Постепенно утверждались найденные стилевые принципы, которые отбирались путем обработки материалов. К примеру, в колонке №1 за 1992 год редакция впервые указала на трудности своего становления: «Вырабатывая… собственную концепцию музыкальной газеты, специализирующейся только на проблемах академической музыки и фольклора, в условиях почти полного отсутствия газетной музыкальной публицистики, мы находились в процессе постоянного эксперимента – и творческого, и, увы, эксперимента на выживание». Продолжая эти мысли, стоит отметить, что речь шла не только о финансовой борьбе, но и о борьбе за тех, кому эта газета была действительно нужна: профессиональных музыкантов. Вводились то постоянные, то проводящие рубрики. Одной из них стала «Что почем в мире музыки» (выпуск 1993 №1).

    В целом, богатство рубрик поражает: «Памятные даты», «Юбилеи», «Бизнес-страница», «Конкурсы и мастер-классы», «Фестивали», «Научные конференции», «Образование», «Книги», «Начало сезона», «Итоги сезона», «Анонс», «Зарубежная мозаика», «Полемика», «Первая публикация», «Персона», «Памяти музыкантов», «Информация» и другие. И, тем не менее, с каждым годом, их становится больше, так как издательство не стоит на месте, а находится в поиске новых свежих идей и решений. «Встречаются, к примеру, выпуски, в которых рубрика «Информация» выполняет как бы роль рефрена, помещённого на чётных страницах. Или всякого рода спецвыпуски, строящиеся по особому плану. Один из них освещал, к примеру, XI Международный конкурс имени П. И. Чайковского – репортаж в 16 действиях, часть из которых была посвящена жюри, буклету, прессе и публике. Другой вышел под общей рубрикой «Книга», фактически став презентацией 78 книг 52 издательств России и ближнего зарубежья. Спецвыпуски же о различных городах и регионах имели строение, соответствующее структуре музыкальной жизни последних».

    Когда берешь газету в руки, сталкиваешься с большим потоком информации. Однако на самом деле, материалы, содержащиеся в ней, распределяются в порядке их «важности»: т.е. ближние публикации изучаются намного тщательнее, те, которые находятся дальше – только просматриваются, и, наконец, самые далекие – просто пролистываются после прочтения заголовков. Заметно, что для каждого, кто взял газету, порядок этой расстановки будет иным. В итоге получается, что газета нужна всем и всякому, только по-разному. Как пишут специалисты, - «Она обеспечивает необходимую комфортность практически любой группе своих читателей и почитателей, гарантируя тем самым сохранение и даже расширение их круга, сопутствующее расширению тематики и жанрово-стилевого диапазона».

    Нередко тексты статей газеты говорят намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Дополнительные смыслы спрятаны между строк, а главная задача читателя – найти их и понять. Ведь извлекая тот или иной смысл, читатель сможет вычислить существенные факты, которые связаны с мнением и оценкой происходящего. В этом плане показательными являются интервью «Музыкального обозрения», целью которых, в большинстве случаев, является выявление отношения собеседника и тем или иным фактам, ситуациям и проблемам.

    С этой целью подбираются вопросы, отвечая на которые, можно сложить словесный автопортрет. «Позиция газеты не остаётся безучастно нейтральной, хотя интервьюеры «МО», как правило, стараются не выказывать прямо и резко своё отношение к теме и суждениям собеседника. В этом, кстати, проявляется деликатность предлагаемого газетой стиля общения. Тем не менее, даже если ответы не комментируются, отношение интервьюера обнаруживается в направленности очередных вопросов и общей логике их следования, не говоря уже о тонких лексико-интонационных приёмах и намеках» [1, с. 47].

    Все это позволяет говорить о том, что у газеты «Музыкальное обозрение» есть собственный многообразный и достаточно яркий стиль, как редакторский, так и литературно-мировоззренческий. При достаточно обширной стилевой палитре и расширенном жанровом диапазоне, он просвечивается как нечто объединяющее их. «Газета никогда не была тривиальной, не шла по ею же проторённым тропам и не вышивала свои узоры по раз и навсегда подобранной канве. Отдельные материалы представлялись даже сверхнетривиальными, чтобы не сказать - эпатажными, и отчётливо фиксировались в памяти» [1, с. 52].

     


    1Трембовельский Е. О стиле и жанровом диапазоне газеты «Музыкальное обозрение» // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2014. – С. 38–54.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2019 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки