Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : Навстречу 50-летнему юбилею консерватории №1 (1), Март 2006 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

      Седьмой Международный фестиваль скрипичной музыки

      Первая Международная конференция «Баян. Современность. Джаз»

      Конкурсы: итоги, перспективы

      Встречаем выпускников: Вокальный Факультет

      Весёлая страница


    Поиск по сайту

     
     
    БАЯННО-АККОРДЕОННАЯ ОЛИМПИАДА. ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

      Ясным субботним днем ,так живо напоминающим о приближении весны ,мне посчастливилось посетить Большой зал НГК ,где состоялось закрытие Международной научно-практической конференции «Баян . Современность . Джаз». Точнее ,закрытие ее практической части (научная – круглый стол и вручение сертификатов – была завершена немногим ранее) .

      Тульский мастер музыкальных инструментов Петр Стерлигов , в начале XX столетия создавший баян , несомненно , в этот вечер был бы счастлив и горд славной судьбой своего “родного детища” . Баян оказался в руках профессионалов высшего уровня , стал героем “величайшего музыкального действа (по словам ведущего , проф . Б . В . Робинсона) . Б . В . Робинсон назвал этот инструмент “чемпионом трех дней” , остроумно отметив “приуроченность” конференции” к Олимпийским играм-2006 в Турине .

      Значение “баянного действа” в музыкальном мире поистине велико . Баян не “избалован” мероприятиями подобного рода. Более того, актуальные проблемы баянного исполнительства представлены на конференции в неожиданном и крайне интересном ракурсе: во взаимосвязях с музыкальным искусством нашего времени , с джазовым направлением. Это наглядно демонстрировал репертуар заключительного концерта . Звучали произведения современных авторов , каждое из которых было по-своему замечательно и достойно внимания – как исполнительского , так и слушательского . Приоритет принадлежал так называемым малым жанрам . Только два произведения из четырнадцати отданных на суд публики являлись частями более крупных композиций – сюит , инструментальных циклов (“Карнавал” Вячеслава Семенова , парафраз на Ave Maria Джулио Каччини из цикла «Шоу-метаморфозы тем классики» Игоря Жильцова) .

      Все звучавшие сочинения представляли собой образцы самых разных и композиторских техник ХХ-XXI столетий . Здесь органичный синтез фольклорных интонаций с сонорными эффектами (“Русская зима” Веры Городовской , Парафраз на народные темы одесского композитора Виктора Власова); сочетание сонористики и джаза (пьеса Владимира Зубицкого “Привет , Кастельфидардо” , мастерски исполненная лауреатами международных конкурсов Максимом Конаревым и Борисом Пасманом ) . Необычный взгляд на русскую народную песенность представлен в миниатюре для баяна Александра Тимошенко “Пряха” . В полигармонических сочетаниях и причудливом варьировании метроритма улавливается связь с традициями выдающегося неофольклориста Бэлы Бартока . Ряд произведений талантливо претворяет интонации городского музыкального фольклора и даже эстрады . Таковы протяжно-мелодичные крайние разделы “Листка из одесского альбома” В . Власова , контрастирующие со средним , более сложным и жестким в гармоническом отношении . Когда публика слушала “Французский калейдоскоп” Виктора Ефимова она словно оказывалась в чарующей , незабываемой атмосфере Парижа с его шансон и танго . Впечатление усиливалось обликом солиста Владимира Никулина (лауреат международных конкурсов , солист Новосибирской филармонии) . Стройный , в ослепительно белой рубашке и по-французки элегантном черном жилете , артист светился вдохновением; романтической пылкости был исполнен каждый звук . Силу и непосредственность эмоций подчеркивало также то , что Владимир Никулин играл стоя (единственный из всех музыкантов в этот вечер) .

      Некоторые опусы демонстрировали виртуозную работу с цитатным материалом . В пьесе “Праздник в деревне” великолепный юмористический эффект достигается сменой цитат , столь же естественной , сколь и неожиданной: Полонез Огинского , песня И . Дунаевского “Каким ты был” , популярная итальянская песня “О мое солнце” . Органично претворен музыкальный материал песни “Капитан” из кинофильма “Дети капитана Гранта” в одноименной джазовой миниатюре .

      Особенно поразило зрительный зал и вызвало живейший эмоциональный отклик впервые исполненное в Новосибирске произведение В. Власова “Убиение в Угличе”, созданное под впечатлением трагедии А . К . Толстого “Царь Федор Иоаннович”. Это оркестровое сочинение , по драматическому накалу не имевшее аналогов на концерте , стало , без сомнения , главной кульминацией вечера. Начинается оно в приглушенных тонах – мерными трагическими ударами колоколов в сочетании с нисходящим хроматическим лейтмотивом струнных , разрастающимся в кульминации до широкого оркестрового кластера .

     

    Кластер переходит в мрачную угрожающую скачку , которую словно молнии прорезают сокрушительной силы удары барабанов . “Ужас какой!” – не смогла сдержать чувств сидевшая в зале пожилая женщина . Затем все возвращается к исходной точке – колокольным ударам , будто уходя в небытие . Крики “Браво!” были достойной наградой исполнителям – сводному оркестру народных инструментов Новосибирского музыкального колледжа и Новосибирской государственной консерватории под управлением Роберта Пака . Композитора также вызывали на поклон. Виктор Власов стал одним из главных героев трехдневной “музыкальной драмы” (его авторский концерт состоялся днем раньше) .

      В инструментальных составах и тембровых ансамблях ведущее место принадлежало , конечно же , баяну и его немецкому “собрату” аккордеону в сопровождении оркестра народных инструментов . Звучали также дуэты: баян – аккордеон , баян – домра . К более “экзотическим” сочетаниям сегодняшнего вечера стоит отнести дуэт “народного” баяна и академической скрипки в пьесе “Привет , Кастельфидардо” . При этом исполнители Максим Конарев и Борис Пасман отлично справились с целым каталогом нетрадиционных манер звукоизвлечения , образующих даже небольшое соло в середине произведения . Глиссандо и пиццикато скрипки , удары ладонью и скольжение ногтями по корпусу инструмента , притопывания – все это нередко в одновременности! Хочется особо отметить инструмент необычной конструкции – баян с дифференциалом , представленный нам гостем из подмосковного города Электросталь Игорем Жильцовым . Игорь Жильцов сыграл два произведения , представ сразу в двух ипостасях: композитора и исполнителя . Звучание нестандартного баяна , “приодетого по последней моде” , удивительным образом напоминало орган богатством и тонкостью регистровых красок .

      Все исполнители в этот вечер были на высоте . Словно завороженные , следили зрители за тонкими проворными пальцами Максима Конарева , с восторгом внимали блестящей виртуозной игре мэтров исполнительства на народных инструментов – лауреатам международных конкурсов Андрею Романову и Андрею Кугаевскому .

      Высочайший уровень мастерства показали солисты Михаил Овчинников , Александр Крупин , Евгений Кочетов , Владимир Мурза , Виктор Бордунов , Уральский инструментальный дуэт Лариса и Виктор Герасимовы (все – лауреаты международных конкурсов).

    Уральский инструментальный дуэт 
	  Лариса и Виктор Герасимовы

    Уральский инструментальный дуэт Лариса и Виктор Герасимовы

    Образцом профессионализма и мужества был находившийся два часа на сцене сводный оркестр народных инструментов НМК и НГК . Всех артистов , принявших участие в заключительном концерте , объединяло одно: горячая любовь к исполняемой музыке , искренность , открытость , жизнерадостность . Они светились во взгляде , выражались в каждом жесте и движении , пронизывали каждый звук произведений; они заражали публику . Было немало моментов , когда мне – в буквальном смысле слова – приходилось от захватывавших эмоций прилагать усилия , чтобы усидеть на месте .

    О таких концертах можно говорить и писать бесконечно. Однако без чувства меры не обойтись нигде и ни в чем. Остается лишь посетовать на бессилие строк небольшой статьи передать всю силу и красоту искусства. Настоящего искусства! Оно явилось нам в этот вечер .

    Маргарита Петрунина,
    студентка IV курса ТКФ НГК

    наверх | назад

    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
    Дизайн Андрей Шингарев