Ясным субботним днем ,так живо напоминающим о приближении
весны ,мне посчастливилось посетить Большой зал НГК ,где состоялось закрытие Международной научно-практической
конференции «Баян . Современность . Джаз». Точнее ,закрытие ее практической части (научная – круглый стол и вручение
сертификатов – была завершена немногим ранее) .
Тульский мастер музыкальных инструментов Петр Стерлигов , в начале XX столетия создавший баян , несомненно ,
в этот вечер был бы счастлив и горд славной судьбой своего “родного детища” . Баян оказался в руках профессионалов высшего
уровня , стал героем “величайшего музыкального действа (по словам ведущего , проф . Б . В . Робинсона) . Б . В . Робинсон
назвал этот инструмент “чемпионом трех дней” , остроумно отметив “приуроченность” конференции” к Олимпийским играм-2006 в
Турине .
Значение “баянного действа” в музыкальном мире поистине велико . Баян не “избалован” мероприятиями подобного
рода. Более того, актуальные проблемы баянного исполнительства представлены на конференции в неожиданном и крайне интересном
ракурсе: во взаимосвязях с музыкальным искусством нашего времени , с джазовым направлением. Это наглядно демонстрировал
репертуар заключительного концерта . Звучали произведения современных авторов , каждое из которых было по-своему замечательно
и достойно внимания – как исполнительского , так и слушательского . Приоритет принадлежал так называемым малым жанрам .
Только два произведения из четырнадцати отданных на суд публики являлись частями более крупных композиций – сюит ,
инструментальных циклов (“Карнавал” Вячеслава Семенова , парафраз на Ave Maria Джулио Каччини из цикла «Шоу-метаморфозы
тем классики» Игоря Жильцова) .
Все звучавшие сочинения представляли собой образцы самых разных и композиторских техник ХХ-XXI столетий .
Здесь органичный синтез фольклорных интонаций с сонорными эффектами (“Русская зима” Веры Городовской , Парафраз на народные
темы одесского композитора Виктора Власова); сочетание сонористики и джаза (пьеса Владимира Зубицкого “Привет , Кастельфидардо” ,
мастерски исполненная лауреатами международных конкурсов Максимом Конаревым и Борисом Пасманом ) . Необычный взгляд на русскую народную песенность представлен в миниатюре для баяна Александра Тимошенко “Пряха” . В полигармонических сочетаниях и причудливом варьировании метроритма улавливается связь с традициями выдающегося неофольклориста Бэлы Бартока . Ряд произведений талантливо претворяет интонации городского музыкального фольклора и даже эстрады . Таковы протяжно-мелодичные крайние разделы “Листка из одесского альбома” В . Власова , контрастирующие со средним , более сложным и жестким в гармоническом отношении . Когда публика слушала “Французский калейдоскоп” Виктора Ефимова она словно оказывалась в чарующей , незабываемой атмосфере Парижа с его шансон и танго . Впечатление усиливалось обликом солиста Владимира Никулина (лауреат международных конкурсов , солист Новосибирской филармонии) . Стройный , в ослепительно белой рубашке и по-французки
элегантном черном жилете , артист светился вдохновением; романтической пылкости был исполнен каждый звук . Силу и
непосредственность эмоций подчеркивало также то , что Владимир Никулин играл стоя (единственный из всех
музыкантов в этот вечер) .
Некоторые опусы демонстрировали виртуозную работу с цитатным материалом . В пьесе “Праздник в деревне”
великолепный юмористический эффект достигается сменой цитат , столь же естественной , сколь и неожиданной: Полонез
Огинского , песня И . Дунаевского “Каким ты был” , популярная итальянская песня “О мое солнце” . Органично претворен
музыкальный материал песни “Капитан” из кинофильма “Дети капитана Гранта” в одноименной джазовой миниатюре .
Особенно поразило зрительный зал и вызвало живейший эмоциональный отклик впервые исполненное в Новосибирске
произведение В. Власова “Убиение в Угличе”, созданное под впечатлением трагедии А . К . Толстого “Царь Федор Иоаннович”.
Это оркестровое сочинение , по драматическому накалу не имевшее аналогов на концерте , стало , без сомнения , главной
кульминацией вечера. Начинается оно в приглушенных тонах – мерными трагическими ударами колоколов в сочетании с нисходящим
хроматическим лейтмотивом струнных , разрастающимся в кульминации до широкого оркестрового кластера .
|
|
Кластер переходит в мрачную угрожающую скачку , которую словно молнии прорезают
сокрушительной силы удары барабанов . “Ужас какой!” – не смогла сдержать чувств сидевшая в зале пожилая женщина . Затем все
возвращается к исходной точке – колокольным ударам , будто уходя в небытие . Крики “Браво!” были достойной наградой исполнителям –
сводному оркестру народных инструментов Новосибирского музыкального колледжа и Новосибирской государственной консерватории под
управлением Роберта Пака . Композитора также вызывали на поклон. Виктор Власов стал одним из
главных героев трехдневной “музыкальной драмы” (его авторский концерт состоялся днем раньше) .
В инструментальных составах и тембровых ансамблях ведущее место принадлежало , конечно же , баяну и его
немецкому “собрату” аккордеону в сопровождении оркестра народных инструментов . Звучали также дуэты: баян – аккордеон ,
баян – домра . К более “экзотическим” сочетаниям сегодняшнего вечера стоит отнести дуэт “народного” баяна и академической
скрипки в пьесе “Привет , Кастельфидардо” . При этом исполнители Максим Конарев и Борис Пасман
отлично справились с целым каталогом нетрадиционных манер звукоизвлечения , образующих даже небольшое соло в середине произведения .
Глиссандо и пиццикато скрипки , удары ладонью и скольжение ногтями по корпусу инструмента , притопывания – все это нередко в
одновременности! Хочется особо отметить инструмент необычной конструкции – баян с дифференциалом , представленный нам гостем
из подмосковного города Электросталь Игорем Жильцовым . Игорь Жильцов сыграл два произведения , представ
сразу в двух ипостасях: композитора и исполнителя . Звучание нестандартного баяна , “приодетого по последней моде” ,
удивительным образом напоминало орган богатством и тонкостью регистровых красок .
Все исполнители в этот вечер были на высоте . Словно завороженные , следили зрители за тонкими проворными
пальцами Максима Конарева , с восторгом внимали блестящей виртуозной игре мэтров исполнительства на народных инструментов –
лауреатам международных конкурсов Андрею Романову и Андрею Кугаевскому .
Высочайший уровень мастерства показали солисты Михаил Овчинников , Александр Крупин , Евгений Кочетов ,
Владимир Мурза , Виктор Бордунов , Уральский инструментальный дуэт Лариса и Виктор Герасимовы (все – лауреаты международных
конкурсов).
Уральский инструментальный дуэт Лариса и Виктор Герасимовы
Образцом профессионализма и мужества был находившийся два часа на сцене сводный оркестр народных инструментов НМК и НГК .
Всех артистов , принявших участие в заключительном концерте , объединяло одно: горячая любовь к исполняемой музыке ,
искренность , открытость , жизнерадостность . Они светились во взгляде , выражались в каждом жесте и движении , пронизывали
каждый звук произведений; они заражали публику . Было немало моментов , когда мне – в буквальном смысле слова – приходилось
от захватывавших эмоций прилагать усилия , чтобы усидеть на месте .
О таких концертах можно говорить и писать бесконечно. Однако без чувства меры не обойтись нигде и ни в чем. Остается лишь
посетовать на бессилие строк небольшой статьи передать всю силу и красоту искусства. Настоящего искусства! Оно явилось нам
в этот вечер .
Маргарита Петрунина,
студентка IV курса ТКФ НГК |