Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : Навстречу юбилею №2 (2), Август 2006 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Слово редактора

    Навстречу юбилею

    И снова конкурс…

    Круглый стол с острыми углами

    Этно в консерватории

    «Слыхали ль вы …» или о консерваторских премьерах

    О музыкальных интернет-ресурсах

    Музыкальная юморина

    Поиск по сайту

     
     
    Круглый стол с острыми углами
    Круглый стол с острыми углами


    Об одном, но все же о разном…

       На сегодняшний день среди молодого поколения профессия музыканта становится невостребованной, а ее прежняя элитарность постепенно сходит на нет. А уверен ли музыкант в завтрашнем дне? Сможет ли он обеспечить себе благополучную жизнь? Насколько прибыльна эта профессия? Подобные вопросы становятся сегодня уже привычными. Да…звучит грустно и безнадежно, но таково современное положение музыканта-профессионала. Именно этой злободневной теме был посвящен научно-практический семинар кафедры образования и просвещения, который состоялся 19 апреля и был приурочен к 50-летию Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки.

       Главная задача семинара – обсудить актуальные проблемы современного профессионального музыкального образования не только в консерваториях, но и в других учебных заведениях. На семинаре выступили специалисты различных профессий, работающих в НГК, НИПКРО, НМК. Семинар прошел «на одном дыхании»: интерес аудитории «подогревало» то обстоятельство, что идеи, аргументации и выводы выступающих еще нигде не публиковались. Среди выступавших были известные специалисты своего дела, профессора и доценты Новосибирской государственной консерватории – Л.П. Робустова, Л.Л. Зенина, М. Ю. Дубровская, И.П. Кладова, В.И. Кузин , А.В. Крупин , И. В. Полякова; В. М. Никифорова – профессор НИПКРО, работающая в системе общего образования; педагоги Новосибирского музыкального колледжа – Н. Л. Байкина, С. С. Коробейников, Е.С. Петенева. Всё, что говорилось на семинаре, часто в дискуссионной форме, было интересным, злободневным и даже «животрепещущим». А специалисты, неравнодушные к тому, что происходит сейчас, излагали собственные позиции, сформировавшиеся на основе многолетнего опыта; и предлагали реальные пути решения многих проблем профессиональной деятельности современного музыканта.

       Особенно хотелось бы выделить открытие конференции вступительной речью заведующей кафедрой образования и просвещения, кандидата искусствоведения, доцента Л.П. Робустовой. Людмилой Павловной был сделан небольшой экскурс в историю кафедры, которая силами педагога Евсея Михайловича Зингера была образована в 1969 году. Сначала кафедра ориентировалась на подготовку музыкантов-профессионалов в разных направлениях. Причем уже в 1970-е годы был подготовлен ряд важных методических материалов и документов. В этот же период была разработана система педагогической подготовки студентов консерватории и создан сектор педагогической практики, на базе которого студенты проводили учебные занятия. В те годы педагогической практике уделялось особое внимание: она проходила на четырех курсах (со второго по пятый). Количество учащихся достигало значительных цифр – до 130 человек, с подготовительного по десятый класс, а студенты имели возможность попробовать себя на разных уровнях обучения детей. Выпускникам ВУЗа присваивалась квалификация педагога среднего звена, что было тогда социально востребовано. Со временем ситуация меняется. Так, в 1980-е годы появляются многочисленные школы искусств, ориентированные на массовое музыкальное образование. Аналогичную функцию начинает приобретать и ДМШ, в связи с чем, возникает необходимость расширения методических установок в подготовке студентов консерватории к работе не только в среднем звене, но и на начальном этапе обучения. В 1990-е в педагогической подготовке наступает кризис: резко сокращается количество студентов, а соответственно и количество часов, урезаются курсы психолого-педагогических дисциплин и часы на руководство педагогической практикой. В сложившейся ситуации большое значение имеет методика работы педагогов вуза со студентами. В качестве примера, Людмила Павловна рассказала о различных современных формах и методах обучения, которыми занимается кафедра: это и компьютерное обучение, и синестезийная методика, и др.; о том, как кафедра учитывает и ориентируется на индивидуальные запросы студента. Слушатели убеждались в том, что динамика деятельности кафедры нарастает из года в год. В данной связи особенно выделялась работа студентов над дипломными рефератами по специальной педагогической подготовке. Отмечалось, что многие студенческие работы являют собой серьезные методические разработки, которые планируется публиковать.

       Все последующие доклады были жизненными и интересными, поэтому нельзя не сказать хотя бы несколько слов о каждом из них.

       Так, очень яркими были выступления педагогов с исполнительских кафедр консерватории (И. В. Поляковой, А. В. Крупина и Л.Л. Зениной), которые почти в унисон говорили об отсутствии молодых кадров и о нарастающем недоборе в ДМШ (особенно не востребован класс баяна), а также о снижении рейтинга музыканта в целом. Специалисты высказывались категорически против авторитарного отношения учителя к ученику по принципу «учу, как меня учили» или «делай как я!». И.В. Полякова подчеркнула, что для исполнителей-скрипачей важно ввести предмет анатомии, как это практикуется в Германии. Во избежание профессиональных заболеваний, студентам необходимо знать, как действуют при игре мышцы и суставы. Что же касается фортепианной педагогики, то Л.Л. Зенина определила в качестве основного отрицательного фактора в подготовке студентов - приоритетное развитие технических навыков над всем остальным. Подтверждением тому, по ее мнению, являются многие фортепианные конкурсы, которые демонстрируют мощный технический потенциал, но, как следствие, отсутствие ярких индивидуальностей.

       Весьма интересным воспринималось выступление педагога НМК Е.С. Петеневой , которая среди своих студентов выявила главные психологические предпосылки в выборе профессии музыканта и определила несколько факторов привлекательности и непривлекательности данной специализации. К первым относятся фактор самосовершенствования (0,77%), возможность постоянного творчества (77,8 %), а также, что добавили сами студенты, - притягательная сила искусства, возможность самовыражения и возможность гастрольной деятельности. Наряду с положительными моментами профессии музыканта, есть и факторы непривлекательности. Это, прежде всего, низкая заработная плата, недооценка важности этой профессии в обществе, возрастание конкуренции и зависимость от состояния здоровья.

       Очень своевременным и эмоциональным показалось мне выступление М.Ю. Дубровской, которая активно пропагандирует популярное слово о музыке в нашем вузе и не только. А ведь действительно, что мы - не только профессионалы, но и любители музыки - читаем с большим воодушевлением? Уж никак ни строго научные труды, нередко излишне напичканные узко специальной терминологией (не подумайте, уважаемые читатели, их мы – музыковеды - тоже читаем с интересом!), а именно статьи, написанные доступным языком. Марина Юзефовна подчеркивала, что имеющаяся сегодня огромная сфера журналистской деятельности востребует специалистов и предполагает соответствующую квалификационную подготовку музыкантов-просветителей. Все более актуальными становятся специальности рекламы в сфере культуры, музыкального менеджмента, фондрайзинга и др., что требует компетентных кадров и специалистов. Реальным средством повышения качества практической подготовки музыковедов к будущей публицистической деятельности Марина Юзефовна считает консерваторскую студенческую газету. Что было особенно приятно (в частности, мне, как выпускающему редактору этого номера), так это констатация М.Ю. Дубровской факта выхода первого в истории Новосибирской консерватории номера электронной газеты «Консерватория», который успел получить немало приятных отзывов и впечатлений.

       Кроме обсуждения проблем насущных, прозвучали и новые интересные образовательные проекты. Так, С.С. Коробейников поделился с присутствующими новыми подходами в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в Новосибирском музыкальном колледже, которые разрабатываются уже в течение десяти лет силами его педагогов. В основе образовательной системы лежат процессы дифференциации и интеграции предметов. Важно, подчеркнул докладчик, чтобы педагоги таких дисциплин, как сольфеджио, музыкальная литература, анализ музыкальных форм углубились в специфику определенного отделения, учитывали специальность учащегося и, соответственно, вовлекали в контекст уроков близкие ему произведения. Как отдельную проблему Сергей Савельевич выделил воспитание музыканта-теоретика, которое требует регулярных выступлений на конференциях не менее двух раз в год, приобретение навыков ранненаучной деятельности, введение таких дисциплин, как корреспондентская практика, музыкальное содержание, традиционная музыка народов мира, чтение современных симфонических партитур и, конечно, использование различных авторских методик. Процесс интеграции предметов берет за основу один музыкальный стиль, который одновременно изучается и анализируется в курсах сольфеджио, гармонии, анализа музыкальных форм и др.

       Выступление кандидата искусствоведения И.П. Кладовой касалось курса психологии в контексте обучения профессионального музыканта. Исходя из своего большого педагогического опыта, Ирина Петровна выделила три основных этапа постижения этой «нехитрой науки» и, как истинный психолог, каждому из них дала тонкий, поэтический заголовок. Первый этап называется ею - «жить под тенью парадоксов», что означает чувство новизны у студентов, когда они знакомятся с предметом психологии на втором курсе. Второй этап определяется как «связать несвязуемое», то есть изучение особенностей возрастной и креативной педагогики, достижение у студентов адекватного понимания сути и содержания предмета, формирования у них же внутренней мотивации и т.д. И, наконец, обязательный третий этап – «вторичная проверка».

       Поскольку на семинаре не смог выступить лично проректор НГК, директор Музыкального колледжа консерватории профессор В.И. Кузин, основные тезисы его доклада зачитала Л.П. Робустова. Главной идеей профессионального музыкального образования В.И. Кузин видит формирование универсального специалиста, что подразумевает владение несколькими инструментами, приобретение опыта композиции и развитие широкой музыкальной эрудиции.

       Особенно глубоким и своевременным нам показалось выступление профессора НИПКРО В.М. Никифоровой на тему «Профессиональное музыкальное образование в новой социальной реальности». Валентина Михайловна подняла актуальные, тревожащие нас проблемы обнищания интеллигенции, формирования элиты, далекой от высоких ценностей, неуверенности музыкантов в завтрашнем дне и др. Так, востребованная сегодня «попса» задает новые эталоны, а музыканты академического плана, в свою очередь, «становятся сферой услуг» и стремительно теряют слушателей, истинных ценителей искусства.

    Из бесед с некоторыми участниками семинара

       Л.П. Робустова – «Кафедра выступила инициатором необходимого и полезного начинания: объединение музыкантов различных специальностей, работающих в едином для всех направлении – профессиональное музыкальное образование. Думается, что это своевременно и необходимо. Мы лучше поймем происходящие процессы, лучше будем понимать друг друга. Считаю, что материалы семинара необходимо опубликовать, чтобы с ними могли познакомиться многие: педагоги-профессионалы (опытные и начинающие), студенты. Кафедра планирует и в дальнейшем продолжать развивать эту тему, возможно меняя ракурсы рассмотрения вопросов. Первая встреча была успешной. Надеюсь на то, что семинар станет традицией».

       М.Ю. Дубровская – «Думается, эта конференция давно назрела. Ее тематика и, особенно, конкретное содержание выступлений были не только актуальны, но и трепетно волнительны - опытные, неравнодушные к своему делу педагоги говорили о наболевшем, делились сокровенными, порой выстраданными мыслями, оценками и чаяниями. Вот почему ни за кафедрой, ни в зале не было спокойных лиц – все с неослабевающим интересом внимали словам докладчиков, пуская реплики, задавая злободневные вопросы и формулируя горьковатые, порой, резюме. Особенно мне запомнились: вступительный монолог (именно страстный монолог!) Л.П. Робустовой, очень болевое выступление И.В. Поляковой, мудрое слово В.М. Никифоровой …»

       В заключении хочется сказать, что каждый доклад был по-своему интересен и полезен, так как представлял разные стороны одной большой и серьезной проблемы. И в каждом автор предлагал механизмы существования в новой социальной реальности, а также рычаги воздействия на современный социум. Но под силу ли это нескольким единомышленникам, пусть даже за ними – крупнейшие музыкально-учебные заведения региона?

    Оксана Герасимчук,
    магистрант, V курс ТКФ

     


    наверх | назад

    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
    Дизайн - Андрей Шингарев