Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : Мы вернулись! №4, Ноябрь 2008 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора

    1. Интервью номера...

      Музыковеды. Кто МЫ?
      Ода Школе премудрых мужей…
      Дельфийские игры
      Молодые и горячие
      Момент истины
      Наши юные пианисты…
      Последний шаг к победе
      Слушаем глазами
      Наш юбиляр
      Второй концерт пленума
      Русская душа
      Галерея музыкальных портретов
      АХ НЭТИ
      Американский индеец…
      Консерваторская буквица
      Храм тишины
    Поиск по сайту

     
     
    Галерея музыкальных портретов
    Галерея музыкальных портретов

       Именно так, пожалуй, следовало бы назвать этот концерт – государственный экзамен выпускницы вокального факультета Юлии Полещук (класс Народной артистки СССР, профессора З.З. Диденко), состоявшийся 25 мая в Большом зале консерватории. Наверное, только камерная обстановка несколько отличала его от обычных концертов в «Большом». Впрочем, намного ли больше публики присутствовало в аристократических салонах или в кружках ценителей романтической музыки? Ведь основная часть произведений, спетых Юлией, была предназначена для подобного рода камерных собраний, хотя в ее программе имели место и арии из опер «для большой сцены». Итак, вместе с героиней сегодняшнего вечера мы совершили музыкальное путешествие по Европе ХVIII – XIX веков, любуясь воссозданными ею оперными женскими портретами.

       Юлия – обладательница лирико-колоратурного сопрано прекрасного, мягкого тембра, выровненного по всему диапазону. Без преувеличения можно сказать об «оперном энциклопедизме» ее репертуара, который включал широкое поле стилей – от барокко до позднего романтизма, – и жанров: от изящной куплетной миниатюры до большой арии-сцены. Все вокальные номера программы отличались заметным уровнем сложности, с которым певица справилась просто блестяще: это касается и нот в высокой тесситуре, и жемчужного колорирования в медленных ариях, и инструментально-виртуозных концертирующих пассажей, выполненных с большим художественным вкусом, тонким чувством стиля и индивидуальности.

       При этом обращало на себя внимание то, как в каждом из языков, на которых пела вокалистка – немецком, французском, итальянском – чувствовалось понимание и точная передача ею каждого слова. Впору было пожалеть о незнании этих языков в той мере, в какой, по-видимому, владеет ими исполнительница. География нашего путешествия включала Германию, Австрию, Францию, и, конечно, Италию – какой вокальный репертуар обойдется без шедевров, созданных на родине оперы! К этому списку добавится еще и Англия, если вспомнить, что оперы Генделя «Ринальдо» и «Альцина», арии из которых открывали концерт – были написаны им в Лондоне.

       На этом концерте мы получили редкую возможность сравнить два разных воплощения одного и того же женского образа: Армида немецкая (Гендель) и французская (Люлли). Оба портрета запечатлели страдающую отвергнутую героиню – но как были они не похожи! Если в облике первой преобладала благородная сдержанность чувства, то у второй – нескрываемый эмоциональный порыв и страсть. Исполнение арии Армиды Люлли потребовало от лирико-колоратурного сопрано исполнительницы насыщенных нот грудного регистра – и они по звучанию не уступили бы и грудному тембру более плотных голосов. Это позволило вокалистке очень убедительно передать энергетический напор, свойственный французской оперной декламации.

       В репертуаре Юлии Полещук были представлены и несколько итальянских героинь: Каролин (Чимароза, «Тайный брак»), Одина (Россини, «Одина») и Джильда (Верди, «Риголетто»). И хотя, как кажется, дарование певицы более тяготеет к проникновенности, глубине и серьезности чувства – ей оказалось вовсе не чуждо и кокетливое обаяние итальянок. К тому же эти крупные многочастные арии позволили продемонстрировать все психологические нюансы образа с прихотливыми сменами настроений. Даже с очень сложной и известной арией Джильды (думаю, не каждая выпускница вокального факультета решилась бы включить ее в экзаменационную программу) Юлия справилась без скидок на возраст. В один ряд с этими портретами стоит, пожалуй, поставить и Адель (Штраус, «Летучая мышь») – уроженку Австрии, сравнимую с итальянками по грациозной пластике опереточной героини, великолепно переданной исполнительницей.

       Своеобразной интермедией концерта стала «Французская серенада» Леонкавалло. Был ли это женский портрет? Вряд ли, но наверняка он присутствовал за кадром, как адресат пылкого призыва в тиши упоительной ночи Парижа или Прованса… Нельзя не отметить исполнение романса Листа «Как дух Лауры…» – по сути, крупного романтического дуэта для голоса и фортепиано. Именно здесь от вокалистки потребовалось внимание к тончайшим деталям текста и эмоционально отчетливая подача каждого слова.Остается порадоваться за вокальную кафедру НГК, готовящую исполнителей такого класса – и пожелать певице, чтобы ее талант и мастерство нашли применение, достойное их уровня.

    Елена ТАТАРИНЦЕВА
    IV курс ТКФ

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки