В консерватории, как известно, учатся студенты разных специальностей. Их можно условно подразделить: исполнители на различных инструментах и ... «все остальные». К категории «все остальные» относятся студенты, готовящиеся стать дирижёрами хора, композиторами и музыковедами. Из этого списка самыми загадочными являются именно музыковеды. Их загадочность связана уже со сложностью объяснить в двух словах людям, профессионально не соприкасающимся с музыкой, чем все- таки они – музыковеды – занимаются.
Когда «не музыканты» спрашивают у студентов-музыковедов: «на кого ты учишься в консерватории?», то при ответе: «на теоретика», сразу задают второй: «так на чём же ты играешь?». В этом месте молодой музыковед либо теряется, либо говорит после небольшой паузы: «на фортепиано», либо начинает объяснять, перечисляя список тех дел, которыми он каждый день занимается.
В мире профессиональных музыкантов-исполнителей существует миф, что музыковеды, несмотря на наличие в своём названии корня слова «музыка», не являются истинными музыкантами. И пусть немало найдется известных примеров, доказывающих обратное, мне бы хотелось развеять столь несправедливый миф на своем примере. Примером послужит группа музыковедов и композиторов, которые поступили в Новосибирскую консерваторию в 2004 году, и сейчас – в 2007-2008 учебном году – учатся на 4 курсе (Состав группы ТКФ, музыковеды: Вислогузова Анастасия, Доронина Ирина, Ефанова Татьяна, Зелова Юлия, Земских Елена, Капытина Татьяна, Котова Каринэ, Кузнецова Марина, Ручин Алексей, Семёнова Зинаида, Татаринцева Елена, Чакенова Яна; композиторы: Денисенко Юлия, Казак Дарья, Леснова Анна, Ольховик Марина, Чернова Дарья). С первого курса эта группа отличалась от групп других факультетов, поступивших в этом же году, своей активностью, желанием творить и создавать новое.
Так, в 2004 году появилось коллективное желание поставить силами группы (!) «Орфея» Монтеверди. Одним из музыковедов нашего курса, а именно, Ириной Дорониной, были организованны репетиции (по нескольку раз в неделю), оговорены костюмы и место постановки, однако, исходя из сложности материала, опер, к сожалению, так и не была нами поставлена.
Второй попыткой проявить свой творческий потенциал, стало желание членов группы вступить в ряды консерваторского студенческого хора под руководством профессора И. Юдина для концертного исполнения в Большом зале консерватории «Реквиема» Моцарта, а также кантаты Прокофьева «Александр Невский» в Доме культуры железнодорожников. Юные музыковеды выучили в кратчайшие сроки свои партии обоих произведений, причём со словами на языке оригинала, удачно прошли прослушивание, но так и не были приняты. Причина отказа не была связана с уровнем подготовки, ибо, как выяснилось позже, для выступления необходимо было не только выучить свои партии, но и привести каждой желающей петь (на этом факультете учатся в основном девушки) для участия в проекте также по два поющих юноши.
Единственное, что все-таки нам удалось осуществить, учась на первом курсе – это запись диска, состоящего и двух хоров: №1 из «Страстей по Иоанну» Баха и №1 из «Реквиема» Моцарта в студии звукозаписи консерватории.
На втором и третьем курсах желание создать что-то вместе немного утихло. Многие начали брать индивидуальные уроки вокала, флейты, органа, джазовой импровизации, активно принимали участие в концертах общего фортепиано и поддерживали молодых композиторов, являясь первыми исполнителями их произведений.
К счастью, на четвёртом курсе дружный, жизнерадостный и всё ещё желающий создать ( в смысле – исполнить) что-либо интересное коллектив попал в умелые руки доктора искусствоведения, профессора С.С. Гончаренко, которая в рамках элективного курса «Оперная драматургия», дала импульс для постановки первого действия оперетты Оффенбаха «Прекрасная Елена». Эта идея пришлась по вкусу всей группе, так как материал был доступен для исполнения и выучивания в краткие сроки. Вновь Ириной Дорониной были организованны репетиции, и за пару месяцев всё было выучено наизусть, в костюмерной найдены красивые наряды для всех участников, вывешена необычная афиша и в декабре 2007 года постановка состоялась.
Ирина Доронина стала режиссёром-постановщиком, концертмейстером, репетитором и просто душой постановки. Общее количество участников, задействованных в оперетте, было 14. Это была самая масштабная и самая продолжительная постановка (общее время более одного часа), осуществлённая группой теоретиков и композиторов за последние годы.
Среди слушателей в зале были замечены и студенты вокального факультета, в которых, как выяснилось после постановки, произошедшее действо вызвало удивление, одобрение и, что особенно ценно, высокую оценку. Но самое главное, что в зале присутствовали музыковеды, обучающиеся на первом курсе. Судя по отзывам, они были вдохновлены столь творческим подходом старшекурсников к обучению в консерватории и будем надеяться, что новое поколение музыковедов окончательно развеет миф исполнителей и пойдёт дальше нас!
Каринэ КОТОВА IV курс ТКФ
|