Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : Мы вернулись! №4, Ноябрь 2008 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора

    1. Интервью номера...

      Музыковеды. Кто МЫ?
      Ода Школе премудрых мужей…
      Дельфийские игры
      Молодые и горячие
      Момент истины
      Наши юные пианисты…
      Последний шаг к победе
      Слушаем глазами
      Наш юбиляр
      Второй концерт пленума
      Русская душа
      Галерея музыкальных портретов
      АХ НЭТИ
      Американский индеец…
      Консерваторская буквица
      Храм тишины
    Поиск по сайту

     
     
    «Ода о Школе премудрых мужей» или «Мы глазами древних»
    «Ода о Школе премудрых мужей» или «Мы глазами древних»

       В архивах одной известной библиотеки удалось найти редкий документ. В документе повествуется о неком китайце, жившем в незапамятные года в Среднем царстве. Заручившись поддержкой правящей династии, он посетил Школу премудрых мужей, где воспитывали любовь к Музыке. Итогом его путешествия в Школу стала ода.

       Для нас сегодня главный интерес представляет не столько установление точной датировки документа, сколько та уникальная информация, которая дает возможность пролить свет на представления древних китайцев об искусствах и традициях почитания старших наставников и правителей. Наше издание впервые публикует этот редкий документ, у которого есть все шансы стать предметом обсуждения мировой общественности. «О, Страна Музыки, ты, подобна алому цветку, распустившемуся в самом сердце жгучей пустыни Мо. Ты подобна оазису, питаешь своими соками и даешь утолить жажду, целому сонму умирающих странников» – так начинается Ода предпочитающего остаться неизвестным китайца. В дальнейшем повествование обрывается, и с места, которое удалось расшифровать, Ода перерастает в произведение с чертами воспоминаний и наблюдений (прим. переводчика З.С.)

       Как гласит повествование, в этом документе дается описание Премудрых героев – «светлейшие из мужей, слава о необычайной мудрости которых распространилась далеко за пределы долины Желтой реки, отличаются невозмутимым спокойствием и строгостью. Природа щедро одарила их всеми душевными добродетелями, столь редкими в наш век нарушенной гармонии, подобно тому, сколь тяжким трудом представляется отыскать истинный изумрудный блеск «вечного камня»(«вечным камнем» в древнем Китае почитался нефрит, он служил предметом культа предков. Ценность нефрита была так велика, что он играл роль золота и серебра, из него готовили монеты, техника обработки нефрита достигла совершенства именно в Китае.). Пришло время представить Вам вереницу имен, переливающихся у меня в ушах в дивном сладкозвучии.

       Главу Школы благороднейших мужей зовут Кур Ле Няо. Несмотря на свой еще почти юный возраст, согласно здешнему времяисчислению, он пользуется преданностью, любовью и уважением других премудрых мужей. Покойный Великий Учитель Кун Цзы не устыдился бы признать в высшей степени праведными его начинания во славу и процветание Страны Музыки. Я прошу простить вашего покорного и никчемного слугу за мою старческую забывчивость, я вовсе не хотел скрыть от вас название этой столь восхитившей меня Школы. А зовется она «Собрание полутысячи мужей и жен, знающих толк в благородных занятиях игры, пения и мудрствования по поводу, а иногда и без повода». Надо признаться, как и в любом деле в нашей стране, к традициям в этой Школе относятся крайне трепетно, и здесь не исключением является почитание уже почивших великих предков. А ведь память о них и является основой нашего накопления знаний о мире. Знания эти каталогизируются самым удивительным образом, в деятельности этой огромной человеческой машины занято множество людей.

       Побывавши в великой Школе премудрых мужей, я нашел любопытным разделение их деятельности (по моему убеждению, крайне полезное) на несколько практик. Одна из них зовется «просматривание своих глаз до поры одевания специальных кругляшков, сделанных из стекла». Признаться, это новое изобретение, я еще доселе не встречал, но нахожу его немного смехотворным (да простят меня потомки), потому как этот инородный предмет способен полностью изменить выражение лица. Молодые мужья и жены этой практики под чутким руководством премудрых мужей открывают колодезь памяти предков и достают оттуда любопытнейшие свидетельства и артефакты о деле их жизни – Музыки. Их не интересует весьма сомнительная суета и произвол, творимый в наши дни: куда лучше понимали и ценили музыку раньше. Вот и теперь, с рукой на сердце, они не страшатся своего смехотворного вида из под стеклянных кругляшков и поглощают сотни трудов великой древности…

       Весьма почитаемым мужем, как показалось вашему покорному слуге, здесь имеет быть седовласый Яко Фай. Как я только услышал его рассуждения о природе Музыки, то сразу забыл, где нахожусь, так вдохновенна и возвышенна была его речь, он обладает исчезающим в наше время слогом и умением вести рассказ. С ним может сравниться разве что сам Сыма Гуан (Сыма Гуан (1019-1086) автор «Зерцала всеобщего, в управлении помогающего» - летопись истории Китая с древнейших времен и до Х века).

       Меня поразило в этой Школе премудрых мужей также и то, что не всегда здесь удается сохранить роль женщины (В древнем Китае женщина была, прежде всего, хозяйкой дома, хранительницей домашнего очага.) такой, как этого требуют законы Поднебесной. Некоторые жены здесь способны повести спор наравне с премудрыми мужами, я видел одну из них, несравненную Кин Па, и это верх похвал, поскольку женам нет равных по изяществу и тонкости плетения узора мысли, да и что там говорить, их душа способна более чутко реагировать на вибрации, передаваемые звуками.

       Другую практику, которую мне удалось увидеть, назвали «Оркестрао», – этим сложным термином здесь обозначают практику зажимания натянутых струн. При этом специальное приспособление – палочка с надерганным волосом из конского хвоста – помогает произвести дивные звуки. Но и это еще не все, некоторые молодые мужи, сидящие поодаль, издают такие оглушительные сигналы, раздувая свои могучие легкие, что эта богатырская сила способна разнести в щепки не одно укрепление вражеских застав. «Оркестрао» – это такой всечеловеческий рев, который способен разбудить соки к жизни сотен предков. Похоже, здесь этому придают наибольшую важность, ведь каждый раз «Оркестрао» превращается в особый ритуал, и мне посчастливилось присутствовать на одном из таких культов. Торжественное священнодействие было посвящено поклонению наиболее почитаемого ими предка Бет Хо Вэня. В этого предка, по моему собственному убеждению, перевоплотился самый сильный, выносливый и стройный муж. Судя по всему, совершенство облика является главным преимуществом в борьбе за право именоваться предком – верховным жрецом. И я видел, как ловко он управлялся с этим необузданным огненным драконом, которого изображали покорные слуги «Оркестрао». Слуг было так много, что они заполонили все возвышающееся над простыми смертными пространство. Я не нахожу слов чтобы описать вам, глубокоуважаемые потомки, всех чувств, которые захватили мою душу во время таинственного акта отправления этого обряда. Верховный жрец стоял на возвышении и был поистине грозен, его глаза сверкали и из них сыпались миллионы молний. Его телодвижения были подобны извивающемуся мифическому владыке из театра теней. Руки, шея, голова только и успевали увертываться от стрел, летящих из пылающего жала неумолимого зверины. Хотя меня с непривычки вдруг одолела икота, я все же следил за этой тяжелой схваткой до конца. И сколько я не ждал, победителей и побежденных тут не оказалось. Дракон вдруг запрятал свои огненные жала, и из его уст потянулась медленно скользящая и зависающая в воздухе, мелодия. Моя икота вдруг сама собой отринула, мне сделалось так хорошо. Очистительный акт удался, мысли ушли из головы и я заснул. Не успел я насладиться и минутой блаженства, как все окружающие меня люди, ни с того ни с сего, начали что есть мочи колотить руками и ногами, и при этом неистово выкрикивать какие-то заклинательные выражения. У Вашего покорного слуги от неожиданности очень быстро заработали ноги и он, не помня себя от ужаса, вынужден был скрыться, так и не разгадав последней тайны Школы Премудрых мужей. Да простят меня потомки за столь не красящую меня оплошность.

       Я оказался один на большой парадной лестнице. Она вывела меня в большую залу. Оттуда я направился дальше гулять по школе.

    (Продолжение следует)

    Рукопись переведена и подготовлена
    к публикации
    студенткой IV курса ТКФ
    Зинаидой Семеновой

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки