З.С.: Виктор Алексеевич, какое у вас сложилось впечатление от музыки новосибирских композиторов, многопланово представленных во всех программах фестиваля. Может, по-вашему, есть какие-то яркие особенности, интересные тенденции, делающие отличимым лицо сибирской музыки?
В.Е.: К сожалению, я был не на всех концертах, но сибирскую музыку я знаю. Очень ценю творчество Юрия Шибанова (жаль, что последнее время он нечасто балует нас своими премьерами), очень хорошие впечатления у меня от музыки Андрея Попова и Сергея Кравцова, интересен мне и Сергей Тосин со своими концептами-экспериментами. Молодое поколение пока не очень ярко о себе заявило, но будем надеяться…
З.С.: Расскажите о ваших недавних работах, о вас сложилось мнение, что с каждым новым сочинением вы как хамелеон меняетесь, для вас каждый опус – это эксперимент, проверка на прочность музыкальной материи, к чему вы в итоге пришли, ведь наверняка вы не согласны с мнением В. Мартынова об отказе от авторского проявления в творчестве?
В.Е.: Сравнивая с хамелеоном, вы мне делаете комплимент – хотелось бы всегда не повторяться и радикально находить новые средства, идеи, концепции, но в наше время это невероятно трудно. Я пытаюсь искать в сфере так называемых «индивидуальных проектов», т.е. чтобы музыка была не чисто звуковым объектом, а несла в себе какой-то дополнительный смысл – философский, художественный, ассоциативный, другими словами, чтобы в ней был контрапункт разных идей.
З.С.: Как обычно публика реагирует на такие ваши партитуры, как скажем, Balletto – инструментальный театр одного актера, в качестве которого выступает дирижер или «Лебединая песня», где так символично спадают листки партитуры? Были ли забавные случаи при исполнении вашей музыки со стороны реакции зрителей?
В.Е.: Реакция публики всегда непредсказуема, хотя в каких-то сочинениях изначально заложен спектр определенных реакций. Когда речь идет об инструментальном театре, конечно же, сочинения в этом жанре вызывают более непосредственные эмоции у публики. А про упомянутое Balletto один из слушателей пророчески произнес: «Это сочинение обречено на успех».
З.С.: Виктор Алексеевич, как вы считаете, в российской системе образования возможны изменения относительно повышения внимания к тому, что происходит в современной культурной жизни. Ведь, как правило, академическое образование редко идет дальше заложенных традиций, не так много музыкантов, достойно исполняющих и вообще берущихся за исполнение современных партитур. Сейчас в бурно меняющемся мире востребованы специалисты, ориентирующиеся во всех сферах жизни, владеющие знаниями из смежных областей искусства – живописи, дизайна, новых мультимедийных технологий, экспериментальных форм театра. Как пример этому могла бы служить организация в России альтернативного академической системе центра по изучению современного искусства, или все-таки современная музыка это удел элитарной культуры – мир избранных посвященных?
В.Е.: Вопрос музыкального образования – сложный вопрос, а уж тем более, если мы говорим о современной академической музыке. Она ведь сейчас практически никого не интересует – ни наших государственных руководителей и чиновников, ни СМИ, ни директоров филармоний, ни ВУЗ’овских ректоров и преподавателей. Правда, в последние годы при Московской консерватории образован и успешно функционирует «Центр современной музыки», при котором есть ансамбль «Студия новой музыки», регулярно концертирующий с новыми сочинениями отечественных и зарубежных композиторов. Кроме того, в той же консерватории есть факультет «Старинной и современной музыки», а в Институте имени Ипполитова-Иванова факультет «Современное исполнительство», где в программе обучения акцентируется именно современная музыка. Но все равно, без серьезной государственной поддержки вся наша современная культура отнюдь не скоро выйдет из разряда элитарной.
З.С.: Вы – один из немногих ныне живущих композиторов, кто уже выполнил историческую миссию – написал свою автомонографию. В своей книге, как мне кажется, у вас получилось совместить два качества, с одной стороны это мастерство непринужденной беседы, а с другой – серьезное концептуальное осмысление своего творчества и процессов, происходящих в современной музыке.
В.Е.: Моя «Автомонография» (буквально на днях вышло новое издание, в котором повествование доходит до 2007 года) – это книга, конечно же, о моем собственном творчестве, но на фоне нашей отечественной музыкальной истории второй половины ХХ века. Моему поколению выпало жить в удивительное время – сложное и трудное, подчас тяжелое и даже страшное. Но уверенность в правоте своих музыкальных убеждений помогала нам выжить и создавать порой серьезные и большие сочинения. Воспоминания об этих временах красной нитью проходят через всю книгу, и, возможно, молодому поколению данная информация будет внове и, надеюсь, будет интересной и полезной – нельзя же забывать о своей истории…
Зинаида СЕМЕНОВА V курс ТКФ
|